Использование мнемотехники в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста
Подготовила: Воспитатель
Соцкова Светлана Ивановна
ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?
«Мнемотехника» – это техника развития памяти.
Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э.
Актуальность мнемотехники
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Мнемоквадрат
Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.
Мнемодорожки
Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.
Мнемотаблицы
Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Этапы работы с мнемотаблицей по сказке «Теремок»
1. Рассмотрим таблицу и разберем изображения (символы) на ней. 2. Перекодируем информацию (символы в образы), т.е. расшифруем, например: Что у нас получилось: домик, мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь , крыша, развалился .
3. Перекодируем сказку по образам (дополнительно происходит отработка методов запоминания), например:
Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок. Теремок развалился.
4. Зарисуем мнемотаблицу. Опорными в таблице являются изображения
персонажей (главных героев), через которых происходит осознание происходящего в сказке, понимание самой сказки. Также можно изобразить явления природы, некоторые действия.
5. Воспроизведем сказку по таблице.
Можно задать вопросы к сказке, например:
Какая сказка спряталась в таблице?
Про кого сказка?
Кто является главным героем сказки?
Мнемотаблица к сказке «Теремок»
Мнемотаблица к сказке «Волк и семеро козлят»
Мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка»
Мнемотаблица к сказке «Кот, лиса и петух»
Мнемотаблицы к сказке «Репка»
Мнемотаблица к сказке «Колобок»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