МБДОУ «Д/С №35» «Красная шапочка»
« Использование мнемотехники
в познавательно - речевом
развитии дошкольников»
Подготовила: учитель-логопед
Сулейманова Н.И.
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
Проблемы речи
детей дошкольного возраста:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
Мнемозина –
богиня памяти
МНЕМОТЕХНИКА (от греч. mneme - память и techne – искусство, мастерство) искусство запоминания .
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- связную речь
- мелкую моторику рук
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Последовательность
работы с мнемотаблицами:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап : осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
Для детей младшего и
среднего дошкольного
возраста необходимо
давать цветные
мнемотаблицы, так как в
памяти у детей быстрее
остаются отдельные
образы:
лиса- рыжая, мышка-
серая, ёлочка- зелёная.
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Где можно использовать мнемосхемы?
- Обогащение словарного запаса
- Обучение пересказу
- Составление рассказов
- Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок
- Отгадывание загадок
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем,
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
Составление рассказов
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
Зима
Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках .
Лето
Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
Осень
Наступила осень. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь. Мы идем в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер. И с деревьев слетает листва. Листья покрывают все вокруг красивым, красочным ковром.
Весна
Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
Результаты.
У детей:
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
загадок;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Считаем, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Источники.
- Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
- Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
- Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам»
- Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
- Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
- Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.
03.03.19
http://aida.ucoz.ru
Спасибо за внимание!