Методы и приемы развивающего обучения
Подготовила студентка Ш-32 группы
Когтева Мария
Методы развивающего обучения
- Проблемное изложение (проблематизация) знаний –направлена на открытие для обучающихся закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем
- Учебная задача решается обучающимися путем выполнения определенных действий.
Методы развивающего обучения
- Моделирование-способ решения задач в предметной, графической или знаковой форме.
- Учебная модель –изображения, которые фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ.
Приемы развивающего обучения
«Волшебная буква»
- Ученикам предлагается за определенное время написать как можно больше географических названий, начинающихся на заданную букву. Побеждает тот, кто вспомнит больше географической номенклатуры, отвечающей данным условиям. Обычно это задание предлагаю выполнить за 2-4 минуты. Как показывает практика, это оптимальное время для такого задания.
«Наблюдатель»
Учитель предлагает ученику внимательно посмотреть на определённый участок карты.
Потом ученик поворачивается к карте спиной.
Учитель называет начальную и конечную точку маршрута, а ученик должен по памяти перечислить географические объекты, через которые проходит заданный маршрут.
«Игра в названия»
Игра проводится в конце урока (за 5-7 минут). Заключается в следующем. От каждого ряда выбирается один представитель. Все трое получают по листку бумаги, на котором каждый должен написать как можно больше географических названий, упоминающихся на данном уроке. Побеждает тот ученик, который правильно запомнит больше географических названий.
Приемы развития логического мышления
«Лестница»
этот прием целесообразно использовать при работе с понятиями. Понятия подразделяются на два различных класса - понятия общие и единичные. Общие понятия охватывают целую группу однородных предметов и явлений, а единичные относятся к конкретному географическому объекту и отражают его своеобразие. Прием «Лестница» проверяет способность ученика ранжировать единичные или общие понятия. В качестве примера приведем следующий:
Задание: Выстройте данные понятия в соответствии с их иерархией от частного к общему: литосфера, горная страна, вершина, хребет, обрыв, рельеф.
Предполагается ответ: Обрыв - вершина - хребет - горная страна - рельеф - литосфера.
Это задание можно усложнить, если дать только начало и конец ряда, а ученикам предложить самостоятельно заполнить пробелы. В этом случае задание приобретет следующий вид:
«Перед вами ряд понятий, расположенных в порядке от общего к частному. Заполните пробелы. Система расселения - ... - ... - столица».
Ответ: населенный пункт - город.
«Поиск аналогов»
Заданы два случайно выбранных географических объекта (например, полуостров Калифорния - город Волгоград). Ученик должен найти у них можно больше общих признаков. На первый взгляд, ничего общего между ними нет, но, если хорошо подумать, несколько общих признаков найти можно:
1) оба расположены в Северном полушарии;
2) оба объекта пересекает изотерма +24 °С;
3) среднегодовое количество осадков от 300 до 400 мм;
4) в том и в другом слове по одной букве «а», «л» и «р»;
5) то и другое является сушей.
Как показывает практика, нечто общее можно найти практически у любой пары объектов. Описанное задание лучше давать в виде соревнования на время. Прием этот - хорошая гимнастика для ума.
Приемы мотивации учащихся
«Вторая половина»
«Вторая половина». Перед уроком готовлю набор карточек по количеству учеников в классе. Карточки двух видов: с вопросами и с ответами. На каждый вопрос есть правильный ответ, который учащимся надо найти. В определенный момент урока раздаю каждому по одной карточке, а затем по моей команде все ученики встают из-за парт и начинают искать свои «половинки». Для них начинается самый главный процесс в их подростковой жизни - процесс общения. Пара учеников, первой нашедшая друг друга, садится на первую парту рядом с учительским столом, следующая - за ними. После того как заполнен весь первый ряд, начинается заполнение второго ряда и т. д.
Подобные приемы делают урок географии интересным и способствуют формированию положительного отношения учеников к предмету.
Приемы развития внимания
«Парадокс»
«Парадокс». Суть этого приема сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала я вспоминаю некий парадоксальный случай или рассказываю о загадочном происшествии, захватывающем детское воображение. Замечаю при этом, что при всей неординарности упомянутого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. Изложив новый материал, прошу учеников объяснить парадокс.
Например, один из уроков начального курса географии (6 класс) по теме «Атмосфера» начинаю с рассказа о том, как в 1806 г. в Дании с неба сыпались раки, в 1933 г. в селе Кавалерово Приморского края шел дождь с медузами, а в 1974 г. в окрестностях Ашхабада с неба падали лягушки. Естественно, учащимся хочется объяснить причину необычных явлений, и объяснение нового материала они слушают внимательнее.
Подобные примеры в большом количестве можно найти в книгах по занимательной географии.
СПАСИБО
За внимание!!!