СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Интонация как средство общения и воздействия."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 6-го класса на тему "Интонация как средство общения и воздействия".

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Интонация как средство общения и воздействия."»

ИНТОНАЦИЯ как средство общения и воздействия.

ИНТОНАЦИЯ как средство общения и воздействия.

ИНТОНАЦИЯ УДАРЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ РЕЧЬ МАНЕРА ГОЛОС ЗВОН ТОН ЗВУК

ИНТОНАЦИЯ

УДАРЕНИЕ

ПРОИЗНОШЕНИЕ

РЕЧЬ

МАНЕРА

ГОЛОС

ЗВОН

ТОН

ЗВУК

ИНТОНАЦИЯ тон, манера произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение к предмету речи.

ИНТОНАЦИЯ

тон, манера произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение к предмету речи.

Для чего нужна ИНТОНАЦИЯ ? Помогает слушателю понять смысл произносимых слов; … отношение говорящего к содержанию текста; Помогает понять характер говорящего и почувствовать его настроение на момент общения.

Для чего нужна ИНТОНАЦИЯ ?

  • Помогает слушателю понять смысл произносимых слов;
  • … отношение говорящего к содержанию текста;
  • Помогает понять характер говорящего и почувствовать его настроение на момент общения.
Простое слово здравствуйте можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных лад о в. А написать? Для этого понадобится на одно «здравствуйте» несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с которыми они произнесены.

Простое слово здравствуйте можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных лад о в. А написать? Для этого понадобится на одно «здравствуйте» несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с которыми они произнесены.

КОМПОНЕНТЫ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ Эмоциональная окраска голоса (ТЕМБР) ПАУЗА Скорость произнесения звуков (ТЕМП)

КОМПОНЕНТЫ

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Эмоциональная окраска голоса (ТЕМБР)

ПАУЗА

Скорость произнесения звуков (ТЕМП)

Новые слова ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ Однородные чл. предл. Определения (прил.) Противопоставления и сопоставления

Новые слова

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Однородные чл. предл.

Определения (прил.)

Противопоставления и сопоставления

1)  В нашем саду созрел  виноград ;   2)  В нашем саду  созрел  виноград ;   3)  В  нашем  саду созрел виноград .

1)  В нашем саду созрел  виноград 2)  В нашем саду  созрел  виноград 3)  В  нашем  саду созрел виноград .

Выделите слова, на которые падает логическое ударение . Еще вчера морозило, а нынче – оттепель. Ползали и летали слова, тревожные и злые, вдумчивые и веселые. Грамматика представляет собой систему.

Выделите слова, на которые падает логическое ударение .

  • Еще вчера морозило, а нынче – оттепель.
  • Ползали и летали слова, тревожные и злые, вдумчивые и веселые.
  • Грамматика представляет собой систему.
ПАУЗЫ?

ПАУЗЫ?

ПАУЗЫ Очень короткие Разделяют слова Короткие , - : (/) Средние . ; ! ? (//) … , красная строка (///) Длительные

ПАУЗЫ

Очень короткие

Разделяют слова

Короткие

, - :

(/)

Средние

. ; ! ?

(//)

, красная строка (///)

Длительные

Летнее солнце плывет над полями. Безмерный, сверкающий, пахучий окружает меня мир. Я как бы погружаюсь, ухожу в голубую, бездонную глубину этого счастливого, сверкающего мира.

Летнее солнце плывет над полями. Безмерный, сверкающий, пахучий окружает меня мир. Я как бы погружаюсь, ухожу в голубую, бездонную глубину этого счастливого, сверкающего мира.

Темп речи = скорость произношения слов + паузы. Быстрый Средний Медленный

Темп речи = скорость произношения слов + паузы.

Быстрый

Средний

Медленный

Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стен, стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон.

Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стен, стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон.

ТЕМБР Радость Волнение Восхищение Недовольство

ТЕМБР

Радость

Волнение

Восхищение

Недовольство

 Бывало, во время контрольной работы учитель оторвется  от своих четок или книги и говорит:       - Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.       Сахаров встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он  не понимает,  зачем ему, отличнику,  пересаживаться к  Авдеенко, который  плохо учится.       - Пожалейте Авдеенко, он может сломать шею.       Авдеенко  тупо  смотрит на Харлампия Диогеновича, как бы  не понимая, а может быть, и в самом деле не понимая, почему он может сломать шею.       - Авдеенко думает, что он лебедь, - поясняет Харлампий Диогенович. - Черный  лебедь,  - добавляет  он  через  мгновение, намекая  на  загорелое, угрюмое лицо Авдеенко.   - Сахаров, можете продолжать,  - говорит Харлампий Диогенович.

Бывало, во время контрольной работы учитель оторвется  от своих четок или книги и говорит:

      - Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.

      Сахаров встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он  не понимает,  зачем ему, отличнику,  пересаживаться к  Авдеенко, который  плохо учится.

      - Пожалейте Авдеенко, он может сломать шею.

      Авдеенко  тупо  смотрит на Харлампия Диогеновича, как бы  не понимая, а может быть, и в самом деле не понимая, почему он может сломать шею.

