СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Настоящая квалификационная работа посвящена теме

 «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы».

     Работа состоит из титульного листа, плана квалификационной работы, введения, основной части, выводов и рекомендаций. В конце работы   приложены список литературных источников, электронный вариант работы:

презентация теоретической и практической части.

    В работе рассмотрены методологические и теоретические основы  использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы в школе.

     

Просмотр содержимого документа
«Сабирова Наира КУРСОВАЯ РАБОТА»











Презентация на тему:

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

из опыта работы

учителя русского языка и литературы

школы № 151 Яшнабадского района города Ташкента

Сабировой Наиры Назировны






















Ташкент 2020 год

План-содержание

1. Введение

Методологическая и теоретическая основа исследования использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы …………………………………………………………7-11 стр.

2.Основная часть

1. Компетентностный подход при применении информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы …………………………………………………………………………12-15 стр.

2. Формирование и применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы ……………...15-24 стр.

3. Опытно-экспериментальная работа по внедрению использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы………………………………………………………….25-28 стр.

4. Диагностика результативности …………………………………..29-30 стр.

5. Разработка урока ………………………………………………….31-41 стр.

3.Выводы и рекомендации ……………………………………….....42-44 стр.

4. Список использованной литературы …………………………45-46 стр.

Приложение











Аннотация

Настоящая квалификационная работа посвящена теме

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из титульного листа, плана квалификационной работы, введения, основной части, выводов и рекомендаций. В конце работы приложены список литературных источников, электронный вариант работы:

презентация теоретической и практической части.

В работе рассмотрены методологические и теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы в школе.

А также основные направления применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

Были рассмотрены возможности компьютерных информационных технологий, используемые для более эффективного усвоения материала на уроках русского языка и литературы, показаны применение презентаций иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, репродукций, портретов, фотографий, раздаточного и справочного материала, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). Учитель за урок может не только познакомить с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и показать отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, побывать на экскурсии в музеях, театрах, на концертах. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяют подойти к изучению предмета с творческой стороны. Они активизируют системное и аналитическое мышление у учеников, а также способствуют развитию креативного мышления.

Важной частью квалификационной работы является разработка урока с использованием различных методов и приёмов с помощью информационно-коммуникационных технологий. В конце работы сделаны соответствующие выводы и даны рекомендации учителям общеобразовательных школ с русским языком обучения.

Мною были разработаны и апробированы эффективные формы и методы реализации задач усвоения темы на уроках русского языка и литературы

с применением учебной компьютерной презентации на всех этапах урока.

Выводы и результаты могут быть использованы в учебно- воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Квалификационная работа дополнена списком литературных источников и приложением. Презентация к теоретической и практической частям квалификационной работы выполнены с помощью Microsoft Power Point.
















Annotatsiya.

Ushbu malakaviy ish «us tili va adabiyot darslarida axborot-kommunikativ texnologiyalarni qo`llash» mavzusiga bag`ishlangan.

Ish titul varag`i, malakaviy ishning rejasi, kirish so`zi, asosiy qismi, xulosa va tavsiyanomalardan iborat. Ushbu ishda maktabda rus tili ba adabiyot darslarida axborot-kommunikativ texnologiyalari qo`llashning metodologik ba nazariy asoslari ko`rib chiqilgan. Shuningdek, psixologo-pedagogik adabiyotni taxlil asosoda axborot-kommunikativ texnologiyalarni qo`llashning asosiy yo`nalishlari rus tili va adabiyot darslarida mavzularni samarali o`zlashtirish maqsadida qo`llanadigan kompyuter axborot texnologiyalarning imkoniyatlari ko`rib chiqilgan, ko`rgazma va axborot materialning prezentatsiyalarni qo`llash ko`rsatilgan (darsda zarur izohlar bilan taminlangan slayd-rasmlar, reproduksiyalar, suratlar, rasmlar, ko`rgazma va malumot beradigan materiallar yig`ini).

O`qituvchi darsda nafaqat portretlar, rasmlar, ko`rgazmalar bilan tanishyira oladi, balki filmlardan lavhalar ko`rsata oladi, audiozapislarni eshittiradi, muzey, teatr, konsertlarda qatnasha oladi.

Rus tili va adabiyot darslarida axborot-kommunikativ texnologiyalarni qo`llash fanni o`rganishga ijodiy yondashishga yordam beradi. U o`quvchilarda tizim va taxlil fikrlashni faollashtiradi.

Axborot-kommunikativ texnologiyalarni har xil usullari qo`llangan dars ishlanmasi malakaviy ishning asosiy qismi.

Ish yakunida kerakli xulosalar qilingan va umumta’lim rus maktablarning o`qituvchilariga tavsiyanomalar berilgan.

Men rus tili va adabiyot darslarida mavzularni o`zlashtirish masalasini amalga oshirishning samarali usullarini ishlab chiqib darslarimda sinovdan o`tqazdim. Xulosalar va natijalar umumta’lim muassasalarning o`quv-tarbiyaviy jarayonida qo`llanishi mumkin.

Makakaviy ish adabiyot manbalarning ro`yxati va ilova bilan to`ldirilgan. Malakaviy ishning nazariy va amaliy qismlariga berilgan prezentatsiya Microsoft Power Point yordamida bajarilgan.




























1. Введение

Методологическая и теоретическая основа исследования использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы в школе.

