Литературные группировки 20-х годов
После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп.
Нередко входившие в эти группы лица были далеки от искусства, например, группа "Ничевоки", провозглашавшая: « Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя Ничего… ».
Причины возникновения многочисленных литературных групп
- материально-бытовые причины : « Вместе было легче выжить в тяжелых обстоятельствах русской жизни тех лет, преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы и профессионального общения людей, причастных к литературе и искусству »
- руководство партии с самого начала пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана «методика» такого подчинения.
- «Кружковой дух» отравлял литературную атмосферу 20-х годов, способствуя разрастанию окололитературных склок необъективным оценкам творчества писателей-современников.
Большую роль в литературной жизни сыграл Петроградский Дом искусств (1919-1923)
СДХЛ (Союз деятелей художественной литературы)
образован в марте 1918 года в Петрограде
В него входили М.Горький, А.Блок, Н.Гумилев, А.Куприн, Е.Замятин, К.Чуковский и д р.
ЦЕЛИ:
- помочь своим членам материально было определяющим,
- защита деятелей художественной литературы,
- помощь начинающи м художникам слова из демократической молодежи и даже «партийного руководства».
СДХЛ должен был стать неким литературным центром, объединяющим большую и лучшую часть русских писателей и представляющим их профессиональные интересы.
Однако уже к маю 1919 года объединение перестало существовать.
Наиболее значимые литературные группы:
ЛЕФ (Левый фронт искусства),
"Перевал"
конструктивизм, или ЛЦК
Объединение реального искусства (ОБЭРИУ)
«Серапионовы братья»
ВАПП, РАПП
Пролеткульт
Леф
«Леф – есть объединение работников левого фронта,
ведущих свою линию от старых футуристов»
Маяковский
«Человек для нас ценен не тем, что он переживает, а тем что он делает»
О . Брик
В. В. Маяковский
С. М. Третьяков В. Б. Шкловский
А. В. Луначарский
Литературная группа ЛЕФ, или Левый фронт (искусства):
- возникла в 1922 г.;
- просуществовала до 1928 г.;
- состояла в основном из поэтов и теоретиков предреволюционного литературного направления футуризма во главе с В . Маяковским, О. Бриком, В. Арбатовым, Н. Чужаком, В. Каменским, А. Крученых и др.; недолгое время в эту группу входил Б.Л. Пастернак;
Выдвигала следующие теоретические положения литературы и искусства:
- утверждение союза искусства с производством ;
- выполнение искусством функции жизнестроительства ;
- пропаганда веры в технический прогресс в экономике ;
- понимание литературы как факта, репортажа и документалистики вместо вымысла, который должен быть отменен как пережиток прошлого;
- отрицание пушкинского реализма;
- отвержение всякого личностного, интимного начала в творчестве .
Леф
Как я стану твоим поэтом,
коммунизма племя,
Если крашено-
рыжим цветом,
А не красным,-
время?! И я увидал
«Лирическое отступление» в расступившихся днях-
(1924) в глазах его,
грозных и синих,-
проросший сквозь нэп
строевой молодняк,
не только –
осенний осинник.
«Свердловская буря»(1926)
Н. Н. Асеев
Литературная группа "Перевал":
- являлась марксистской литературной группой;
- возникла в Москве в 1923-1924 гг. ;
- имела издательскую базу в виде журнала "Красная новь" и сборников "Перевал", которые выходили до 1929 г.;
- в качестве неформального лидера выступал критик А.К. Воронский (1884-1943);
- в гр. входили М. Светлов, Э. Багрицкий, А. Платонов, Иван Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин и др .;
Имела следующую литературную платформу:
- отстаивание свободы писателей
- защита права автора на выбор темы, жанра, отвечающего индивидуальности творца;
- борьба с нормативным "управляемым искусством" ;
- понимание художественного образа как гораздо более высокого, сложного, многозначного, чем любая голая идея, схема;
Конструктивизм
«…Лефы первые начали индустриальное обновление всяческого реквизита искусства, пытаясь связать проблемы искусства с задачами промышленной техники и быта Советской России»
«Выражением повышенного внимания к
технико - организационным вопросам и являлся
конструктивизм»
И. Л. Сельвинский Е. О. Габрилович В. М. Инбер
Литературная группа ЛЦК, или литературный центр конструктивистов:
- возникла в 1924 г. - распалась весной 1930 г.;
- в группу входили И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович ;
Имела следующую литературную позицию:
- тяготение к фактам и цифрам ;
- использование деловой речи , цитат из документов , описаний события;
- отрицание национальной специфики искусства .
