ГБПОУ НО «КБЛК»
Тема: Использование кейс-методов для формирования профессиональных компетенций студентов Подготовила преподаватель О.Ю.Игнатенко
- традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого; - интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим; -кейс-метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека , умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него В.Н. Птицын
История возникновения
Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай.
Главная особенность метода — изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики.
Существуют различные обозначения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.
Кейс – технология
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество преподавателя и студента !
Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
Отличия кейс - технологии от традиционных методов обучения
Традиционные методы обучения
Кейс – технология
Ориентированы на изучение чего-либо, то есть предназначены для передачи определенного набора знаний
Ориентирована на научение чему-либо, то есть предназначена для развития у обучающихся умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы
Упор делают на анализ причинно-следственных связей
Предполагает созидание, творческий подход со стороны обучающихся
Важен только конечный результат
Важен сам процесс получения знаний
Преподаватель – наставник
Преподаватель – наблюдатель, слушатель
Создание кейса
В начале нужно ответить на три вопроса:
- Для кого и чего пишется кейс?
- Чему должны научиться дети?
- Какие уроки они из этого извлекут?
После этого процесс создания кейса будет иметь вид:
Структурирование учебного материала
Выбор организационных форм, методов и средств обучения
Цель обучения
7
Методы кейс - технологии
7
Метод инцидентов
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
7
Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.
Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.
Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Кейс - стади
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Особенности:
- Обязательная исследовательская стадия процесса
- Коллективное обучение или работа в группе
- Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
- Специфическая разновидность проектной технологии
- Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
Использование кейс – стади…
- позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;
- помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
- принципиально отличается от традиционных методик: обучающийся равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;
- преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
Работа студента с кейсом
I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения .
Действия преподавателя в кейс - технологии
- создание кейса или использование уже имеющегося;
- распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
- организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
- работа с кейсом;
- организация презентации решений в малых группах;
- организация общей дискуссии;
- обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
- оценивание учащихся преподавателем.
Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя в ходе работы с кейсом :
- Преподаватель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
- В определенных условиях преподаватель будет сам давать ответ;
- Преподаватель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
Виды кейсов
Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным ).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Функции, типы и примеры кейсов
Название доминирующей функции кейса
Тип кейса
1. тренинг
тренировочный
2. обучение
Характеристика функций кейса
обучающий
3. анализ
Примеры
Тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях
4. исследование
аналитический
Овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов
Химия: тренировка практических навыков получать разный результат в хим. реакциях в зависимости от разных условий
Анатомия: организм человека и животного
5. систематиза-ция
Исследователь-
Выработка умений и навыков аналитической деятельности
ский
6. прогнозирование
систематизирую
Анализ явлений и объектов любой науки и практики
Получение нового знания относительно развивающихся объектов
щий
прогностический
Исследовательский проект
Систематизация ситуационного знания
Разнообразные статистические материалы. География: анализ средних температур за определенный период времени в каком-либо регионе
Получение сведений о развитии данной системы
Прогноз событий.
Литература: прогноз развития событий в литературном произведении.
Наполняемость кейса:
1.Методическая часть (содержит программу курса, план организации совместной работы, календарно-тематический план)
2.Теоретическая часть (содержит печатную разработку темы, мультимедийный видеокурс, электронные версии книг, научные статьи, исторические факты)
3.Практическая часть (содержит глоссарий, развернутый перечень литературы, сетевые ссылки)
4.Практическая часть(включает сборники задач и тестовых заданий, банк практических работ, виртуальная лаборатория)
5.Контроль знаний (содержит кратковременные разноуровневые тесты, вопросы к зачету по исследуемой теме, творческие задания, презентации, рефераты)
Использование кейсов
Кейс дает возможность преподавателю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей.
Кейс - обучение
Опрос (презентация)
Открытая дискуссия
Руководимая
Свободная
Индивидуальный
Групповой
Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов.
Кейс – экзамен (зачет)
С предварительной подготовкой
Без предварительной подготовки
Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.
Вывод
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.