СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: Методы воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

.............................................................

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: Методы воспитания»

Методы воспитания   Костырина К. Ш - 22

Методы воспитания

Костырина К. Ш - 22

Метод воспитания – способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребёнка в целях формирования всесторонне развитой личности. Приёмы воспитания – отдельные элементы метода воспитания.

Метод воспитания – способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребёнка в целях формирования всесторонне развитой личности.

Приёмы воспитания – отдельные элементы метода воспитания.

 К средствам воспитания относят: ● различные виды деятельности (общение, учение, труд, игра); ● совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы.

К средствам воспитания относят:

● различные виды деятельности (общение, учение, труд, игра);

● совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы.

2. Классификация методов воспитания Г.И.Щукиной Формирование Самовоспитания Методы стимулирования Формирование Общественного поведения Формирование общественного сознания  ● Поощрение ●  Наказание ● Соревнование  ● Приучение  ● Упражнение ● Требование ● Создание воспитательных ситуаций   ● Рассказ ● Беседа ● Лекция ● Диспут ● Пример ● Личные обязательства ● Самоотчет ● Самоанализ ● Самоконтроль ● Самооценка

2. Классификация методов воспитания Г.И.Щукиной

Формирование

Самовоспитания

Методы стимулирования

Формирование

Общественного

поведения

Формирование общественного сознания

Поощрение

Наказание

Соревнование

Приучение

Упражнение

Требование

Создание воспитательных ситуаций

Рассказ

Беседа

Лекция

Диспут

Пример

Личные обязательства

Самоотчет

Самоанализ

Самоконтроль

Самооценка

Характеристика методов воспитания  1-я группа:   Формирование общественного сознания

Характеристика методов воспитания

1-я группа:

Формирование общественного сознания

Пример  формирование определенного отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца (в основе – механизм подражания) *  Модель ценностного выбора, совершенного кем-то другим  Условия эффективности: ● в качестве примера избирается уважаемый детьми человек ●  ученикам понятна сущность образца ●  использование, в основном, положительных примеров ●  пример приводит человек, который пользуется авторитетом и сам обладает данным качеством

Пример

формирование определенного отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца (в основе – механизм подражания)

* Модель ценностного выбора, совершенного кем-то другим

Условия эффективности:

● в качестве примера избирается уважаемый детьми человек

● ученикам понятна сущность образца

● использование, в основном, положительных примеров

● пример приводит человек, который пользуется авторитетом и сам обладает данным качеством

Рассказ  повествование о поступке, поучительной истории с целью вызвать стремление следовать хорошему и избегать недостойного  Требования к рассказу: ● логичность, последовательность ● эмоциональность ● образность ● учет возраста детей

Рассказ

повествование о поступке, поучительной истории с целью вызвать стремление следовать хорошему и избегать недостойного

Требования к рассказу:

● логичность, последовательность

● эмоциональность

● образность

● учет возраста детей

Беседа   обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, явлений и событий  Виды бесед: Индивидуальные и групповые Срочные и отсроченные Тематические и свободные Индуктивные и дедуктивные Требования к беседе: ● т ема беседы актуальна для детей ● т щательно продумана система вопросов ● у ченики сами, по-возможности, делают выводы

Беседа

обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, явлений и событий

Виды бесед:

Индивидуальные и групповые

Срочные и отсроченные

Тематические и свободные

Индуктивные и дедуктивные

Требования к беседе:

● т ема беседы актуальна для детей

● т щательно продумана система вопросов

● у ченики сами, по-возможности, делают выводы

Лекция   (лекторий, используется только в старших классах)  развернутое и систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания  Требования к лекции: ● глубокое рассмотрение актуальных для юношества вопросов (о морали, политике, искусстве, спорте, познании, здоровом образе жизни и др.) ● убедительность, доказательность ● композиционная стройность ● яркие иллюстрации

Лекция (лекторий, используется только в старших классах)

развернутое и систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания

Требования к лекции:

● глубокое рассмотрение актуальных для юношества вопросов (о морали, политике, искусстве, спорте, познании, здоровом образе жизни и др.)

● убедительность, доказательность

● композиционная стройность

● яркие иллюстрации

Диспут   (спор, только в старших классах)  метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности  (не требует окончательных решений)  Требования к диспуту: ● вопросы к диспуту содержат жизненно важную, значимую для старшеклассников проблему ● тщательная подготовка (за 1-2 недели) ● в группе есть полярные мнения по проблеме ● соблюдается культура дискуссии

Диспут (спор, только в старших классах)

метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности

(не требует окончательных решений)

Требования к диспуту:

● вопросы к диспуту содержат жизненно важную, значимую для старшеклассников проблему

● тщательная подготовка (за 1-2 недели)

● в группе есть полярные мнения по проблеме

● соблюдается культура дискуссии

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения 2-я группа:

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

2-я группа:

Приучение   предписание ребенку того или иного образа действий и побуждение его к овладению процессуальной стороной деятельности Условия эффективности : ●  ребенок ясно представляет себе, что должно быть усвоено ●  показ образца ●  сформулировано короткое и ясное правило ●  выработка положительного отношения к данной форме поведения ●  отработка точности действий ●  систематичность действия и осуществление контроля ●  постепенный переход к самоконтролю

Приучение

предписание ребенку того или иного образа действий и побуждение его к овладению процессуальной стороной деятельности

Условия эффективности :

● ребенок ясно представляет себе, что должно быть усвоено

● показ образца

● сформулировано короткое и ясное правило

● выработка положительного отношения к данной форме поведения

● отработка точности действий

● систематичность действия и осуществление контроля

● постепенный переход к самоконтролю

Упражнение    Включение школьников в деятельность, создающей условия для действий в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения.