      - Авдеенко думает, что он лебедь, - поясняет Харлампий Диогенович. - Черный  лебедь,  - добавляет  он  через  мгновение, намекая  на  загорелое, угрюмое лицо Авдеенко.  

- Сахаров, можете продолжать,  - говорит Харлампий

Диогенович.

Потренируйтесь в ясном и отчетливом произношении. Прочитайте следующие скороговорочные рассказы, стараясь точно и отчетливо произносить каждый звук.

Потренируйтесь в ясном и отчетливом произношении. Прочитайте следующие скороговорочные рассказы, стараясь точно и отчетливо произносить каждый звук.

Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Стоят да на соседний двор поглядывают. А на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров, нужно дрова выдворить. Бросились Егорки с горки дрова таскать. Таскали, таскали да перетаскали. Где вместе возьмутся – толку добьются.

Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Стоят да на соседний двор поглядывают. А на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров, нужно дрова выдворить. Бросились Егорки с горки дрова таскать. Таскали, таскали да перетаскали. Где вместе возьмутся – толку добьются.

Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, просто сыворотку из-под простокваши. А он всем говорил, что я молодец-удалец, съел холодец да еще тридцать три пирога с пирогом и все с творогом, да еще один пирог с грибами, да один с потрохами. Болтал, болтал, молол, молол, язык болтает, а голова не знает.

Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, просто сыворотку из-под простокваши. А он всем говорил, что я молодец-удалец, съел холодец да еще тридцать три пирога с пирогом и все с творогом, да еще один пирог с грибами, да один с потрохами. Болтал, болтал, молол, молол, язык болтает, а голова не знает.

Прочитайте предложение вслух, сделав логическое ударение на первом слове. Перечитайте предложение, сделав ударение на втором слове, затем – на третьем и т.д. К вечеру родители уехали, и ребятам стало грустно.

Прочитайте предложение вслух, сделав логическое ударение на первом слове. Перечитайте предложение, сделав ударение на втором слове, затем – на третьем и т.д.

К вечеру родители уехали, и ребятам стало грустно.

Прочитайте стихотворение несколько раз, все убыстряя темп, но сохраняя ясное и отчетливое произношение. Прочитайте, стараясь точно и отчетливо произносить каждый звук, стихотворение Д. Хармса «Иван Топорышкин».   Иван Топорышкин пошёл на охоту,       С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор.       Иван, как бревно, провалился в болото,       А пудель в реке утонул, как топор.        Иван Топорышкин пошёл на охоту,       С ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор.       Иван повалился бревном на болото,       А пудель в реке перепрыгнул забор.        Иван Топорышкин пошёл на охоту,       С ним пудель в реке провалился в забор.       Иван, как бревно, перепрыгнул болото,       А пудель вприпрыжку попал на топор.

Прочитайте стихотворение несколько раз, все убыстряя темп, но сохраняя ясное и отчетливое произношение.

Прочитайте, стараясь точно и отчетливо произносить каждый звук, стихотворение Д. Хармса «Иван Топорышкин».

Иван Топорышкин пошёл на охоту,      С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор.      Иван, как бревно, провалился в болото,      А пудель в реке утонул, как топор.      Иван Топорышкин пошёл на охоту,      С ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор.      Иван повалился бревном на болото,      А пудель в реке перепрыгнул забор.      Иван Топорышкин пошёл на охоту,      С ним пудель в реке провалился в забор.      Иван, как бревно, перепрыгнул болото,      А пудель вприпрыжку попал на топор.

Прочитайте стихотворение С. Маршака в соответствии с интонационными указателями. Вышли мышки как-то раз (таинственно, тихо, медленно) Поглядеть, который час. (с любопытством, тихо, медленно) Час, (четко, чуть громче) Два, Три, (четко, еще громче) (четко, громко) Четыре, (четко, громко) Мыши дернули за гири. (решительно, громко, энергично) Вдруг раздался страшный звон, (с угрозой, очень громко) Убежали мышки вон! (испуганно, снижая громкость, убыстряя темп)

Прочитайте стихотворение С. Маршака в соответствии с интонационными указателями.

Вышли мышки как-то раз

(таинственно, тихо, медленно)

Поглядеть, который час.

(с любопытством, тихо, медленно)

Час,

(четко, чуть громче)

Два,

Три,

(четко, еще громче)

(четко, громко)

Четыре,

(четко, громко)

Мыши дернули за гири.

(решительно, громко, энергично)

Вдруг раздался страшный звон,

(с угрозой, очень громко)

Убежали мышки вон!

(испуганно, снижая громкость, убыстряя темп)

С. Я. Маршак «ПЕРЧАТКИ»

С. Я. Маршак «ПЕРЧАТКИ»

Шалтай-Болтай  Сидел на стене.  Шалтай-Болтай  Свалился во сне. Вся королевская конница,  Вся королевская рать  Не может Шалтая,  Не может Болтая,  Шалтая-Болтая,  Болтая-Шалтая,  Шалтая-Болтая собрать!

Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне.

Вся королевская конница, Вся королевская рать Не может Шалтая, Не может Болтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая собрать!

Итоги урока

Итоги урока

Подготовить выразительное чтение текста-описания из учебника, письменно обозначить паузы и логическое ударение.

Подготовить выразительное чтение текста-описания из учебника, письменно обозначить паузы и логическое ударение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!