Молодежь в современном обществе. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
В настоящее время молодежь – это самая ценная, и в то же время самая проблематичная часть современного общества.
ЦЕННОСТЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Представители обладают
- повышенной критичностью мышления,
- оригинальностью,
- способностью усваивать огромные объемы различной информации,
- заметной целеустремленностью.
ПРОБЛЕМАТИКА СУЩЕСТВОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
- критичность мышления, направленая на отторжение существующих догматов и норм,
- повышенный негативизм,
- нежелание работать,
- отрешенность от окружающего мира
И ХАРАКТЕРНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА
Сегодня молодежь – это большая социально-демографическая группа, объединяющая в себе индивидов на основе экономических,
возрастных и социально-демографических характеристик.
Факторы социологического определения «молодежь»
специфика социального статуса, социально-культурное поведение
процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации
возрастные границы и социально-психологические особенности
С точки зрения психологии молодость – это период формирования у личности социального статуса, устойчивой системы ценностей, самосознания.
Чаще всего в понятие «молодежь» входят большие социальные группы, состоящие из лиц от 16 до 25 лет.
Границы молодежного возраста достаточно подвижны: в различных развитых странах молодежные группы составляют лица в возрасте от 14 до 30 лет.
Социальные институты, оказывающие непосредственное влияние на молодежь
школа
ВУЗ
семья
трудовой коллектив
СМИ
стихийные группы
Статусы
Личный статус - такое положение человека, которое он занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
Социальный статус - общее положение личности или социальной
группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Социальные статусы
Предписанные:
- национальность,
- место рождения,
- социальное происхождение и др.
Приобретенные (достигнутые):
- профессия,
- образование и др.
В любом обществе существует иерархия статусов , которая представляет собой основу его стратификации.
Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот.
.
Престиж – э то оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.
Формируется под влиянием факторов:
1) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
2) системы ценностей, характерной для данного общества.
Авторитет
степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека
ЗНАЯ
определить большинство качеств , которыми он обладает
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
предсказать действия , которые он будет осуществлять
Ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально, так носить и неформальный характер.
Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей , которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой .
Базисные (основные) социальные роли
потребитель
труженик
член семьи
гражданин
собственник
Факторы, влияющие на выбор социальной роли
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
- темперамент
- возраст
- пол
- состояние здоровья
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
- Основная роль, с которой человек начинает свою жизнь.
- Ребенок находится во взаимоотношениях с родителями, родственниками, друзьями (как правило, это отношения взаимного влечения и гармонии).
- Роль ребенка постепенно дополняется ролью сына/дочери, брата/сестры.
РЕБЕНОК
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
Школа, как социальный институт, не только дает подрастающему поколению образование , но и придает социальный статус ; благодаря школе молодое поколение обустраивается в социальной жизни, приобретает в ней свою нишу - учащиеся.
Жизненная фаза становления человека (а, именно, школьный, и, особенно, старший школьный возраст) характеризуется значительно большей активностью, чем последующие фазы, а культура еще не успела ограничить эмоциональную энергию институциональными рамками.
УЧАЩИЙСЯ
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
В ролевой структуре «мастер - подмастерье» ученик не только добросовестно исполняет указания «мастера». Институт подмастерья имеет вид кооперативной деятельности, где ощутимы как взаимопомощь, так и соперничество, состязательность.
Есть и иной важный контекст ролевых позиций учащегося: школьная роль устремляет его в познавательную сферу, в раскрытие тайн, в мир воображения.
УЧАЩИЙСЯ
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
Самообразование , возникающее уже на ранних ступенях обучения (в виде выполнения домашних заданий) и возрастающее по мере повышения этих ступеней (в старших классах наивысшая степень самостоятельности), невольно ведет к тому, что ученик примеривает социальную роль «учителя» , в которой у него появляется возможность утвердиться лишь на ступенях высшего образования.
УЧАЩИЙСЯ
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
Многие представители молодого поколения в первую очередь ориентируются на увлекательные особенности студенческой жизни.
Как правило, отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны учителей, времени со стороны родителей, а также некая степень свободы посещения занятий требуют от студента большего самоконтроля , самостоятельности и ответственности , чем от школьника.
СТУДЕНТ
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
Общество находится в состоянии конкуренции и предъявляет требования к определенным качествам , которые являются основным фактором успеха:
- высокий уровень образования;
- готовность к смене деятельности в соответствии с требованиями рынка;
- овладение компетенциями, которые высоко ценятся на современном рынке труда.
Важным фактом является то, что нынешняя молодежь достаточно активно приобретает необходимые навыки.
СТУДЕНТ
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
Снижение возраста паспортизации с 16 лет до 14 считается ответом на стремительное развитие подросткового рынка труда .
Законодательство РФ предусматривает возможность устройства на работу молодых людей, достигших 15-летнего возраста .
Многие подростки приобретают статус работника раньше, нежели статус студента.
РАБОТНИК
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
В юношеском возрасте каждый человек имеет приблизительно равные условия в выборе: начать самостоятельную жизнь или же остаться в родительском доме. С течением времени молодые люди становятся более самостоятельными и ответственными, менее зависимыми от родителей, и создают свои собственные семьи .
