СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Литературные группы 20-хгодов 20 века2

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Литературные группы 20-хгодов 20 века2»

Литературные группировки 20-х годов

Литературные группировки 20-х годов

После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп. Нередко входившие в эти группы лица были далеки от искусства, например, группа

После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп.

Нередко входившие в эти группы лица были далеки от искусства, например, группа "Ничевоки", провозглашавшая: « Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя Ничего… ».

Причины возникновения многочисленных литературных групп  материально-бытовые причины : « Вместе было легче выжить в тяжелых обстоятельствах русской жизни тех лет, преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы и профессионального общения людей, причастных к литературе и искусству » руководство партии с самого начала пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана «методика» такого подчинения. «Кружковой дух» отравлял литературную атмосферу 20-х годов, способствуя разрастанию окололитературных склок необъективным оценкам творчества писателей-современников. 

Причины возникновения многочисленных литературных групп

  • материально-бытовые причины : « Вместе было легче выжить в тяжелых обстоятельствах русской жизни тех лет, преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы и профессионального общения людей, причастных к литературе и искусству »
  • руководство партии с самого начала пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана «методика» такого подчинения.
  • «Кружковой дух» отравлял литературную атмосферу 20-х годов, способствуя разрастанию окололитературных склок необъективным оценкам творчества писателей-современников. 
Большую роль в литературной жизни сыграл Петроградский Дом искусств (1919-1923)

Большую роль в литературной жизни сыграл Петроградский Дом искусств (1919-1923)

СДХЛ (Союз деятелей художественной литературы) образован в марте 1918 года в Петрограде  В него входили М.Горький, А.Блок, Н.Гумилев, А.Куприн, Е.Замятин, К.Чуковский и д р.  ЦЕЛИ: помочь своим членам материально было определяющим,  защита деятелей художественной литературы, помощь начинающи м художникам слова из демократической молодежи и даже «партийного руководства». СДХЛ должен был стать неким литературным центром, объединяющим большую и лучшую часть русских писателей и представляющим их профессиональные интересы. Однако уже к маю 1919 года объединение перестало существовать.

СДХЛ (Союз деятелей художественной литературы)

образован в марте 1918 года в Петрограде

В него входили М.Горький, А.Блок, Н.Гумилев, А.Куприн, Е.Замятин, К.Чуковский и д р.

ЦЕЛИ:

  • помочь своим членам материально было определяющим,
  • защита деятелей художественной литературы,
  • помощь начинающи м художникам слова из демократической молодежи и даже «партийного руководства».

СДХЛ должен был стать неким литературным центром, объединяющим большую и лучшую часть русских писателей и представляющим их профессиональные интересы.

Однако уже к маю 1919 года объединение перестало существовать.

Наиболее значимые литературные группы: ЛЕФ (Левый фронт искусства),

Наиболее значимые литературные группы:

ЛЕФ (Левый фронт искусства),

"Перевал"

конструктивизм, или ЛЦК

Объединение реального искусства (ОБЭРИУ)

«Серапионовы братья»

ВАПП, РАПП

Пролеткульт

Леф «Леф – есть объединение работников левого фронта, ведущих свою линию от старых футуристов»  Маяковский «Человек для нас ценен не тем, что он переживает, а тем что он делает»  О . Брик В. В. Маяковский С. М. Третьяков В. Б. Шкловский А. В. Луначарский

Леф

«Леф – есть объединение работников левого фронта,

ведущих свою линию от старых футуристов»

Маяковский

«Человек для нас ценен не тем, что он переживает, а тем что он делает»

О . Брик

В. В. Маяковский

С. М. Третьяков В. Б. Шкловский

А. В. Луначарский

Литературная группа ЛЕФ, или Левый фронт (искусства): - возникла  в 1922 г.; - просуществовала  до 1928 г.; -  состояла в основном из поэтов и теоретиков предреволюционного литературного направления  футуризма  во главе с  В . Маяковским, О. Бриком, В. Арбатовым, Н. Чужаком, В. Каменским, А. Крученых  и др.; недолгое время в эту группу входил  Б.Л. Пастернак;  Выдвигала следующие теоретические положения литературы и искусства: - утверждение  союза искусства с производством ; - выполнение искусством функции  жизнестроительства ; - пропаганда веры  в технический прогресс в экономике ; - понимание литературы как  факта, репортажа  и  документалистики  вместо вымысла, который должен быть отменен как пережиток про­шлого; - отрицание  пушкинского реализма; - отвержение всякого  личностного, интимного начала  в творчестве .

