СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ"»

Выполнила: студентка группы Ш-22 Сигида Оксана

Выполнила:

студентка группы Ш-22

Сигида Оксана

Методы воспитания – это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность ( П.И.Пидкасистый ).    Методы организации жизни ребенка Метод организованного взаимодействия детей со средой Фактор социальной среды Фактор собственной активности человека Метод организации воспитывающей деят-ти Фактор возвратно- оценочного влияния взрослых на ребенка Метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни
  • Методы воспитания – это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность ( П.И.Пидкасистый ).

Методы организации

жизни ребенка

Метод организованного

взаимодействия детей

со средой

Фактор социальной среды

Фактор собственной

активности человека

Метод организации

воспитывающей деят-ти

Фактор возвратно-

оценочного влияния

взрослых на ребенка

Метод организации

осмысления ребенком

разворачивающейся

перед ним жизни

Прием воспитания – часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение. Прием – единичное воздействие Средство – совокупность приемов   Приемы воспитания Методы начинают пользоваться другие воспитатели
  • Прием воспитания – часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение.
  • Прием – единичное воздействие
  • Средство – совокупность приемов

Приемы

воспитания

Методы

начинают

пользоваться

другие воспитатели

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ

МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

методы Болдырев Н.И. и др. наказание поощрение упражнение убеждение методы Ильина Т.А и др. убеждение организация деят-ти стимулир-е поведения

методы

Болдырев Н.И. и др.

наказание

поощрение

упражнение

убеждение

методы

Ильина Т.А и др.

убеждение

организация

деят-ти

стимулир-е

поведения

Классификация методов по характеру (И.С.Марьенко) Классификация методов по результатам воздействия на воспитанника 1.влияния, создающие нравственные установки, отношения, формирующие представления, понятия, идеи 2.влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения Объяснительно- репродуктивные Методы приучения и упражнения торможение руководство Проблемно- ситуативные стимулирование самовоспитание
  • Классификация методов по характеру (И.С.Марьенко)
  • Классификация методов по результатам воздействия на воспитанника

1.влияния, создающие нравственные установки, отношения, формирующие представления, понятия, идеи

2.влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения

Объяснительно-

репродуктивные

Методы приучения

и упражнения

торможение

руководство

Проблемно-

ситуативные

стимулирование

самовоспитание

Методы воспитания Методы формирования сознания Методы организации деят-ти и формирования опыта поведения  Методы стимулирования убеждение упражнение мотивация Соревнование Поощрение наказание Рассказ Объяснение Разъяснение Лекция,Этич.беседа, Увещевание,  Внушение Инструктаж, Диспут Доклад, пример Упражнение Приучение Пед.требование Обществ.мнение Поручение Воспитывающие ситуации

Методы воспитания

Методы

формирования

сознания

Методы организации

деят-ти и формирования

опыта поведения

Методы

стимулирования

убеждение

упражнение

мотивация

Соревнование

Поощрение

наказание

Рассказ

Объяснение

Разъяснение

Лекция,Этич.беседа,

Увещевание,

Внушение

Инструктаж, Диспут

Доклад, пример

Упражнение

Приучение

Пед.требование

Обществ.мнение

Поручение

Воспитывающие

ситуации

Условия эффективности функции 1.Служить источником знаний 1.Соответствие соц.опыту  2.Обогащать нравственный опыт личности 2.Сопровождение иллюстрациями 3.Обстановка 3.Служить способом использования положительного примера 4.Профессиональное выполнение 5.Рассказ должен переживаться слушателями

Условия

эффективности

функции

1.Служить источником

знаний

1.Соответствие соц.опыту

2.Обогащать

нравственный

опыт личности

2.Сопровождение иллюстрациями

3.Обстановка

3.Служить способом

использования

положительного

примера

4.Профессиональное выполнение

5.Рассказ должен переживаться

слушателями

разъяснение внушение увещевание Метод эмоционально- словесного возд-я на воспитанников Ориентированность возд-я на данную группу или личность 1.Некритическое восприятие пед. воздействия 2.Усиливает другие методы воспитания 1.Принятая  воспитателем форма  обращения 2. Авторитет 3. Нравств. качества 4. Убежденность воспитателя в правоте своих слов  и действий 1.Для сформирования и закрепления нов. качества 2.Для выработки правильного отношения к совершенному поступку Неквалифицированное применение- НОТАЦИЯ!!!

разъяснение

внушение

увещевание

Метод эмоционально-

словесного возд-я

на воспитанников

Ориентированность

возд-я на данную

группу или личность

1.Некритическое

восприятие пед.