На сегодняшний день тенденция к снижению брачного и репродуктивного возраста заметно усилилась. В таких случаях не стоит забывать о том, что семья и дети требуют определенной ответственности, внимания и заботы .
СЕМЬЯНИН
Развитие социальных ролей
С самого детства каждый человек начинает формировать свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения .
С приобретением всех гражданских прав у каждого человека появляется возможность принимать участие в работе общественных организаций, государственных органов, выборах. Этот процесс также можно назвать процессом становления индивида как гражданина, то есть полноценного субъекта политики.
ГРАЖДАНИН
Современная молодежь
- обладает огромным желанием трудиться за вознаграждение, намерением получить профессиональное образование;
- не испытывает страха перед преобразованиями рыночной экономики;
- демонстрирует приверженность к материальному преуспеванию и традиционным семейным ценностям.
Общество должно ориентироваться на формирование таких рабочих мест , с помощью которых молодежь имела бы возможность самостоятельно обеспечивать себе достойную жизнь.
Социализация — это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит.
В процессе социализации у индивида формируются социально значимые качества , необходимые личности для исполнения социальных ролей.
Процесс расслоения молодежи
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ
РАННЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ
молодые люди остаются подростками значительно дольше, чем это необходимо
(от 20 лет и старше)
молодые люди ориентируются на западную культуру, где подростки начинают обеспечивать себя
Процесс формирования социальных ролей
(по Т.Парсонсу)
глубокое внутреннее усвоение индивидом мотиваций, конкретизируемых в виде приемлемых для данного общества и данной совокупности ролей в этом обществе ориентиров поведения
предоставление обществом индивиду благоприятных для него условий деятельности в соответствии с предписываемыми ему ролями
соблюдение индивидами, выполняющими свои роли, надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям
Предписанные роли, могут успешно формироваться и выполняться школьниками только тогда, когда каждый из них успешно социализируется к предписаниям, установленным в обществе относительно этих ролей.
Работу в этом направлении должны проводить, наряду с семейным воспитанием, специализированные социальные институты, к которым, прежде всего, относятся общеобразовательные учебные заведения.
Для формирования социальных ролей учащихся старших классов можно использовать технологию формирования социальной компетентности.
Сущность технологии заключается в разработке совокупности методов, способствующих в рамках образовательного процесса формированию и развитию составляющих компетенций социальных ролей.
Данная технология реализуется согласно принципам личностно ориентированного подхода.
Принцип свободы выбора
Предоставление обучающемуся ситуации выбора предполагает, что учащийся может самостоятельно:
- выстроить свой образовательный маршрут в рамках данного учебного занятия или мероприятия, но с учетом конечного результата;
- выбирать литературные источники, по которым он будет осваивать данный материал;
- выбирать место работы (в рамках учебного кабинета, в рамках школы;
- решать, как работать: в группе, паре или индивидуально.
Принцип свободы выбора
Необходимым условием реализации данной технологии является организация рабочего места ученика и учебного кабинета в целом.
Принцип свободы выбора выполняет диагностическую функцию: если старшеклассник часто выбирает индивидуальную работу, можно предположить, что групповые формы работы для него затруднительны. Значит, задача педагога выяснить причины этих затруднений.
Принцип целесообразности
Деятельность педагога и обучающихся строится на ценностном восприятии предметных и социальных знаний.
Ученик анализирует целесообразность использования того или иного источника информации, возможные направления взаимодействия с группой и т. д.
Принцип целесообразности
Реализует понимание учащимися структуры социальных ролей и правила поведения в соответствии с предложенной ролью. При групповом взаимодействии каждый член группы в течение определенного количества времени может быть в роли руководителя группы или исполнителя.
После каждого занятия учащимися проводится саморефлексия , где дети отмечают собственное отношение к своей роли и дают оценку своей работе.
Компоненты технология формирования социальных ролей
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
АКТИВНО-ФОРМИРУЮЩИЙ
направлен на выявление степени развития составляющих социальной компетентности
включает в себя занятия (мероприятия), направленные на формирование адекватных представлений о социально-приемлемом жизненном успехе
Технологию формирования социальных ролей можно активно использовать в ходе организации учебной деятельности, используя интерактивное взаимодействие учащихся в условиях урока .
Этапы организации урока
I этап.
организационно-подготовительный
- проведение диагностики интересов и склонностей старшеклассников;
- разработка программы уроков в соответствии с задачами формирования социальной компетентности, учётом дифференциации учащихся на группы, целей и задач конкретного урока, возможности вовлечения внеурочных ресурсов и межпредметных связей.
Этапы организации урока
II этап.
Деятельностный
Обучающиеся осуществляют свою работу в соответствии с выработанной на первом этапе стратегией действий. Ученики одной группы распределяют между собой задания и договариваются о сроках их выполнения.
Цель - развитие навыков сотрудничества, формирование организационных и коммуникативных компетенций.
Этапы организации урока
III этап.
Рефлексивно-оценочный
Основное направление – осуществление старшеклассниками рефлексии собственных достижений.
Своевременная диагностика процесса формирования социальной компетентности поможет понять, достигнут ли желаемый результат.
Технология формирования социальных ролей поможет воспитать человека, умеющего находить гуманистический, ценностно-смысловой аспект образования, самостоятельно творчески мыслить, уметь находить и рационально решать проблемы.