Литературная группа ЛЕФ, или Левый фронт (искусства):

- возникла  в 1922 г.;

- просуществовала  до 1928 г.;

-  состояла в основном из поэтов и теоретиков предреволюционного литературного направления  футуризма  во главе с  В . Маяковским, О. Бриком, В. Арбатовым, Н. Чужаком, В. Каменским, А. Крученых  и др.; недолгое время в эту группу входил  Б.Л. Пастернак;

Выдвигала следующие теоретические положения литературы и искусства:

- утверждение  союза искусства с производством ;

- выполнение искусством функции  жизнестроительства ;

- пропаганда веры  в технический прогресс в экономике ;

- понимание литературы как  факта, репортажа  и  документалистики  вместо вымысла, который должен быть отменен как пережиток про­шлого;

- отрицание  пушкинского реализма;

- отвержение всякого  личностного, интимного начала  в творчестве .

Леф Как я стану твоим поэтом,  коммунизма племя, Если крашено-  рыжим цветом, А не красным,-  время?! И я увидал  «Лирическое отступление» в расступившихся днях-  (1924) в глазах его,  грозных и синих,-  проросший сквозь нэп  строевой молодняк,  не только –  осенний осинник.  «Свердловская буря»(1926) Н. Н. Асеев

Леф

Как я стану твоим поэтом,

коммунизма племя,

Если крашено-

рыжим цветом,

А не красным,-

время?! И я увидал

«Лирическое отступление» в расступившихся днях-

(1924) в глазах его,

грозных и синих,-

проросший сквозь нэп

строевой молодняк,

не только –

осенний осинник.

«Свердловская буря»(1926)

Н. Н. Асеев

Литературная группа

Литературная группа "Перевал":

являлась  марксистской литературной группой;

- возникла  в Москве в 1923-1924 гг. ;

- имела издательскую базу в виде журнала  "Красная новь"  и сборников  "Перевал",  которые выходили до 1929 г.;

- в качестве неформального лидера выступал критик  А.К. Воронский  (1884-1943);

  • в гр. входили  М. Светлов, Э. Багрицкий, А. Платонов, Иван Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин  и др .;

Имела следующую литературную платформу:

- отстаивание свободы писателей

- защита  права автора на выбор темы, жанра,  отвечающего индиви­дуальности творца;

- борьба с нормативным  "управляемым искусством" ;

- понимание художественного образа  как гораздо более высокого, слож­ного, многозначного,  чем любая голая идея, схема;

Конструктивизм «…Лефы первые начали индустриальное обновление всяческого реквизита искусства, пытаясь связать проблемы искусства с задачами промышленной техники и быта Советской России» «Выражением повышенного внимания к технико - организационным вопросам и являлся конструктивизм» И. Л. Сельвинский Е. О. Габрилович В. М. Инбер

Конструктивизм

«…Лефы первые начали индустриальное обновление всяческого реквизита искусства, пытаясь связать проблемы искусства с задачами промышленной техники и быта Советской России»

«Выражением повышенного внимания к

технико - организационным вопросам и являлся

конструктивизм»

И. Л. Сельвинский Е. О. Габрилович В. М. Инбер

Литературная группа ЛЦК, или литературный центр конструктивистов: - возникла  в 1924 г. - распалась  весной 1930 г.; в группу входили  И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович ; Имела следующую литературную позицию: -  тяготение  к фактам и цифрам ; -  использование  деловой речи , цитат из документов , описаний события; - отрицание национальной специфики искусства .