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы в процессе преподавания.

Модернизацию образования в современном обществе невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, инструментом, обуславливающим эффективность всех процессов школьной деятельности от управления образованием до воспитания.

Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета, во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Значительный вклад в теорию и практику компьютерного образования внесли учёные под руководством академика А. П. Ершова, осуществлявшие работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча.

При разработке компьютерных технологий обучения, особенно на начальном этапе, они опирались на принципы и приёмы программированного обучения Д. Брунера, Б. Скиннера, Н. Ф. Талызиной, П. Ланда.

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Современные задачи образования требует от учителя быть постоянно готовым к самосовершенствованию, к самообразованию, уметь видеть к какому результату мы должны подвести нашего ученика, сделать для нашего ребенка окружающий мир привлекательным, уметь вдохновлять его своими идеями, учиться быть рядом и немного впереди, ведя ребенка по жизненной дороге. Все это побуждает нас предполагать, что наряду с другими, ключевыми для современного учителя компетенциями становятся важными, ключевыми ИКТ-компетентность учителя.

Информационная компетентность учителя – это широкое понятие, которое понимается как осознанное, целенаправленное, результативное применение технических знаний и умений в деятельности учителя, воспитателя является одной из составляющей профессиональной деятельности.

Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения успешным. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей, они быстро идут вперед, усваивают много различных сведений.

В современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. В настоящее время в связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретает применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы в активизации познавательной деятельности учащихся.

Настоящая работа представляет собой систематическое описание стратегии внедрения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы в процесс обучения русскому языку и литературе.

В работе также дается обоснование ведущей роли компетентностного подхода использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для достижении высоких целей.

Проблема: каковы возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы?

Объектом исследования является использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы. Предмет: методы и способы использования нформационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Цель данной работы:

1. Показать образовательное, развивающее и воспитательное значение и возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

2.Раскрыть основные направления применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

Задачи:

1. Выявить сущность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы и их роль в процессе обучения.

2. Рассмотреть методы и приёмы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

3.Конкретизировать содержание, формирующий компетентностный подход применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

4. Показать способы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы на различных этапах деятельности учителя и учащихся.

5. Представить анализ результатов деятельности.

Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что в нынешних условиях социального прогресса общество как никогда нуждается в широких специалистах. Без понимания сущности процессов, ведущих к интеграции наук и синтезу научного знания, нельзя подойти к решению проблемы формирования специалистов, компетентных в нескольких областях научных знаний. Как показывает практика, применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних использований информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Безусловно, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы найдут применение в практической деятельности учеников и учителей. На уроках же русского языка и литературы, задействуя процессы узнавания и формируя радость успеха, усвоение речевого и языкового материала будет происходить быстрее и качественнее.

Преподавателей данная курсовая познакомит с возможностями включения информационно-коммуникационных технологий в структуру уроков русского языка и литературы. Это позволит повысить мотивацию учеников к изучению предмета, расширить их и свой кругозор, провести параллели между компонентами структуры обучения.

В работе были использованы такие методы как изучение педагогического опыта, моделирование, анализ, синтез, конкретизация.

Структура работы: включает введение, основную часть, выводы и рекомендации, список литературных источников, приложение,







2. Основная часть.

1. Компетентностный подход при применении информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью культуры народа. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В настоящее время вопрос о смене приоритетов в целевой установке стоит особенно остро. Проблема перехода на качественно новое содержание требует методологического обоснования, выявления принципов, которые позволяют направить всю систему образования на формирование «жизненных навыков» - функциональной грамотности, профессиональной компетентности, практических навыков и умений.

В Узбекистане осуществляется комплекс мер, направленных на внедрение компетентностного образования, проводятся исследования по определению базовых и ключевых компетентностей как ожидаемых результатов обучения. Принята концепция развития системы народного образования до 2030 года.

Президент Узбекистана Мирзиёев Ш.М. 29 апреля 2019 года подписал указ

«Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года.

Указом утверждены Концепция развития:

- совершенствование методики преподавания, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно- воспитательного процесса;

- внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов в сфере образования.

- внедрение современных методов и направлений внешкольного образования в воспитании молодежи и обеспечении ее занятости;

- применение на практике комплекса мер, включающих в себя пять инициатив, направленных на создание дополнительных условий для воспитания молодёжи.

Компетентностный подход в обучении применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы - это направленность обучения на развитие комплекса качеств учащихся, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях.

Компетенция в области языка - способность учащихся использовать языковые знания, умения, навыки в различных жизненных речевых ситуациях.

В настоящее время в теории и практике преподавания русского языка в школе выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая.

Еще раз хотелось бы поговорить о важной психолого-педагогической и лингвометодической проблеме - развитию коммуникативной компетенции учащихся на основе применения информационно-коммуникационных технологий в процессе развития речи на уроках русского языка и литературы.

