СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему Обучение сжатому изложению «Дитя солнца» 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал презентации может быть использован для обучения шестиклассников сжатому изложению

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему Обучение сжатому изложению «Дитя солнца» 6 класс»

Л. Вертель  «Дитя солнца»  Обучение сжатому изложению  .

Л. Вертель «Дитя солнца» Обучение сжатому изложению

.

 1)Всего в метре от асфальтового полотна на голом песке тянулся к небу лилипутского росточка подсолнух. 2)Его не по-северному яркий луноподобный цветок поддерживался слабеньким стебельком с небольшими, подернутыми желтизной листьями. 3)Передо мной было не растение, а беспризорный ребенок, еще не умеющий говорить, но о котором все говорят переполненные страданием глаза.

1)Всего в метре от асфальтового полотна на голом песке тянулся к небу лилипутского росточка подсолнух. 2)Его не по-северному яркий луноподобный цветок поддерживался слабеньким стебельком с небольшими, подернутыми желтизной листьями. 3)Передо мной было не растение, а беспризорный ребенок, еще не умеющий говорить, но о котором все говорят переполненные страданием глаза.

 4)Как он тут оказался? 5)Наверное, по весне какой-нибудь дальнобойщик, приоткрыв окно, пустил по ветру шелуху, а вместе с мертвыми чешуйками улетело в поисках своей судьбы и целое семечко.  6) Кому и зачем в этом мире нужно было, чтобы в совершенно гиблом месте появился живой росток, обреченный на мучительную жизнь? 7)Кому и зачем?  8)Нужен, чтобы разбередить наши души, съежившиеся от всего, что на нас свалилось, чтобы наши житейские невзгоды не казались нам такими тяжкими.

4)Как он тут оказался? 5)Наверное, по весне какой-нибудь дальнобойщик, приоткрыв окно, пустил по ветру шелуху, а вместе с мертвыми чешуйками улетело в поисках своей судьбы и целое семечко.

6) Кому и зачем в этом мире нужно было, чтобы в совершенно гиблом месте появился живой росток, обреченный на мучительную жизнь? 7)Кому и зачем?

8)Нужен, чтобы разбередить наши души, съежившиеся от всего, что на нас свалилось, чтобы наши житейские невзгоды не казались нам такими тяжкими.

Определим тему и проблему текста О чём говорится в тексте? Сформулируйте тему.  С какой целью автор поведал нам о «живом ростке, обреченном на мучительную жизнь»? 1)Он хотел вызвать у нас сострадание? 2) Он хотел, чтобы мы чему-то научились у «лилипутского росточка»? Что для автора важнее в данном тексте?  Какая проблема в тексте главная? Подтвердите свой ответ словами автора, в которых содержится его главный вывод.

Определим тему и проблему текста

  • О чём говорится в тексте? Сформулируйте тему.
  • С какой целью автор поведал нам о «живом ростке, обреченном на мучительную жизнь»?

1)Он хотел вызвать у нас сострадание?

2) Он хотел, чтобы мы чему-то научились у «лилипутского росточка»?

  • Что для автора важнее в данном тексте?

Какая проблема в тексте главная?

Подтвердите свой ответ словами автора, в которых содержится его главный вывод.

Определите стиль речи 1. С какой целью создан текст? 2. Выразил ли автор свои чувства, своё отношение к предмету речи? 3. Является ли его высказывание образным, живым, выразительным, эмоциональным?  К какому выводу вы пришли, ответив на данные вопросы? 4. Используются в тексте выразительные средства языка: эмоционально-оценочные слова, синонимы, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения;  предложения с однородными членами, тропы?

Определите стиль речи

1. С какой целью создан текст?

2. Выразил ли автор свои чувства, своё отношение к предмету речи?

3. Является ли его высказывание образным, живым, выразительным, эмоциональным?

К какому выводу вы пришли, ответив на данные вопросы?

4. Используются в тексте выразительные средства языка: эмоционально-оценочные слова, синонимы, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения;

предложения с однородными членами, тропы?

Найдите в тексте известные вам средства выразительности Контекстные синонимы: подсолнух, луноподобный цветок; не растение, а беспризорный ребенок; живой росток. Сравнения : луноподобный цветок, не растение, а ребенок. Эпитеты :  Метафоры :  яркий цветок, слабеньким стебельком , мертвыми чешуйками, гиблом месте, живой росток, мучительную жизнь, тяжкие невзгоды. … чтобы разбередить наши души, съежившиеся от всего, что на нас свалилось. Олицетворения :  у подсолнуха «переполненные страданием глаза»; с чешуйками улетело в поисках своей судьбы и целое семечко.

Найдите в тексте известные вам средства выразительности

Контекстные синонимы: подсолнух, луноподобный цветок; не растение, а беспризорный ребенок; живой росток.

Сравнения :

луноподобный цветок, не растение, а ребенок.

Эпитеты :

Метафоры :

яркий цветок, слабеньким стебельком , мертвыми чешуйками, гиблом месте, живой росток, мучительную жизнь, тяжкие невзгоды.

… чтобы разбередить наши души, съежившиеся от всего, что на нас свалилось.

Олицетворения :

у подсолнуха «переполненные страданием глаза»; с чешуйками улетело в поисках своей судьбы и целое семечко.