Литературная группа ЛЦК, или литературный центр конструктивистов:

- возникла  в 1924 г. - распалась  весной 1930 г.;

  • в группу входили  И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович ;

Имела следующую литературную позицию:

тяготение  к фактам и цифрам ;

использование  деловой речи , цитат из документов , описаний события;

- отрицание национальной специфики искусства .

Скифы Состав : Блок, Брюсов, Белый, Клюев, Есенин, Пастернак, Замятин. Из художников –Петров-Водкин. Из композиторов – Прокофьев. Даты : Скифское движение поэтов и революционеров возникло в России в 1917 году. Печать : два литературных сборника « Скифы » (1917, 1918 г.), газета « Знамя труда », журнал « Наш путь ».

Скифы

Состав : Блок, Брюсов, Белый, Клюев, Есенин, Пастернак, Замятин. Из художников –Петров-Водкин. Из композиторов – Прокофьев.

Даты : Скифское движение поэтов и революционеров возникло в России в 1917 году.

Печать : два литературных сборника « Скифы » (1917, 1918 г.), газета « Знамя труда », журнал « Наш путь ».

Суть : Все помнят октябрьскую революцию 1917 года как переворот Ленина и большевиков. Но революцию вместе с большевиками осуществляли и русские народники –  левые эсеры, которые мыслили революцию совсем иначе. У большевиков всё дышало ненавистью к народам и классам. А Революция Скифов должна была превратить Россию в райское поле людей-цветов. Революция должна была быть революцией любви, которая исцеляет ноющее народное сердце и наполняет мир красотой. Революция должна привести к рождению Нового Человека – Скифа – Солнечного Русского. Этот человек открыт всем ветрам, природе, животным, кочевникам, духам. Революция должна построить на Руси вольный и братский союз народов Евразии – Союз Скифских Республик.  

Суть :

  • Все помнят октябрьскую революцию 1917 года как переворот Ленина и большевиков. Но революцию вместе с большевиками осуществляли и русские народники –  левые эсеры, которые мыслили революцию совсем иначе.
  • У большевиков всё дышало ненавистью к народам и классам. А Революция Скифов должна была превратить Россию в райское поле людей-цветов.
  • Революция должна была быть революцией любви, которая исцеляет ноющее народное сердце и наполняет мир красотой.
  • Революция должна привести к рождению Нового Человека – Скифа – Солнечного Русского. Этот человек открыт всем ветрам, природе, животным, кочевникам, духам.
  • Революция должна построить на Руси вольный и братский союз народов Евразии – Союз Скифских Республик.

 

Литературная группа ОБЭРИУ, или Объединение реального искусства: - являлась  небольшой по численности камерно-салонной группой поэтов , многие из которых почти не публиковались; -  основана  в 1926 г.  -лидеры: Даниилом Хармсом ,  Александром Введенским  и  Николаем Заболоцким ; сотрудничали с ней художники Павел Филонов и Казимир Малевич; Цели : - находилась под влиянием идей  футуристов , в частности  В. Хлебникова ; - пародийно-абсурдное изображение действительности ; - участники группы чаще всего издавались в 30-е гг, как  писатели для детей ;

Литературная группа ОБЭРИУ, или Объединение реального искусства:

- являлась  небольшой по численности камерно-салонной группой поэтов , многие из которых почти не публиковались;

основана  в 1926 г. 

-лидеры: Даниилом Хармсом Александром Введенским  и  Николаем Заболоцким ; сотрудничали с ней художники Павел Филонов и Казимир Малевич;

Цели :

- находилась под влиянием идей  футуристов , в частности  В. Хлебникова ;

- пародийно-абсурдное изображение действительности ;

- участники группы чаще всего издавались в 30-е гг, как  писатели для детей ;

СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ  Состав : Зощенко, Лунц, Каверин, Федин, Тихонов, Всеволод Иванов, Слонимский, Шкловский. Идейный и художественный руководитель – Замятин.  Даты : с 1 февраля 1921 года, когда в «Литературной студии» состоялось первое заседание «Серапионовых братьев». Почти сразу приём новых членов был ужесточён, а затем и прекращён вовсе. Прекратили существование в 1926 году.  Печать : альманах « Серапионовы братья »

СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ

Состав : Зощенко, Лунц, Каверин, Федин, Тихонов, Всеволод Иванов, Слонимский, Шкловский.

