Методы воспитания
Костырина К. Ш - 22
Метод воспитания – способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребёнка в целях формирования всесторонне развитой личности.
Приёмы воспитания – отдельные элементы метода воспитания.
К средствам воспитания относят:
● различные виды деятельности (общение, учение, труд, игра);
● совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы.
2. Классификация методов воспитания Г.И.Щукиной
Формирование
Самовоспитания
Методы стимулирования
Формирование
Общественного
поведения
Формирование общественного сознания
● Поощрение
● Наказание
● Соревнование
● Приучение
● Упражнение
● Требование
● Создание воспитательных ситуаций
● Рассказ
● Беседа
● Лекция
● Диспут
● Пример
● Личные обязательства
● Самоотчет
● Самоанализ
● Самоконтроль
● Самооценка
Характеристика методов воспитания
1-я группа:
Формирование общественного сознания
Пример
формирование определенного отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца (в основе – механизм подражания)
* Модель ценностного выбора, совершенного кем-то другим
Условия эффективности:
● в качестве примера избирается уважаемый детьми человек
● ученикам понятна сущность образца
● использование, в основном, положительных примеров
● пример приводит человек, который пользуется авторитетом и сам обладает данным качеством
Рассказ
повествование о поступке, поучительной истории с целью вызвать стремление следовать хорошему и избегать недостойного
Требования к рассказу:
● логичность, последовательность
● эмоциональность
● образность
● учет возраста детей
Беседа
обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, явлений и событий
Виды бесед:
Индивидуальные и групповые
Срочные и отсроченные
Тематические и свободные
Индуктивные и дедуктивные
Требования к беседе:
● т ема беседы актуальна для детей
● т щательно продумана система вопросов
● у ченики сами, по-возможности, делают выводы
Лекция (лекторий, используется только в старших классах)
развернутое и систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания
Требования к лекции:
● глубокое рассмотрение актуальных для юношества вопросов (о морали, политике, искусстве, спорте, познании, здоровом образе жизни и др.)
● убедительность, доказательность
● композиционная стройность
● яркие иллюстрации
Диспут (спор, только в старших классах)
метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности
(не требует окончательных решений)
Требования к диспуту:
● вопросы к диспуту содержат жизненно важную, значимую для старшеклассников проблему
● тщательная подготовка (за 1-2 недели)
● в группе есть полярные мнения по проблеме
● соблюдается культура дискуссии
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
2-я группа:
Приучение
предписание ребенку того или иного образа действий и побуждение его к овладению процессуальной стороной деятельности
Условия эффективности :
● ребенок ясно представляет себе, что должно быть усвоено
● показ образца
● сформулировано короткое и ясное правило
● выработка положительного отношения к данной форме поведения
● отработка точности действий
● систематичность действия и осуществление контроля
● постепенный переход к самоконтролю
Упражнение
Включение школьников в деятельность, создающей условия для действий в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения.
Поручение (практические задания)
Требование
Побуждение воспитанников к совершению конкретных поступков или соблюдению определенных норм поведения ( в основе – эмоционально-волевое воздействие на воспитанников)
Виды требований :
Прямые (приказ, просьба) и косвенные (намек, совет, постановка условия)
Условия эффективности:
● т ребование осознается как общественное,
● с оразмерно возможностям ученика
● п редъявляется систематически
● д оведено до логического конца
● т ребования педагогов и родителей едины
Создание воспитательной ситуации
создание такой внешней обстановки, которая вызывает у воспитанников необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки
Условия эффективности :
● п едагогом четко продумана педагогическая задача
● учет индивидуальных особенностей детей
● учет возможностей избираемого вида деятельности
● наблюдение за результатами и их анализ
3-я группа:
3-я группа:
Методы стимулирования
Поощрение
способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или группы школьников
Виды поощрений :
одобрение, похвала, комплимент, благодарность, награда, премия, ответственное поручение, новые обязанности
Условия эффективности :
● поощрение за действительные успехи
● гласность поощрения
● поощрение поддерживает группа детей
● учет индивидуальных особенностей
Наказание
Воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им
Виды наказаний :
неодобрение, замечание, выговор, вызов на педсовет, перевод в другой класс или школу, исключение из школы, направление в школу для трудновоспитуемых
Условия эффективности :
● наказанный понимает за что наказан
● наказание не унижает достоинство личности
● наказание соразмерно проступку
● наказание разрешает конфликт до конца и после исполнения не напоминается
● учитывается возраст и индивидуальные особенности ученика
Соревнование
Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в деятельности с опорой на присущее юношам стремление к соперничеству
Условия эффективности :
● не распространять на область учения и нравственности
● привлечение учащихся к разработке условий соревнования
● гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов
● каждый ученик имеет возможность проявить свои способности и пережить ситуацию успеха
●
3. Выбор методов воспитания
А.С.Макаренко:
Никакое средство педагогическое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.
Условия оптимального выбора методов :
● соответствие целям, содержанию и принципам воспитания
● система методов!
● учет особенностей группы и личности
4-я группа:
Формирование
Самовоспитания
Самоконтроль
Является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самоконтроль относиться к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Человек может выступать в роли объекта и субъекта контроля. Как существо общественное человек на протяжении всей жизни является объектом контроля со стороны окружающих его людей. Под контролем общества находиться процессы обучения и воспитания человека, его занятость в профессиональной деятельности, поведение быту. С другой стороны, уже как субъект контроля человек сам является носителем контрольных механизмов.