воздействия

2.Усиливает другие

методы воспитания

1.Принятая

воспитателем форма

обращения

2. Авторитет

3. Нравств. качества

4. Убежденность

воспитателя в

правоте своих слов

и действий

1.Для сформирования и

закрепления нов. качества

2.Для выработки правильного

отношения к совершенному

поступку

Неквалифицированное применение-

НОТАЦИЯ!!!

Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников Диспуты – живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников ЦЕЛЬ – не вывод, а процесс. В основе – спор, борьба мнений ЦЕЛЬ – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Разрабатываются 5 - 6 вопросов, требующих самостоятельных суждений С вопросами участников заранее знакомят. 1.Проблемный характер 2.Отсутствие сценария с заученными  ответами 3.Близость материала эмоц. опыту 4.Сопоставление всех точек зрения

Этическая беседа - метод

систематического и

последовательного обсуждения

знаний, предполагающий участие

обеих сторон – воспитателя и

воспитанников

Диспуты – живые горячие споры

на разные темы,

волнующие воспитанников

ЦЕЛЬ – не вывод, а процесс.

В основе – спор,

борьба мнений

ЦЕЛЬ – углубление, упрочение

нравственных понятий, обобщение

и закрепление знаний,

формирование системы

нравственных взглядов

и убеждений.

Разрабатываются 5 - 6

вопросов, требующих

самостоятельных суждений

С вопросами участников

заранее знакомят.

1.Проблемный характер

2.Отсутствие сценария с заученными

ответами

3.Близость материала эмоц. опыту

4.Сопоставление всех точек зрения

ПРИМЕР – воспитательный метод исключительной силы, действующий на уровне первой сигнальной системы. ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ – деятельность индивида ЭТАПЫ 1.Непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица 2. Формирование желания действовать по образцу 3. Синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира. «Долог путь наставлений, - говорил римский философ Сенека ,- короток путь примера».

ПРИМЕР – воспитательный метод

исключительной силы, действующий на

уровне первой сигнальной системы.

ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ – деятельность индивида

ЭТАПЫ

1.Непосредственное восприятие конкретного образа

действия другого лица

2. Формирование желания действовать по образцу

3. Синтез самостоятельных и подражательных действий,

проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира.

«Долог путь наставлений, - говорил римский философ Сенека ,- короток путь примера».

упражнение приучение Практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма Интенсивно выполняемое упражнение 1.Ясное представление  о цели, ясная формулировка правил 3.Отрезок времени = объем действий 4.Показ действий и результатов 5.последовательно- параллельная форма 6.Контроль 7.Игровая форма  ОСМЫСЛЕННОСТЬ?! 1.Система упр-ий; 2.Содержание 3.Доступность и посильность; 4.Объем 5.Частота повторений; 6.Контроль и Коррекция; 7.Личностные особенности Воспитанников; 8.Место и время выполнения упр-ий; 9.Сочетание индивид. и групповых форм; 10.Мотивация

упражнение

приучение

Практический метод воспитания,

сущность которого состоит в

многократном выполнении

требуемых действий,

доведении их до автоматизма

Интенсивно выполняемое

упражнение

1.Ясное представление

о цели, ясная

формулировка правил

3.Отрезок времени =

объем действий

4.Показ действий

и результатов

5.последовательно-

параллельная форма

6.Контроль

7.Игровая форма

ОСМЫСЛЕННОСТЬ?!

1.Система упр-ий; 2.Содержание

3.Доступность и посильность; 4.Объем

5.Частота повторений; 6.Контроль и

Коррекция; 7.Личностные особенности

Воспитанников; 8.Место и время

выполнения упр-ий; 9.Сочетание индивид.

и групповых форм; 10.Мотивация

 ТРЕБОВАНИЕ – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деят-ть воспитанника и проявление у него опред. качеств.  ПРЯМОЕ Императивность,определенность, Конкретность,точность КОСВЕННОЕ ( совет, просьба, намек, доверие, одобрение ) S – вызванные требованием психологические факторы ПОЗИТИВНОЕ НЕГАТИВНОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ В Т П Д Д В Т1 П В Т2

ТРЕБОВАНИЕ – это метод воспитания, с помощью которого

нормы поведения, выражаясь в личных отношениях,

вызывают, стимулируют или тормозят определенную

деят-ть воспитанника и проявление у него опред. качеств.