Идейный и художественный руководитель – Замятин.

Даты : с 1 февраля 1921 года, когда в «Литературной студии» состоялось первое заседание «Серапионовых братьев». Почти сразу приём новых членов был ужесточён, а затем и прекращён вовсе. Прекратили существование в 1926 году.

Печать : альманах « Серапионовы братья »

«Серапионовы братья»  «Искусство служит само себе, само  «Искусство служит само себе, само  себя ограничивая и само себя полагая»  «Литературные записки» Н. С. Тихонов К. А. Федин М. М. Зощенко Н. Н. Никитин

«Серапионовы братья»

«Искусство служит само себе, само

  • «Искусство служит само себе, само

себя ограничивая и само себя полагая»

«Литературные записки»

Н. С. Тихонов

К. А. Федин

М. М. Зощенко

Н. Н. Никитин

Суть : Подчеркнутая аполитичность. Из статьи «Почему мы Серапионовы братья»: «С кем вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» прозвучал ответ: «Мы с пустынником Серапионом». Зощенко: «Я не коммунист, не монархист, не эсер, я просто русский». Однако между декларациями и творческой практикой большинства «братьев» - противоречия. Часть аполитична, часть пытается осознать действительность.

Суть : Подчеркнутая аполитичность.

Из статьи «Почему мы Серапионовы братья»: «С кем вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» прозвучал ответ: «Мы с пустынником Серапионом». Зощенко: «Я не коммунист, не монархист, не эсер, я просто русский».

Однако между декларациями и творческой практикой большинства «братьев» - противоречия. Часть аполитична, часть пытается осознать действительность.

Всероссийская ассоциация пролетарских поэтов (ВАПП), с 1928г.- РАПП ВЫДВИНУЛИ ИДЕЮ СОЗДАНИЯ КЛАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Всероссийская ассоциация пролетарских поэтов (ВАПП), с 1928г.- РАПП

ВЫДВИНУЛИ ИДЕЮ СОЗДАНИЯ

КЛАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП ) : - официально  оформилась   в январе 1925 г ода - лидеры:  А. Фадеев, А. Серафимович, Ю. Либединский,Демьян Бедный и др . - печатным органом  стал новый (с апреля 1926 г.) журнал

Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП ) :

- официально  оформилась   в январе 1925 г ода

- лидеры:  А. Фадеев, А. Серафимович, Ю. Либединский,Демьян Бедный и др .

- печатным органом  стал новый (с апреля 1926 г.) журнал "На литературном посту", который сменил осужденный журнал "На посту".

Идеи:

- объединить все творческие силы рабочего класса и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения

- ассоциация призывала  к учебе у классиков , особенно у Л.Толстого , в этом проявилась ориентация группы именно на реалистическую традицию.

С 17 по 31 августа 1934 года состоялся первый съезд писателей.  Творческим методом советской литературы и искусства был объявлен « соцреализм» . Впервые этот термин появился 25 мая 1932 года на страницах «Литературной газеты» , а через несколько месяцев его принципы его были предложены в качестве основополагающих для всего советского искусства .

С 17 по 31 августа 1934 года состоялся первый съезд писателей.

Творческим методом советской литературы и искусства был объявлен « соцреализм» .

Впервые этот термин появился 25 мая 1932 года на страницах «Литературной газеты» , а через несколько месяцев его принципы его были предложены в качестве основополагающих для всего советского искусства .

