Методика преподавания классического танца
Методика классического танца заключает в себе знание движения в его подготовительной и законченной форме, а так же приемы и методы, какими разучивается то или иное движение по принципу от простого к сложному. «Прием» – это понятие, принятое в школе классического танца, - это способ и характер исполнения движения: в одном случае это подготовка к исполнению, в другом – прием может служить дополнительным элементом усложнения какого-либо движения.
Основоположником современной российской методики классического танца была А.Я.Ваганова. – профессор, нар. арт. РСФСР, руководитель Ленинградского хореографического училища, солистка Мариинского театра. Перейдя на педагогическую работу, А.Я. Ваганова систематизировала весь методический материал, в результате в 1934 году впервые вышла в свет книга «Основы классического танца».
Методика - теория обучения определённому учебному предмету.
Объектом исследования методики является процесс обучения той
или иной учебной дисциплине, предметом - связь, взаимодействие преподавания
и учения в обучении конкретному учебному предмету.
Каждый учебный предмет имеет свою методику.
Она отражает закономерность протекания процесса, содержание и методы преподавания.
Выбор методов обучения не может быть произвольным.
Выбирая тот или иной метод обучения, преподавателю необходимо каждый раз учитывать
многие зависимости. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи,
которые будут решаться на уроке .
Рассказ и беседа
Осмысленность - один из основных принципов методики Вагановой. Она приучала своих девочек не просто копировать показ движения, а понимать его сущность. Ваганова стремилась объяснить им, как именно работают те или иные мышцы, выполняющие движение, почему один нюанс придает исполнению красоту, а другой делает его неуклюжим.
Использование терминологии
Слуховая память фиксирует в сознании все то, что танцовщик слышал и слышит от своих учителей, репетиторов, балетмейстеров, все то, что «говорит» ему музыка, концертмейстер (в данном случае). Зрительная память фиксирует в сознании танцовщика все то, что ему показывали и показывают учителя, репетитор, балетмейстер, художник спектакля, и весь ход событий сценического действия, в котором он участвует.
Метод объяснения
Во время выполнения учебного задания замечания надо делать своевременно, поддерживая, а не рассеивая внимание класса, при этом неуклонно требовать, чтобы ученики выполняли очередное движение активно и детально готовились к следующему, связывая каждое из них в единое целое. Это научит будущих танцовщиков предвидеть все свои действия, учитывая рисунок, характер и музыкальность исполнения учебного задания.
Метод показа
Зрительная память воспитывается и укрепляется при помощи наглядности. Показ преподавателя должен помочь ученику понять и освоить одинаковые для всех исполнительские правила техники движения, а не подавлять его творческую индивидуальность.
Метод упражнения
Моторная память закрепляется трудно, путем многократно повторяемых упражнений на протяжении всего курса обучения. Без хорошо развитой моторной памяти у будущего танцовщика не может быть хорошей устойчивости, гибкости, легкости, мягкости, простоты и свободы движения.
Каждый урок классического танца опирается на закономерности его развития и состоит из четырёх частей:
1. экзерсис у палки;
2. экзерсис на середине;
3. allegro;
4. port de bras.
Первая часть - экзерсис у палки, то есть изучение элементарных движений, из которых затем слагаются самые сложные формы классического танца. Работая над экзерсисом необходимо:
1. все движения выполнять как у станка, так и на середине зала, как с одной, так и с другой ноги, что в равной мере укрепляет и развивает двигательный аппарат учащихся;
2. все движения изучать сначала у станка, затем на середине зала;
3. все учебные задания начинать с preparation;
4. помимо правильной подготовки и выполнения самого движения вырабатывать у учащихся умение столь же внимательно и аккуратно заканчивать каждое учебное задание, то есть вносить в исполнение элемент четкой завершенности.
Вторая часть - экзерсис на середине.