Опыт работы над проблемой использования ИКТ на уроках русского языка и литературы свидетельствует о преимуществах их применения: это и дополнительный материал к учебникам, позволяющий расширить кругозор учащихся, и быстрый контроль их знаний, и новая занимательная информация, повышающая познавательные интересы учащихся, и более эффективные условия для проведения индивидуальной, фронтальной и групповой форм деятельности. Информационно-коммуникативные технологии применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. В основном использую такие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий, как информационно-обучающие программы, тесты, блиц-опрос, проекты, наглядные пособия, слайдовые презентации, видеоуроки. Возможности мультимедиа делает уроки русского языка и литературы яркими, интересными, эффектными. Конкретно-наглядная основа урока позволяет сделать обычные учебные занятия зрелищными и поэтому легко запоминающимися.
Компьютерные информационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, репродукций, портретов, фотографий, раздаточного и справочного материала, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, побывать на экскурсии в музеях, театрах, на концертах. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность, может проявить свое творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, отражением самых интересных моментов темы.
Компьютерные технологии представляют широкие возможности как для учителя в процессе подготовки и проведения уроков, так и для развития творческого потенциала школьников, организации их самостоятельной познавательной деятельности.

Несомненно, наиболее широкие возможности для формирования коммуникативной компетенции учащихся представляют уроки русского языка и литературы, особенно отведенные программы по этому предмету уроки развития речи. Но коммуникативная компетенция проявляется на уроках по всем учебным предметам и является показателем таких свойств мышления как богатство, гибкость, разнообразие. Следовательно, формирование коммуникативной кометенции становится общей задачей для педагогов разных специальностей, и здесь все более актуальным становится вопрос об эффективности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Проблема использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы в дидактике и в частных методиках была одной из ведущих в 20 в. Ученые видели в применении информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы средством решения ряда общепедагогических и методических задач: усиления познавательных интересов учащихся; формирования научного мировоззрения; усиления глубины и прочности знаний; обеспечения успешности обучения, практической направленности обучения; расширения умственного кругозора учащихся.

Опираясь на теоретический анализ литературы, а также на собственный опыт работы мною было разработано и сформулировано рабочее определение понятия по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

2. Формирование и применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы в школе.

В системе общего среднего образования родной язык и литература занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла в силу той роли, которую он играет в становлении и развитии личности ребенка.

Язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Наконец, с помощью родного языка ребенок познает самого себя, формируется как личность.
Обеспечивая языковое развитие школьника, мы, таким образом, в соответствии с требованиями Госстандарта и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Узбекистана создаем условия для его интеллектуального, эмоционального, нравственного развития и готовим его к активному, деятельному участию в производственной и общественной жизни.

В школе русский язык выполняет двойную функцию, являясь не только предметом обучения, но и средством приобретения знаний по всем дисциплинам. Именно поэтому в системе школьного образования получил широкое распространение процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

В последнее время одной из главных задач народного образования Узбекистана стало дать школьнику целостное представление об окружающем нас мире. Именно поэтому процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы на сегодняшний день так актуален в системе школьного образования.

Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учета научно-методических положений режессура урока (она отражается в плане) и личностное исполнение учителем этой режессуры, т.е. своего плана. Есть ряд задач, решение которых создает условия (предпосылки) повышения эффективности урока. Наибольшее значение среди них имеют следующие: развитие у школьников интереса к родному языку, перспективность в учении, использование учебного мультимедийного материала на уроках.

На уроках русского языка и литературы материал информационно-коммуникационных технологий применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений. Выбор способов использования материала зависит, во-первых, от его вида, во-вторых, от специфики изучаемого языкового материала и особенностей формируемых умений, в-третьих, от специфики контактирующих учебных дисциплин (изучающих язык или его отдельные стороны или не изучающих его), а также временных связей - синхронных или несинхронных.

Использование информационных и коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения:

- они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях,

- помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности,

- создавать коммуникативные ситуации,

- автоматизировать языковые и речевые действия,

- а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы,

- помогают реализовать индивидуальный подход и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

- компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал.

Учителя стараются применять в своей работе новые современные технологии. Учителями используются разные дополнительные электронные пособия и программы, но не всегда это подходит непосредственно к учебнику.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли отечественные и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Компьютерная деятельность на уроках русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

Как органично ввести электронную технику в структуру урока, не нарушив при этом общей логики? На мой взгляд, учащимся интересны уроки, на которых применяются:

Презентация:

-проектов,

-дидактического материала,

-тестов,

-схем,

-таблиц,

-картин,

-проблемных вопросов,

-блиц-опрос,

-тестирование.

Мультимедиа-ресурсы:

-электронная библиотека;

-аудиокниги;

-электронные словари;

-видеофильмы (художественные, научно-популярные);

-электронные энциклопедии;

- репродукции картин;

- виртуальные экскурсии;

-классические музыкальные произведения.

Презентация

Внедрение информационных технологий в урок способствует повышению интереса к предмету и качества обучения учащихся. В своей работе использую компьютерную программу Microsoft Power Point, которая позволяет создавать презентации к урокам. Я шаг за шагом научилась пользоваться готовыми и создавать свои. Эта необычайно интересная программа обогащает урок эмоциями, психологически облегчает процесс усвоения, прививает интерес к русскому языку и литературе, расширяет кругозор и повышает эффективность урока. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок более интересным. При этом компьютер становится помощником преподавателя. Роль учителя здесь особенно важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и развитие. Учитывая, что информация должна быть учебной, специальным образом обработанной, помещённой в некую программную среду и только затем представленной, становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения усложняется: требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

Урок-презентация стимулирует и мотивирует учеников более серьёзно и глубоко изучать предмет, участвовать в исследовании проблемы, в эксперименте, самостоятельно осуществлять самопроверку, самоконтроль, самоанализ, самооценку по образцу ответов и критериям.