ПРЯМОЕ

Императивность,определенность,

Конкретность,точность

КОСВЕННОЕ ( совет, просьба,

намек, доверие, одобрение )

S – вызванные требованием

психологические факторы

ПОЗИТИВНОЕ

НЕГАТИВНОЕ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ

ОПОСРЕДОВАННОЕ

В

Т

П

Д

Д

В

Т1

П

В

Т2

Приучение к положительным поступкам поручения Развитие необходимых качеств Метод воспитывающих ситуаций – метод организации деят-ти и поведения в специально созданных условиях 1. ситуации не должны быть надуманными 2. неожиданность Ситуации «непринужденной принудительности» (термин Т.Е.Конниковой) нравст.образец условия

Приучение к положительным

поступкам

поручения

Развитие необходимых

качеств

Метод воспитывающих ситуаций –

метод организации деят-ти и

поведения в специально

созданных условиях

1. ситуации не

должны быть

надуманными

2. неожиданность

Ситуации «непринужденной принудительности»

(термин Т.Е.Конниковой)

нравст.образец

условия

ПООЩРЕНИЕ – выражение положительной оценки действий воспитанников (одобрение, ободрение, похвала, благодарность, награждение грамотами, подарками и т.д. ) Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось внутренними убеждениями, нравственными мотивами Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы – кому сколько и за что Поощрение требует личностного подхода Соблюдение справедливости

ПООЩРЕНИЕ – выражение положительной

оценки действий воспитанников

(одобрение, ободрение, похвала, благодарность,

награждение грамотами, подарками и т.д. )

  • Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось внутренними убеждениями, нравственными мотивами
  • Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива
  • Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы – кому сколько и за что
  • Поощрение требует личностного подхода
  • Соблюдение справедливости
СОРЕВНОВАНИЕ – метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. ЦЕЛЬ – быть первым соревнование соревнование  Нельзя! конкуренция жесткая конкуренция, смягчаемая игрой  1. Организация; 2. Направленность и содержание;   3 . Показ результатов соревнования; 4. Цели, задачи и условия проведения могут определять сами школьники,а также подводить итоги и определять победителей;

СОРЕВНОВАНИЕ – метод направления

естественной потребности школьников к

соперничеству и приоритету на воспитание

нужных человеку и обществу качеств.

ЦЕЛЬ – быть первым

соревнование

соревнование

Нельзя!

конкуренция

жесткая конкуренция,

смягчаемая игрой

1. Организация; 2. Направленность и содержание;

3 . Показ результатов соревнования; 4. Цели, задачи и условия проведения могут определять сами школьники,а также подводить итоги и определять победителей;

НАКАЗАНИЕ – метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива Не рекомендуются групповые наказания Наказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливым Нельзя оскорблять воспитанника Основа– конфликтная ситуация Не торопитесь наказывать! Индивидуализация = нарушение справедливости Применение в комплексе с др. методами ВИДЫ 1. Наложение дополнительных обязанностей 2. Лишение или ограничение прав 3 .Выражение морального порицания

НАКАЗАНИЕ – метод педагогического воздействия,

которое должно предупреждать нежелательные

поступки, тормозить их, вызывать чувство вины

перед собой и другими людьми

  • Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива
  • Не рекомендуются групповые наказания
  • Наказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливым
  • Нельзя оскорблять воспитанника
  • Основа– конфликтная ситуация
  • Не торопитесь наказывать!
  • Индивидуализация = нарушение справедливости
  • Применение в комплексе с др. методами

ВИДЫ

1. Наложение

дополнительных

обязанностей

2. Лишение или

ограничение прав

3 .Выражение

морального

порицания

развитие общественных и экономических отношений погружение ребенка в конкурентную борьбу подготовка к жизни со всей серьезностью хорошее школьное воспитание будущее соц-экономич. положение обостренно- личностная направленность воспитания  МОДИФИКАЦИИ:  1. контракты; 2. программы самовоспитания; 3. платные группы по интересам; 4. мониторинг; 5. тесты (воспитанности, соц.зрелости), наложенные на конкурсы; 6 .штрафы Быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину становится невыгодно , экономически накладно !

развитие

общественных и

экономических

отношений

погружение

ребенка в

конкурентную

борьбу

подготовка к

жизни со всей

серьезностью

хорошее

школьное

воспитание

будущее

соц-экономич.

положение

обостренно-

личностная

направленность

воспитания

МОДИФИКАЦИИ:

1. контракты; 2. программы самовоспитания; 3. платные группы по интересам; 4. мониторинг; 5. тесты (воспитанности, соц.зрелости), наложенные на конкурсы; 6 .штрафы

Быть невоспитанным,

необразованным,

нарушать дисциплину

становится невыгодно ,

экономически накладно !