Упражнение

Включение школьников в деятельность, создающей условия для действий в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения.

Поручение   (практические задания)

Поручение (практические задания)

Требование    Побуждение воспитанников к совершению конкретных поступков или соблюдению определенных норм поведения ( в основе – эмоционально-волевое воздействие на воспитанников)  Виды требований : Прямые (приказ, просьба) и косвенные (намек, совет, постановка условия) Условия эффективности: ● т ребование осознается как общественное, ● с оразмерно возможностям ученика ● п редъявляется систематически ● д оведено до логического конца ● т ребования педагогов и родителей едины

Требование

Побуждение воспитанников к совершению конкретных поступков или соблюдению определенных норм поведения ( в основе – эмоционально-волевое воздействие на воспитанников)

Виды требований :

Прямые (приказ, просьба) и косвенные (намек, совет, постановка условия)

Условия эффективности:

● т ребование осознается как общественное,

● с оразмерно возможностям ученика

● п редъявляется систематически

● д оведено до логического конца

● т ребования педагогов и родителей едины

Создание воспитательной ситуации  создание такой внешней обстановки, которая вызывает у воспитанников необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки  Условия эффективности : ● п едагогом четко продумана педагогическая задача ● учет индивидуальных особенностей детей ● учет возможностей избираемого вида деятельности ● наблюдение за результатами и их анализ

Создание воспитательной ситуации

создание такой внешней обстановки, которая вызывает у воспитанников необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки

Условия эффективности :

● п едагогом четко продумана педагогическая задача

● учет индивидуальных особенностей детей

● учет возможностей избираемого вида деятельности

● наблюдение за результатами и их анализ

  3-я группа:    3-я группа: Методы стимулирования

3-я группа:

3-я группа:

Методы стимулирования

Поощрение   способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или группы школьников  Виды поощрений :  одобрение, похвала, комплимент, благодарность, награда, премия, ответственное поручение, новые обязанности  Условия эффективности : ● поощрение за действительные успехи ● гласность поощрения ● поощрение поддерживает группа детей ● учет индивидуальных особенностей

Поощрение

способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или группы школьников

Виды поощрений :

одобрение, похвала, комплимент, благодарность, награда, премия, ответственное поручение, новые обязанности

Условия эффективности :

● поощрение за действительные успехи

● гласность поощрения

● поощрение поддерживает группа детей

● учет индивидуальных особенностей

Наказание  Воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им  Виды наказаний :  неодобрение, замечание, выговор, вызов на педсовет, перевод в другой класс или школу, исключение из школы, направление в школу для трудновоспитуемых  Условия эффективности : ● наказанный понимает за что наказан ● наказание не унижает достоинство личности ● наказание соразмерно проступку ● наказание разрешает конфликт до конца и после исполнения не напоминается ● учитывается возраст и индивидуальные особенности ученика

Наказание

Воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им

Виды наказаний :

неодобрение, замечание, выговор, вызов на педсовет, перевод в другой класс или школу, исключение из школы, направление в школу для трудновоспитуемых

Условия эффективности :

● наказанный понимает за что наказан

● наказание не унижает достоинство личности

● наказание соразмерно проступку

● наказание разрешает конфликт до конца и после исполнения не напоминается

● учитывается возраст и индивидуальные особенности ученика

Соревнование  Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в деятельности с опорой на присущее юношам стремление к соперничеству  Условия эффективности : ● не распространять на область учения и нравственности ● привлечение учащихся к разработке условий соревнования ● гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов ● каждый ученик имеет возможность проявить свои способности и пережить ситуацию успеха ●

Соревнование

Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в деятельности с опорой на присущее юношам стремление к соперничеству

Условия эффективности :

● не распространять на область учения и нравственности

● привлечение учащихся к разработке условий соревнования

● гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов

● каждый ученик имеет возможность проявить свои способности и пережить ситуацию успеха

3. Выбор методов воспитания А.С.Макаренко:  Никакое средство педагогическое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.  Условия оптимального выбора методов : ● соответствие целям, содержанию и принципам воспитания ● система методов! ● учет особенностей группы и личности

3. Выбор методов воспитания

А.С.Макаренко:

Никакое средство педагогическое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.

Условия оптимального выбора методов :

соответствие целям, содержанию и принципам воспитания

система методов!

● учет особенностей группы и личности

4-я группа: Формирование Самовоспитания

4-я группа:

Формирование

Самовоспитания

Самоконтроль Является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самоконтроль относиться к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Человек может выступать в роли объекта и субъекта контроля. Как существо общественное человек на протяжении всей жизни является объектом контроля со стороны окружающих его людей. Под контролем общества находиться процессы обучения и воспитания человека, его занятость в профессиональной деятельности, поведение быту. С другой стороны, уже как субъект контроля человек сам является носителем контрольных механизмов.

Самоконтроль

Является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самоконтроль относиться к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Человек может выступать в роли объекта и субъекта контроля. Как существо общественное человек на протяжении всей жизни является объектом контроля со стороны окружающих его людей. Под контролем общества находиться процессы обучения и воспитания человека, его занятость в профессиональной деятельности, поведение быту. С другой стороны, уже как субъект контроля человек сам является носителем контрольных механизмов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!