Использование на уроке компьютера и мультимедийного проектора позволяет экономить время на разных этапах: проверка домашнего задания, актуализация знаний, повторение, изучение нового, закрепление изученной темы, проверка самостоятельной работы (самопроверка, взаимопроверка); демонстрировать учащимся богатый наглядный материал, дать возможность насладиться шедеврами классической музыки.

Информационно-коммуникационные технологии сочетаются на уроках с технологиями:

- проблемного обучения;

- педагогической мастерской построения знаний;

- технологии исследовательского и проектного обучения;

- здоровьесберегающими технологиями;

- личностно ориентированными технологиями.

Мною накоплен опыт работы в интеграции данных технологий с ИКТ и применения их на уроках русского языка и литературы. Среди них такие уроки:

по русскому языку:

«Простое предложение» для 5 класса

«Сложное предложение» для 5 класса;

«Обобщающие слова» для 5 класса;

«Разряды прилагательных» для 6 класса;

«Разноспрягаемые глаголы» для 6 класса;

«Основные виды обстоятельств» для 8 класса;

«СПП с придаточными времени» для 9 класса;

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения. «Тире в БСП» для 9 класса

по литературе:

«Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Парус» для 6 класса;

Урок-рассуждение по повести Л. Н. Толстого «Детство». Главы из повести.

для 6 класса;

Рассказы А.П. Чехова «Толстый и тонкий» «Хамелеон». Подготовка к сочинению для 6 класса;

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба и его сыновья» для 7 класса;

«Маленький человек: тип или личность?» по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди» для 9 класса;

«Помещичья Россия». Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» для 9 класса;

«Чулпан Абдулхамид Сулейман-оглы» для 10 класса;

«Абдурауф Фитрат» для 10 класса;

«Закирджан Халмухаммад Фуркат» для 10 класса;

«Мухаммад Амин Ходжа Мукими» для 10 класса;

«Александр Аркадьевич Файнберг» для 11 класса;

«Адыл Якубов» для 11 класса;

«Хамид Алимджан» для 11 класса;

Компьютер приходит на помощь при осуществлении контроля знаний у учащихся. В практике работы есть опыт применения тестовых программ при проведении контрольных мероприятий и самостоятельных работах. Компьютерное тестирование обусловливает получение необходимой информации о каждом ребёнке индивидуально-личностного характера. Она позволяет увидеть продвижение каждого ребёнка. С помощью программно-методических комплексов можно управлять процессом обучения каждого учащегося.

Решая вопрос о подтверждении повышения качества учебно-воспитательного процесса в результате применения информационных технологий, будучи председателем М/О русского языка и литературы приведу пример работы, проводимой в нашей школе.

Учитель русского языка и литературы к каждому уроку готовит целый «багаж» художественной и научно-популярной литературы: тексты, цитаты, высказывания поэтов, писателей, риторов, библиографические справки, наглядный материал. В этом случае очень удобно иметь под руками электронную библиотеку в виде1-2 дисков, где можно найти разделы классической и современной литературы, фантастику, приключения, зарубежную литературу, древнерусскую, античную и многое другое.

Прекрасный источник прикосновения к искусству слова – это аудиокнига. На уроках учащиеся имеют возможность услышать тексты в исполнении актёров театра, а это позволит лучше понять содержание текста, проанализировать эпизод, интерпретировать текст.

Электронные учебники, словари, энциклопедии, справочники позволяют разнообразить задания для учащихся, ускорить процесс поиска информации; помогают на уроке осуществить принципы научности и наглядности.

Коллекция репродукций картин дополняет уроки развития речи, с помощью изобразительного искусства и музыки можно иллюстрировать и сопровождать процесс чтения художественного произведения.

Уроки с использованием этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора.

А еще применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития.

Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения, а работать в комплексе.

Использование ИКТ развивает исследовательские способности учащихся, повышает их речевую активность, способствует осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, создания своего текста, своего проекта. Так многие учащиеся попробовали себя в проектной деятельности. Например, учащиеся 6 класса в рамках уроков русского языка и литературы создали проекты: «Жизнь и творчество Толстого Л.Н.», «Фразеологизмы», «Культура речи» и др. В чём-то получились удачные, в чём-то неудачные, но интерес и поиск информации заставили ребят включиться в процесс познания. Ученики убедились, что для успешной защиты проекта необходимы богатый словарный запас и ораторские навыки. Речь, как визитная карточка, характеризует высококультурного, образованного человека, который в любой ситуации мог бы грамотно вести диалог.

При использовании мультимедийных технологий знания усваиваются лучше. Повысить уровень грамотности письма, изучить и повторить правила орфографии и пунктуации, тщательно проверить знания и моментально восполнить пробелы.

Наблюдения показывают, что после занятий в компьютерном классе учащиеся начинают серьезнее относиться к орфографии и пунктуации, ученик убеждается, что неправильное или небрежное написание орфограмм или пунктограмм создает реальные помехи для коммуникации. В современных условиях, когда дети мало читают, работа с программой «Фраза» позволяет формировать мне на уроках орфографическую зоркость учащихся.