Скифы
Состав : Блок, Брюсов, Белый, Клюев, Есенин, Пастернак, Замятин. Из художников –Петров-Водкин. Из композиторов – Прокофьев.
Даты : Скифское движение поэтов и революционеров возникло в России в 1917 году.
Печать : два литературных сборника « Скифы » (1917, 1918 г.), газета « Знамя труда », журнал « Наш путь ».
Суть :
- Все помнят октябрьскую революцию 1917 года как переворот Ленина и большевиков. Но революцию вместе с большевиками осуществляли и русские народники – левые эсеры, которые мыслили революцию совсем иначе.
- У большевиков всё дышало ненавистью к народам и классам. А Революция Скифов должна была превратить Россию в райское поле людей-цветов.
- Революция должна была быть революцией любви, которая исцеляет ноющее народное сердце и наполняет мир красотой.
- Революция должна привести к рождению Нового Человека – Скифа – Солнечного Русского. Этот человек открыт всем ветрам, природе, животным, кочевникам, духам.
- Революция должна построить на Руси вольный и братский союз народов Евразии – Союз Скифских Республик.
Литературная группа ОБЭРИУ, или Объединение реального искусства:
- являлась небольшой по численности камерно-салонной группой поэтов , многие из которых почти не публиковались;
- основана в 1926 г.
-лидеры: Даниилом Хармсом , Александром Введенским и Николаем Заболоцким ; сотрудничали с ней художники Павел Филонов и Казимир Малевич;
Цели :
- находилась под влиянием идей футуристов , в частности В. Хлебникова ;
- пародийно-абсурдное изображение действительности ;
- участники группы чаще всего издавались в 30-е гг, как писатели для детей ;
СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ
Состав : Зощенко, Лунц, Каверин, Федин, Тихонов, Всеволод Иванов, Слонимский, Шкловский.
Идейный и художественный руководитель – Замятин.
Даты : с 1 февраля 1921 года, когда в «Литературной студии» состоялось первое заседание «Серапионовых братьев». Почти сразу приём новых членов был ужесточён, а затем и прекращён вовсе. Прекратили существование в 1926 году.
Печать : альманах « Серапионовы братья »
«Серапионовы братья»
«Искусство служит само себе, само
- «Искусство служит само себе, само
себя ограничивая и само себя полагая»
«Литературные записки»
Н. С. Тихонов
К. А. Федин
М. М. Зощенко
Н. Н. Никитин
Суть : Подчеркнутая аполитичность.
Из статьи «Почему мы Серапионовы братья»: «С кем вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» прозвучал ответ: «Мы с пустынником Серапионом». Зощенко: «Я не коммунист, не монархист, не эсер, я просто русский».
Однако между декларациями и творческой практикой большинства «братьев» - противоречия. Часть аполитична, часть пытается осознать действительность.
Всероссийская ассоциация пролетарских поэтов (ВАПП), с 1928г.- РАПП
ВЫДВИНУЛИ ИДЕЮ СОЗДАНИЯ
КЛАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП ) :
- официально оформилась в январе 1925 г ода
- лидеры: А. Фадеев, А. Серафимович, Ю. Либединский,Демьян Бедный и др .
- печатным органом стал новый (с апреля 1926 г.) журнал "На литературном посту", который сменил осужденный журнал "На посту".
Идеи:
- объединить все творческие силы рабочего класса и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения
- ассоциация призывала к учебе у классиков , особенно у Л.Толстого , в этом проявилась ориентация группы именно на реалистическую традицию.
С 17 по 31 августа 1934 года состоялся первый съезд писателей.
Творческим методом советской литературы и искусства был объявлен « соцреализм» .