К экзерсису на середине можно приступить после изучения экзерсиса у палки. Все изученные движения в экзерсисе у палки выносятся на середину зала. Эта часть урока необходима для приобретения апломба, свободной ориентации во всех направлениях, для раскрытия творческой индивидуальности. Последовательность, изучения та же, что и в экзерсисе у палки. Вначале все упражнения выполняются en face, движения не комбинируются. Затем изучается исходное положение - epaulement - для всех упражнений на середине.
Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее и короче. Построение его следует от года к году постепенно усложнять и сокращать количество отдельных упражнений. Но как бы не был построен экзерсис на середине, он всегда должен лишь хорошо подготовить ученика к следующей части урока, а не подменивать её. Adagio - это работа над всесторрнним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью. Построение adagio в различных классах складывается из пройденных поз, движений. Но в первом классе adagio как такового еще нет. Здесь только начинают изучать различные позы с ногой, не отделенной от пола. Со второго класса. Начинают изучать позы на 90° и соединять несложными приемами, то есть составлять простейшее adagio. Постепенно adagio приобретает все более трудный и силовой характер за счет объема и повышающейся сложности сочетания движений, используемых приемов связи, повторов, малых и больших pirouettes. Таким путем постепенно утверждается учебная форма «большого adagio».
В третьей части урока - allegro - осваиваются различные прыжки классического танца. Прыжки так же, как и все другие движения, изучаются в той последовательности, которая указана в учебной программе. В дальнейшем курсе обучения эта последовательность несколько изменяется. Различают малые, средние и большие прыжки.
Прыжки делятся на следующие группы:
1 )С двух ног на две (changement, echappe, assemble, glissade, sissonne, ferme и др.);
2)C двух ног на одну (sissonne simple, sissonne ouvert, pas faille и др.);
3)C одной ноги на другую (pas jete, pas emboite и др.).
Высоту прыжков определяет музыкальный темп, соответствующий классу, заданию. «По мере накопления пройденных прыжков в различных классах, особенно в старших, они приобретают большую «подвижность», в смысле разнообразия сочетаний и последовательности выполнения на уроке».
Упражнение на пальцах
Техника танца на пальцах в женском классе играет значительную роль. Поэтому упражнения на пальцах следует начинать с первого года обучения, но не раньше, чем учащиеся усвоят правильную постановку корпуса, рук и головы, натянутость и вывортность ног, а главное - приобретут развитый подъём и силу стопы. Начинать надо с наиболее простых упражнений, к которым относятся releves в первой, второй и пятой позициях. С начала releves на пальцы изучают у палки, но, не упираясь в неё руками. Усвоив правильное положение ног на пальцах, упражнение переносят на середину зала. Завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после напряженной работы окончательно пришел в состояние покоя при помощи выполнения различных форм port de bras. Такое построение урока позволяет проводить его с постепенным усложнением без резких спадов и подъёмов. При этом каждая часть урока должна иметь свою кривую с постепенным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами. Урок должен строиться по методу от простого к сложному. Поэтому в каждой части урока рекомендуется вначале выполнять движения не сложные по своей структуре, не вызывающие у учеников особого напряжения внимания и памяти, но постепенно повышающие физическую трудность исполнения. Сложные силовые упражнения рекомендуется чередовать с более легкими, чтобы в процессе занятий ученики могли восстанавливать свои силы и свободнее и легче преодолевать дальнейшие трудности урока.
Выбор эффективного метода обучения классическому танцу - актуальный вопрос на сегодняшний день в хореографии. Несмотря на многообразие существующих методов обучения, педагогу необходимо постоянно контролировать обучающее действие методов и преобразовывать в зависимости от предъявляемых к ним требований.
Педагогические методы должны стать внутренним способом организации учебного процесса. Система преподавания классического танца не должна рассматриваться как неизменная, раз и навсегда установленная. Опираясь на имеющийся опыт, педагогические методы обучения классическому танцу должны корректироваться практикой педагога.