Особенно важно научить детей читать выразительно, следуя орфоэпическим нормам. Яркое, сопровождаемое музыкой чтение эмоционально воздействует на ребят, поэтому на уроках литературы использую диски МР-3 с аудиозаписями стихотворений и отрывков из произведений классиков в актерском исполнении. Слушая такое чтение произведений, ученики стараются читать, подражая чтецу, «с толком, с чувством, с расстановкой».

Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

 -создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;

 - повышение качества обучения;

- увеличение интереса к изучению предмета;

- рациональное распределение времени урока;

- доходчивое объяснение материала.

  Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии, урока-презентации, интегрированного урока, урока-обобщения и закрепления, урока-путешествия.

Применение компьютерных технологий позволяет мне:

 наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий, идти в ногу со временем. 

Таким образом, умелое использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели.

Пусть наши уроки помогут школьнику войти в жизнь образованным, умелым и уверенным в себе человеком, ведь важнейшие индикаторы личности – это хорошо поставленная речь, яркое и отточенное слово.

Думаю, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, нужно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента для овладения культурой речи, ведь чем лучше человек знает язык, чем свободнее владеет его богатствами, тем выше культура речи этого человека.










3 Опытно-экспериментальная работа по внедрению использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы в школе.

«Жизнь на уроке должна стать подлинной».

Сделать ее такой – задача современного учителя.

За годы работы в школе я поняла, что материал с использованием информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы был интересен.

И нужно, чтобы дети сами пытались подбирать и осознавать материал, анализировать уже накопленные знания и делать самостоятельные выводы.

Для обоснования и подтверждения теоретических положений, представленных в данной работе было организовано опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого предполагалось доказать эффективность предлагаемого комплекса уроков русского языка и литературы с использованием информационных и коммуникационных технологий для 8 класса на примере экспериментального класса.

Эксперимент проводился на базе 8 «Б» класса Ташкентской средней школы № 151 Яшнободского района и состоял из следующих этапов: констатирующего. формирующего, и контрольно-диагностического.

Цель эксперимента- оптимизация обучения русскому языку и развитие компетенции знаний, умений и навыков, интеллектуальных и творческих способностей с использованием информационных и коммуникационных технологий средствами интерактивных методов учащихся средних и старших классов.

Задачи:

1) провести анализ и оценку уровня познавательной активности учеников экспериментальной группы по определённым критериям;

2) формировать умения владеть устной и письменной речью;

3) развивать интеллектуальные и творческие способности, эмоционально- волевые и нравственные качества личности;

4) формировать и выработать навыки написания сочиненя по теме.

При реализации эксперимента применяли:

-Презентацию с материалами информационных и коммуникационных технологий;

- использование интерактивных методов;

-раздаточный материал, схемы, таблицы, картинки;

- упражнения, обучающие ученика определят морфологические, синтаксические признаки сложного предложения, выделяет и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки; повторять порядок разбора слова по составу, словообразовательного, морфологического, синтаксического, лексического разбора;

-Работа с поэтическим текстом, эвристическая беседа, работа с прозаическим текстом, вопросно- ответная беседа;

-Вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений по картине, работа по картине с музыкой.

Изучение и анализ опыта в организации учебной работы и экспериментальные исследования с использованием информационных и коммуникационных технологий позволяют установить, что образовательно-воспитательная эффективность компетентностного подхода зависит от сочетания различных методов и приемов его осуществления.

Основная задача учителя в организации учебной работы с использованием информационных и коммуникационных технологий заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления компетентностного подхода.

В своей работе использую методы:

-объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с использованием информационных и коммуникационных технологий) с иллюстрацией различных по содержанию источников (карт, схем, диаграмм, картин натуральных объектов и т.д.);

-частично-поисковый метод, основанный на использование информационных и коммуникационных технологий, знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей;

Наряду с традиционными в программе используются современные информационные и коммуникационные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, проблемно-диалогическое обучение; здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, проектные технологии.

Материал информационных и коммуникационных технологий применяю на разных этапах урока:

  • в начале урока, во вступлении;

  • при актуализации знаний;

  • при изучении нового материала;

  • в домашнем задании;

  • при закреплении.

При разработке уроков учтены программные требования, образовательные стандарты. Типы уроков соответствуют структуре урока изучения нового материала.

Логически продуман переход от одного этапа к другому. Отобранный дидактический материал доступен, интересен, богат, разнообразен, что способствует решению определённых целей и задач:

- усвоение знаний о русском речевом этикете;

- овладение учащимися нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими на основе теоретических знаний

- овладение навыками правильной литературной речи, как устной, так и письменной (сжатый пересказ)

- овладение навыками языкового анализа, сравнения, обобщения

- формирование умений оценивать языковые факты с точки зрения их нормативности

- воспитание вежливости, тактичности, уважительности

- обогащение словарного запаса учащихся (словарная работа)

- развитие творческих способностей (написание сочинений-миниатюр по темам и ситуациям, написание писем)

Разнообразие методов и приёмов, используемых на уроках по указанным темам, позволяет успешно решить поставленные цели и задачи.

Домашние задания, выполненные учащимися, показывают, что материал усвоен.




















4. Диагностика результативности

Как показали мои наблюдения использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы имеет положительные результаты. Я провела ряд исследований в 8 «Б» классе (тесты, анкетирование) и сравнила результаты с исследованиями прошлых лет.

Можно отметить повышение интереса к урокам русского языка и литературы (92 % учащихся отмечают уроки русского языка и литературы среди самых интересных).