ИЗ ИСТОРИИ СЪЕЗДА Первый Всесоюзный съезд писателей проходил с 17 августа по 1 сентября 1934 г.  За это время прошли 26 заседаний , на которых были заслушаны и обсуждены доклады: А.М. Горького о советской литературе, С.Я Маршака о детской литературе , К. Радека о современной мировой литературе и задачах пролетарского искусства , В.Я. Кирпотина, Н.Ф. Погодина, В.М. Киршона о советской драматургии,  Н.И. Бухарина о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества в СССР , В.П. Ставского о литературной молодежи страны, К.Я. Горбунова о работе издательств с начинающими писателями , П.Ф. Юдина об уставе союза советских писателей.

ИЗ ИСТОРИИ СЪЕЗДА

Первый Всесоюзный съезд писателей проходил

с 17 августа по 1 сентября 1934 г.

За это время прошли 26 заседаний , на которых были заслушаны и обсуждены доклады:

А.М. Горького о советской литературе,

С.Я Маршака о детской литературе ,

К. Радека о современной мировой литературе и задачах пролетарского искусства ,

В.Я. Кирпотина, Н.Ф. Погодина, В.М. Киршона о советской драматургии, Н.И. Бухарина о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества в СССР ,

В.П. Ставского о литературной молодежи страны,

К.Я. Горбунова о работе издательств с начинающими писателями ,

П.Ф. Юдина об уставе союза советских писателей.

ИЗ ИСТОРИИ СЪЕЗДА На съезде были представлены писатели и поэты 52 национальностей страны, а также 40 иностранных писателей  Начало съезда писателей открыл А.М. Горький, выдвинувший задачи советской литературы: Основным героем советской литературы должен стать человек труда . Литераторы должны  уделять больше внимания  детям, советским женщинам, истории своей страны и т.д. Союз должен поставить задачу  не только защищать профессиональные интересы литераторов, но и интересы литературы в целом. Союз должен взять на себя руководство армией начинающих писателей, должен организовать ее, учить работать с литературным материалом и т.д.

ИЗ ИСТОРИИ СЪЕЗДА

На съезде были представлены писатели и поэты 52 национальностей страны, а также 40 иностранных писателей

Начало съезда писателей открыл А.М. Горький, выдвинувший задачи советской литературы:

  • Основным героем советской литературы должен стать человек труда .
  • Литераторы должны  уделять больше внимания  детям, советским женщинам, истории своей страны и т.д.
  • Союз должен поставить задачу  не только защищать профессиональные интересы литераторов, но и интересы литературы в целом.
  • Союз должен взять на себя руководство армией начинающих писателей, должен организовать ее, учить работать с литературным материалом и т.д.
Было введено понятие социалистический гуманизм по принципу «любовь – ненависть»: любовь к народу, партии и Сталину и ненависть к врагам родины . Основной функцией литературы стала   агитационная функция . Агитационность литературы проявлялась в  заданности сюжета, композиции, часто альтернативной (свои/враги), в явной заботе автора о доступности его проповеди.  Но главной особенностью была  идеализация реальности .  Литература должна была поднимать дух людей, создавать атмосферу ожидания «счастливой жизни».

Было введено понятие социалистический гуманизм по принципу «любовь – ненависть»: любовь к народу, партии и Сталину и ненависть к врагам родины .

Основной функцией литературы стала

  агитационная функция .

Агитационность литературы проявлялась в  заданности сюжета, композиции, часто альтернативной (свои/враги), в явной заботе автора о доступности его проповеди.

Но главной особенностью была  идеализация реальности .

Литература должна была поднимать дух людей, создавать атмосферу ожидания «счастливой жизни».

Новые явления в общественно-литературной жизни: коллективные поездки писателей, художников и музыкантов на стройки, в республики, что придавало характер «кампании» индивидуальному творчеству.  усиливался контроль над деятельностью членов Союза.   возросла роль цензоров и редакторов.  от народа были скрыты многие произведения авторов, живущих в России (Булгаков, Гроссман), писателей зарубежья (Бунин, Ходасевич), репрессированных писателей (Гумилев, Мандельштам).