Впервые этот термин появился 25 мая 1932 года на страницах «Литературной газеты» , а через несколько месяцев его принципы его были предложены в качестве основополагающих для всего советского искусства .
ИЗ ИСТОРИИ СЪЕЗДА
Первый Всесоюзный съезд писателей проходил
с 17 августа по 1 сентября 1934 г.
За это время прошли 26 заседаний , на которых были заслушаны и обсуждены доклады:
А.М. Горького о советской литературе,
С.Я Маршака о детской литературе ,
К. Радека о современной мировой литературе и задачах пролетарского искусства ,
В.Я. Кирпотина, Н.Ф. Погодина, В.М. Киршона о советской драматургии, Н.И. Бухарина о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества в СССР ,
В.П. Ставского о литературной молодежи страны,
К.Я. Горбунова о работе издательств с начинающими писателями ,
П.Ф. Юдина об уставе союза советских писателей.
ИЗ ИСТОРИИ СЪЕЗДА
На съезде были представлены писатели и поэты 52 национальностей страны, а также 40 иностранных писателей
Начало съезда писателей открыл А.М. Горький, выдвинувший задачи советской литературы:
- Основным героем советской литературы должен стать человек труда .
- Литераторы должны уделять больше внимания детям, советским женщинам, истории своей страны и т.д.
- Союз должен поставить задачу не только защищать профессиональные интересы литераторов, но и интересы литературы в целом.
- Союз должен взять на себя руководство армией начинающих писателей, должен организовать ее, учить работать с литературным материалом и т.д.
Было введено понятие социалистический гуманизм по принципу «любовь – ненависть»: любовь к народу, партии и Сталину и ненависть к врагам родины .
Основной функцией литературы стала
агитационная функция .
Агитационность литературы проявлялась в заданности сюжета, композиции, часто альтернативной (свои/враги), в явной заботе автора о доступности его проповеди.
Но главной особенностью была идеализация реальности .
Литература должна была поднимать дух людей, создавать атмосферу ожидания «счастливой жизни».
Новые явления в общественно-литературной жизни:
- коллективные поездки писателей, художников и музыкантов на стройки, в республики, что придавало характер «кампании» индивидуальному творчеству.
- усиливался контроль над деятельностью членов Союза.
- возросла роль цензоров и редакторов.
- от народа были скрыты многие произведения авторов, живущих в России (Булгаков, Гроссман), писателей зарубежья (Бунин, Ходасевич), репрессированных писателей (Гумилев, Мандельштам).
Из речи Горького (22 августа 1934 г.):
- «измерение роста писателей – дело читателей. Объяснение социального значения произведения литературы - дело критики»;
- «чрезмерное расхваливание одних способно вызвать у других чувства и настроения, вредные для нашего общего дела»;
- «партия и правительство дали писателю все, отняв у него только одно – право писать плохо»;
- «Я иногда говорю резко, но это я говорю не о писателе, а о его работе. Я жаден. Мать моя – литература Союзных Советских Социалистических Республик – празднует годы своего рождения. По жадности моей я страшно хочу, чтобы она получала хорошие подарки». «Мы всё еще пользуемся «правом писать плохо».
- «коллективные работы над материалом прошлого помогут нам шире и глубже понять достижения настоящего и требования будущего»
Социалистический реализм – основной метод русской литературы советского периода Принципы социалистического реализма : - партийность литературы – соединение объективного познания действительности с субъективной революционной активностью; - народность – в советском обществе народность понималась, в первую очередь, как мера выражения в искусстве «идей и интересов трудящегося народа»
Основные черты социалистического реализма : -правдивое, исторически конкретное изображение жизни; -передача действительности в революционном развитии; -раскрытие нового идеала, нового положительного героя; -основная задача искусства – переделка и воспитание трудящихся в духе социализма; -изображение «должного, а не реально существующего»
Какой стала литература?
- Герой произведений патриот страны, революцио нер
- Родина, труженик, народ, Ленин – часто используемые образы
- Установлены четкие критерии: красные –хорошо, белые-плохо; бедные – хорошо, богатые – плохо.
- Народ воспринимается как масса
- Новые жанры – утопия, антиутопия
- Развивается сатира и юмор как специфика жанра
- Появилась детская литература