Повысилась познавательная активность учащихся в школе и во внеурочное время (в 8 "Б" классе 38% учащихся имеют высокий уровень познавательной активности; 47% -средний; 15% - низкий).

Положительный рост прослеживается и в развитии словесно-логического мышления учащихся. (Высокий уровень развития словесно-логического мышления имеют 16% учащихся, выше среднего – 55 %; средний – 26%; ниже среднего – 5%; с низким уровнем учащихся нет).

В результате работы использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы расширяют лингвистические познания учащихся, развивает личность детей, воспитывается бережное отношение к языковой культуре.

Многие учёные, методисты отмечают, что используя информационные и коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы, педагог подготовит учащихся грамотных в широком смысле этого слова, вооруженных навыками пользования устной и письменной речи в такой степени, в какой это будет им необходимо для творческой, производственной и общественной деятельности.

Поэтому я считаю, что все перечисленные результаты в конечном итоге влияют на уровень обученности учащихся.

С большим желанием и удовольствием ребята участвуют в научной конференции, посвящённой исследовательской деятельности по русскому языку и литературе, где они знакомят других ребят с результатами своих работ, тренируются в публичной речи и пользуются возможностью заинтересовать своими увлечениями и работами.

Истинный же результат использования информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы - покажет время: вырастут ли наши ученики достойными гражданами нашей Республики Узбекистан.






















5. Разработка урока по русскому языку

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык Учитель: Сабирова Н.Н.


Тема:

Второстепенные члены предложения.

Основные виды обстоятельств

Класс: 8

Дата:






Цель:


Образовательная:

Расширить представления об обстоятельстве, познакомиться с основными видами обстоятельств и способами их выражения


Развивающая:

Развитие наблюдательности, логичности, последовательности, связности речи учащихся.

Реализовать творческие способности средством презентации межпредметных связей.


Воспитательная:


воспитать интерес к предмету.

Компетенции:


1.Формируемые элементы ключевых компетенций:

К-2 умеет находить, отбирать, нужные и передавать информации.

К-3 умеет постоянно работать над собой, стремится к совершенству.

К-6 умеет планировать личную деятельность.

2.Сформированные у учащихся элементы предметных компетенций:

П-1 Чтение: может правильно и выразительно читать, понимая смысл слов;

Говорение: может излагать содержание текста, высказывая своё мнение;

Письмо: может связать в тексте предложения по смыслу, обеспечивая логическую последовательность; соблюдает орфографические правила и правила каллиграфии.

П-2 Фонетика: соблюдает важнейшие орфоэпические нормы в произношении звуков;

Лексика: правильно использует изученные лексические единицы в предложении; может делать фонетический и лексический разбор слова и грамматический разбор предложения;

Грамматика: может выражать логически правильно и последовательно; соблюдает все орфоэпические нормы в произношении звуков;

Лексика: умеет пользоваться словарём для определения значения лексических единиц.

Содержание

учебного

процесса.

Формировать навыки умения определять виды обстоятельств, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.




Технология и организация

учебного

процесса.




Метод:

Частично – поисковый

Форма:

Коллективная, работа в группах, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах, работа по сигнальным карточкам, дифференцированный.

Средства:

Мультимедийная учебная презентация, раздаточный материал, индивидуальные карточки -заданий



Приёмы:

Вопросно-ответная беседа, работа по материалу для наблюдений, синтаксическая разминка, «Верите ли вы, что…», работа в группах, конструирование текста, вопросно- ответная беседа, найдите обстоятельства в предложениях, способы выражения обстоятельств, тренировочные упражнения, замените наречия фразеологизмами, круги по воде, самостоятельная работа, комментированное чтение правила, дифференцированное задание Взаимопроверка, самопроверка.


Контроль:

Тестирование. Блиц- опрос.

Оценка:

1-5 баллов


Ожидаемый

результат

Учитель:

Ученик:

Цели и задачи реализованы в полном

Компетенция

знаний, умений, навыков усвоены



Переспектива


Учитель:

Ученик:

Исправление допущенных ошибок

Сильные ученики: кроссворды, карточки по теме, стенгазета.

Слабые ученики сочинение, рефераты по теме, таблицы.
















План-конспект урока

Предмет: Русский язык Класс 8 Дата_____ Учитель Сабирова Н.Н.

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Основные виды обстоятельств.

Цели урока:

1. Обучающая –расширить представления об обстоятельстве, познакомиться с основными видами обстоятельств и способами их выражения;

2.Развивающая- развитие наблюдательности, логичности, последовательности, связности речи учащихся.

3.Воспитательная- воспитать интерес к предмету.

Компетенции:

1.Формируемые элементы ключевых компетенций:

КК-3Самосовершенствование
КК-5 Национально- и общекультурная;

КК-5 умеет планировать личную деятельность

Вид урока: урок -обобщение

Оборудование: карточки с заданиями, мультимедиа

Согласно ГОСОСО

Мысль в подарок…

Умеющие мыслить умеют

задавать вопросы.

Э. Кинг

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. (1 мин.)

Проверить готовность уроку, наличие учебных принадлежностей; отметить присутствующих; выяснить причину отсутствия на предыдущих уроках; ознакомить учащихся с темой и задачами урока.

II.Проверка домашнего задания. (Фронтальный опрос, индивидуальный, работа в группах, работа в парах) (5 мин.)

1) Проверка письменного задания.