Новые явления в общественно-литературной жизни:

  • коллективные поездки писателей, художников и музыкантов на стройки, в республики, что придавало характер «кампании» индивидуальному творчеству.
  • усиливался контроль над деятельностью членов Союза. 
  • возросла роль цензоров и редакторов.
  • от народа были скрыты многие произведения авторов, живущих в России (Булгаков, Гроссман), писателей зарубежья (Бунин, Ходасевич), репрессированных писателей (Гумилев, Мандельштам).
Из речи Горького (22 августа 1934 г.): - «измерение роста писателей – дело читателей. Объяснение социального значения произведения литературы - дело критики»; - «чрезмерное расхваливание одних способно вызвать у других чувства и настроения, вредные для нашего общего дела»; - «партия и правительство дали писателю все, отняв у него только одно – право писать плохо»; - «Я иногда говорю резко, но это я говорю не о писателе, а о его работе. Я жаден. Мать моя – литература Союзных Советских Социалистических Республик – празднует годы своего рождения. По жадности моей я страшно хочу, чтобы она получала хорошие подарки». «Мы всё еще пользуемся «правом писать плохо». - «коллективные работы над материалом прошлого помогут нам шире и глубже понять достижения настоящего и требования будущего»

Из речи Горького (22 августа 1934 г.):

- «измерение роста писателей – дело читателей. Объяснение социального значения произведения литературы - дело критики»;

- «чрезмерное расхваливание одних способно вызвать у других чувства и настроения, вредные для нашего общего дела»;

- «партия и правительство дали писателю все, отняв у него только одно – право писать плохо»;

- «Я иногда говорю резко, но это я говорю не о писателе, а о его работе. Я жаден. Мать моя – литература Союзных Советских Социалистических Республик – празднует годы своего рождения. По жадности моей я страшно хочу, чтобы она получала хорошие подарки». «Мы всё еще пользуемся «правом писать плохо».

- «коллективные работы над материалом прошлого помогут нам шире и глубже понять достижения настоящего и требования будущего»

Социалистический реализм – основной метод русской литературы советского периода   Принципы социалистического реализма :   - партийность литературы –  соединение объективного познания действительности с субъективной революционной активностью;   - народность –  в советском обществе народность понималась, в первую очередь, как мера выражения в искусстве «идей и интересов трудящегося народа»

Социалистический реализм – основной метод русской литературы советского периода Принципы социалистического реализма : - партийность литературы –  соединение объективного познания действительности с субъективной революционной активностью; - народность –  в советском обществе народность понималась, в первую очередь, как мера выражения в искусстве «идей и интересов трудящегося народа»

Основные черты социалистического реализма :   -правдивое, исторически конкретное изображение жизни;   -передача действительности в революционном развитии;   -раскрытие нового идеала, нового положительного героя;   -основная задача искусства – переделка и воспитание трудящихся в духе социализма;   -изображение «должного, а не реально существующего»

Основные черты социалистического реализма : -правдивое, исторически конкретное изображение жизни; -передача действительности в революционном развитии; -раскрытие нового идеала, нового положительного героя; -основная задача искусства – переделка и воспитание трудящихся в духе социализма; -изображение «должного, а не реально существующего»

Какой стала литература? Герой произведений патриот страны, революцио нер Нет «Я» есть «МЫ» Родина, труженик, народ, Ленин – часто используемые образы Установлены четкие критерии: красные –хорошо, белые-плохо; бедные – хорошо, богатые – плохо. Народ воспринимается как масса Новые жанры – утопия, антиутопия Развивается сатира и юмор как специфика жанра Появилась детская литература

Какой стала литература?

  • Герой произведений патриот страны, революцио нер
  • Нет «Я» есть «МЫ»
  • Родина, труженик, народ, Ленин – часто используемые образы
  • Установлены четкие критерии: красные –хорошо, белые-плохо; бедные – хорошо, богатые – плохо.
  • Народ воспринимается как масса
  • Новые жанры – утопия, антиутопия
  • Развивается сатира и юмор как специфика жанра
  • Появилась детская литература