2)Вопросно-ответная беседа. (1 мин)

1) Синтаксическая разминка. Задание. Закончите правильно предложения:

Особый вид определения, выраженный существительным, – (приложение)…

Главный член предложения, отвечающий на вопрос “что есть такое?”, –(подлежащее)…

Существительное в именительном падеже может быть подлежащим, приложением и (сказуемым)…

В предложении В классе тихо, слово “тихо” – (Обстоятельство)…

Член предложения, отвечающий на вопрос “чей?”, – (Определение)…

Определение, связанное с существительным по способу управления или примыкания, – (Несогласованное)…

Член предложения, поясняющий, при каких обстоятельствах совершается действие, – (Обстоятельство)…

2) «Верите ли вы, что…» (1 мин.)

Верите ли вы, что…

Да

Нет

1

Обстоятельство – это второстепенный член предложения

 

 

2

Обстоятельство обозначает признак действия

 

 

3

Обстоятельство зависит от сказуемого

 

 

4

Обстоятельство может быть согласованным с подлежащим

 

 

5

Существует 5 видов обстоятельств

 

 

6

Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой?

 

 

7

Обстоятельство может обозначать причину

 

 

8

Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом

 

 

9

Обстоятельство может быть выражено словосочетанием с предлогом несмотря на

 

 

Верите ли вы, что

Да

Нет

Обстоятельство – это второстепенный член предложения

+

 

Обстоятельство обозначает признак действия

+

 

Обстоятельство зависит от сказуемого

+

 

Обстоятельство может быть согласованным с подлежащим

 

+

Существует 5 видов обстоятельств

 

+

Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой?

 

+

Обстоятельство может обозначать причину

+

 

Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом

 

+

Обстоятельство может быть выражено словосочетанием с предлогом несмотря на

+

 

3)Письменная работа.

1) Работа в группах. (2 мин.)

Задание. Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.

1-группа

1.Мы (обст. меры и степени) устали.

2.Он (обст. причины) на месяц освобожден от занятий физкультурой.

3.Мы отправились в лес (обст. цели)

4.(Обст.места) поднималось солнце.

2-группа

1.Мы пойдем (обст. места) (обст. цели)

2.Вадим отстал от своих товарищей (обст. причины)

3. (Обст. времени) над лесом занялся пожар.

4.Ребята поспешили на речку (обст. цели)

2)Дифференцированные задания. Конструирование текста.*( для сильных учащихся) ( 3 мин.)

(Учащиеся выполнят работу на своём листе и передают по кругу)

Задание. Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.

2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.

3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.

4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.

5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталине.

6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.

7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.

Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные.

– Можно ли назвать данные предложения текстом?

– Определите стиль и тип речи данного текста.

– Какова роль обстоятельств в данном тексте? Тропы!

– Что такое обстоятельство?

– Чем оно может быть выражено?

– Какова роль обстоятельств в тексте?

– Какое задание показалось интересным на уроке?

– Какое задание показалось достаточно простым?

3.) Вопросно- ответная беседа (1 мин.)

Что такое обстоятельство?

На какие вопросы отвечает обстоятельство?

Чем оно может быть выражено?

Какие виды обстоятельства вы знаете?

III. Объяснение нового материала: Частично-поисковый метод.

1)Вступительное слово учителя. ( 5 мин.)

Последовательность действий

Второстепенные члены предложения

определение

дополнение

обстоятельство

1. Что обозначает?

признак предмета

предмет

место, время, способ действия

2. На какой вопрос отвечает?

Какой? Чей? Который?

вопросы косвенных падежей

Где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? В какой степени? С какой целью?

3. Чем выражено?

прилагательным, причастием, местоимением, существительным в косв. падеже

существительным или местоимением в косвенном падеже

наречием, существительным в косвенном падеже с предлогом

2) Работа по материалу для наблюдений.

1)Распределительный диктант. (3 мин)

Вид

обстоятельства

Образа действия

место

время

условие

цель

причина

уступка

№ предложения








1.Осень проходит мгновенно.
2.Сон в осенние ночи крепкий, несмотря на барабанящие ливни.
3.В саду шуршит трава.
4.Осенью весь дом засыпан листьями.
5.Художники приезжают к солотчинцам изучать иконопись.
6.При желании ты доберешься до зарослей багульника.
7.Трава уже седеет от первого утренника.


2)Запишите предложения. Найдите обстоятельства, подчеркните, определите, чем они выражены. Назовите способы выражения обстоятельств: (2 мин.)

1.Звонко кукушка вдали куковала.

наречие

2. Она изменилась до неузнаваемости.

сущ. с пред.

3.Он работал не покладая рук.

фразеол. оборот

4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.

дееприч. оборот

5. Я приехал повидать тебя.

инфинитив

6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце.

сравнительный об.

7. И звуки полетят, красуясь и играя.

деепричастие

3)Чтение теоретической части учебника. Стр. (3 мин.)

IV.Закрепление.

1). Найдите обстоятельства в предложениях. (3 мин.)

  • Я побежал вперед.

  • Мы приехали вчера.

  • Мы пошли пешком.

  • От усталости у меня кружится голова.

  • Я пришла мириться.

  • Он был очень внимателен.

  • Без звонка туда идти нельзя.

  • Я побежал вперед.

  • Мы приехали вчера.

  • Мы пошли пешком.

  • От усталости у меня кружится голова.

  • Я пришла мириться.

  • Он был очень внимателен.

  • Без звонка туда идти нельзя.

  • Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома.

2)Определите способы выражения обстоятельств.

(2 мин.)

Примеры

1) наречиями

Мы приехали утром.

2) деепричастиями (деепричастными оборотами)

Он сидел, греясь на солнце.

3) именами существительными

Он читал стихи с выражением,

как профессиональный чтец.

4) неопределённой формой глагола

Я хочу пойти прогуляться.

5) синтаксически неделимыми словосочетаниями

Я потерял тетрадь два дня тому назад.

6) фразеологизмами

Он бежал сломя голову,

но все равно пришел к шапочному разбору.

3)Тренировочные упражнения.

Развитие речи. (4 мин.)

Найдите в тексте обстоятельства и назовите вид обстоятельства.

Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны густо чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи.  …

Мы ехали довольно скоро.  … Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором.  … Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком. («Капитанская дочка» А. С. Пушкин)

4)Замените наречия фразеологизмами, какие виды обстоятельств у вас получились? (3 мин.)

Он живёт далеко. чёрта на куличках.

Ответь мне честно. положа руку на сердце.

Наши дома стоят рядом. бок о бок.

Саша проснулся рано. ни свет ни заря.

Петя бежал быстро. сломя голову

Наташа трудилась хорошо. не покладая рук.

Катя выучила стихотворение отлично. назубок.

5)Круги по воде. (2 мин.)

Составьте предложения или связный текст на тему «Осень», употребляя основные виды обстоятельств.

Слова и словосочетания для справок: из-за дождей, несмотря на плохую погоду, шумит золотой дождь, листья шуршат, хмурые тучи, сухая трава, золотая осень.

6)Рефлексия. Итоговые вопросы. ( 2 мин.)

Продолжите предложения, используя различные виды обстоятельств:

На уроке я чувствовал себя…

Виды обстоятельств я запомнил…

Урок прошёл…

V. Подведение итогов урока. Комментирование оценок. (1 мин.)

VI. Домашнее задание. Упражнение № (1 мин.)














3.Выводы и рекомендации

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что использование информационно-коммуникационных технологий в обучении русскому языку и литературе каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы- это и есть, самый верный путь к организации развития творческой деятельности учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Для развития творческих способностей учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно- следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

Прежде всего, любое занятие, в том числе использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, должно иметь четкий план, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Творчество использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы учителя и ученика безгранично, важно только умело его направить для достижения поставленных учебных целей.

Завершая разговор о значении использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, хочется сказать словами великого русского писателя Л.Н. Толстого «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,…тем легче будет учиться ученику».

Наиболее удивительные открытия XXI в. будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по - новому оценим само понятие «человек». Современная школа переживает в настоящее время тяжелый процесс становления. Работники просвещения настаивают на необходимости отойти от стандартов обучения, стереотипов педагогического мышления.

Особое значение имеет информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Такая перестройка с учетом использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы направлена на формирование активной позиции ученика в процессе обучения, ибо она предусматривает реализацию единства образовательных, развивающих и воспитывающих функций обучения; единство идейно-теоретического, научно-мировоззренческого содержания обучения и активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

В дидактике доказано, что злейший враг в учении – это скука. Поэтому в работе учителя должны быть интегрированы воедино знания предмета, профессиональное мастерство и артистизм.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы —  это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д. Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.
























5. Список использованной литературы

1.Указ «Об утверждении Концепции развития системы народного образования до 2030 года.

2. Указ Президента республики Узбекистан «О мерах по коренному улучшению условий для развития информационных технологий в республике» 03.07.2017 г.

3. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева Олий Мажлису «О поставленных приоритетных задач на 2019 год по реализации государственной программы.

4. Современные аспекты повышения качества образования Республики Узбекистан в условиях применения передовых информационно-коммуникационных технологий. Научные статьи по наукам об образовании, автор научной работы- Гулямов С.С., Саидов М.Х, Жуковская И.Е., Хакимов А.М.

5.Р. Ишмухамедов. Инновации в образовании и воспитании.(практические советы) - Ташкент 2009

6.Самовыражение и самореализация обучающихся как базовые личностные качества в современных условиях. -Ташкент, 2014.

7.Васильев В. В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000. - № 9.

8. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

9. Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога. Диалог с воображаемым оппонентом // Народное образование. 2005. - № 7.

10. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. - 2004.- №5. - с.3-12.

11. Мочалова Н.А. Использование компьютера на уроках литературы и русского языка [Текст]Н.А. Мочалова.

12. Андреев, С.А. Разработка методологических и организационных путей совершенствования мультимедиа технологий / С.А. Андреев. – М.: Педагогика,  2012. – С. 90  

13.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ziyonet.uz – Информационный образовательный портал.

2. http://www.uzsci.net – Научная и образовательная сеть Узбекистана.

3. http://www.pedagog.uz – Портал педагогических образовательных учреждений Республики Узбекистан, имеется электронная библиотека

4. Сеть творческих учителей /ИКТ в средней и старшей школе /communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com.

5. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

6. Google :  http://5fan.ru/wievjob.php?id=48318

Приложение

Прилагаются слайды, презентация курсовой работы, видеоматериалы на электронном носителе.

45


Просмотр содержимого презентации
«Презентация курсовой работы Сабирова Н.Н.»