Определите тип речи Повествование . Повествовать – значит рассказывать о событиях в их временной последовательности. - Отвечать на вопрос: что случилось? - События и действия отображены в динамике, развитии. То есть они развиваются, изменяются и изображают, что было сначала, потом, затем и наконец. Рассуждение. Рассуждать – значит доказывать (тезис – аргументы - вывод) Описание – это мир в покое (одна фотография). Отвечает на вопрос: какой?

Определите тип речи

Повествование . Повествовать – значит рассказывать о событиях в их временной последовательности.

- Отвечать на вопрос: что случилось? - События и действия отображены в динамике, развитии. То есть они развиваются, изменяются и изображают, что было сначала, потом, затем и наконец.

Рассуждение. Рассуждать – значит доказывать (тезис – аргументы - вывод)

Описание – это мир в покое (одна фотография). Отвечает на вопрос: какой?

Какие типы речи встретились вам в тексте? Подтвердите свой ответ примерами    2)Его не по-северному яркий луноподобный цветок поддерживался слабеньким стебельком с небольшими, подернутыми желтизной листьями. 3)Передо мной было не растение, а беспризорный ребенок, еще не умеющий говорить, но о котором все говорят переполненные страданием глаза.  1)Всего в метре от асфальтового полотна на голом песке тянулся к небу лилипутского росточка подсолнух. 5)Наверное, по весне какой-нибудь дальнобойщик, приоткрыв окно, пустил по ветру шелуху, а вместе с мертвыми чешуйками улетело в поисках своей судьбы и целое семечко.  6) Кому и зачем в этом мире нужно было, чтобы в совершенно гиблом месте появился живой росток, обреченный на мучительную жизнь? 7)Кому и зачем?  8)Нужен, чтобы разбередить наши души, съежившиеся от всего, что на нас свалилось, чтобы наши житейские невзгоды не казались нам такими тяжкими.

Какие типы речи встретились вам в тексте? Подтвердите свой ответ примерами

2)Его не по-северному яркий луноподобный цветок поддерживался слабеньким стебельком с небольшими, подернутыми желтизной листьями. 3)Передо мной было не растение, а беспризорный ребенок, еще не умеющий говорить, но о котором все говорят переполненные страданием глаза.

1)Всего в метре от асфальтового полотна на голом песке тянулся к небу лилипутского росточка подсолнух. 5)Наверное, по весне какой-нибудь дальнобойщик, приоткрыв окно, пустил по ветру шелуху, а вместе с мертвыми чешуйками улетело в поисках своей судьбы и целое семечко.

6) Кому и зачем в этом мире нужно было, чтобы в совершенно гиблом месте появился живой росток, обреченный на мучительную жизнь? 7)Кому и зачем?

8)Нужен, чтобы разбередить наши души, съежившиеся от всего, что на нас свалилось, чтобы наши житейские невзгоды не казались нам такими тяжкими.

Микротемы Сколько частей в тексте?  Определите микротему каждой части. Сформулируйте микротемы. Запишите их последовательно столбиком. Что у вас получилось?  План. 1).Лилипутского росточка подсолнух. 2).Как он тут оказался? 3). Кому и зачем нужно было, чтобы в гиблом месте появился живой росток? 4). Нужен, чтобы наши невзгоды не казались нам такими тяжкими.

Микротемы

  • Сколько частей в тексте?
  • Определите микротему каждой части. Сформулируйте микротемы.
  • Запишите их последовательно столбиком.
  • Что у вас получилось?

План.

1).Лилипутского росточка подсолнух.

2).Как он тут оказался?

3). Кому и зачем нужно было, чтобы в гиблом месте появился живой росток?

4). Нужен, чтобы наши невзгоды не казались нам такими тяжкими.

 Назовите те предложения, в которых содержится второстепенная информация  Как вы думаете, что нам необходимо сделать с этими предложениями?  Исключение – один из приёмов сжатия текста.  2, 3, 7

Назовите те предложения, в которых содержится второстепенная информация

Как вы думаете, что нам необходимо сделать с этими предложениями?

Исключение – один из приёмов сжатия текста.

2, 3, 7

Приём обобщения  Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.  Подумайте, как можно обобщить информацию, изложенную в предложениях №1-3.

Приём обобщения

Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Подумайте, как можно обобщить информацию, изложенную в предложениях №1-3.

Проверим  В метре от асфальтового полотна на песке тянулся к небу лилипутского росточка подсолнух со слабеньким стебельком, похожий на беспризорного ребёнка.

Проверим

В метре от асфальтового полотна на песке тянулся к небу лилипутского росточка подсолнух со слабеньким стебельком, похожий на беспризорного ребёнка.

Отметьте красным цветом то, без чего нельзя понять текст.  Напишите сжатое изложение текста.  Примерно 60 слов.

Отметьте красным цветом то, без чего нельзя понять текст.

Напишите сжатое изложение текста.

Примерно 60 слов.

Сжатое изложение  В метре от асфальтового полотна на песке тянулся к небу лилипутского росточка подсолнух со слабеньким стебельком, похожий на беспризорного ребёнка  Как он тут оказался?  По весне какой-нибудь дальнобойщик пустил по ветру шелуху, а вместе с ней улетело и целое семечко.  Кому и зачем нужно было, чтобы в гиблом месте появился живой росток?  Нужен, чтобы наши невзгоды не казались нам такими тяжкими.

Сжатое изложение

В метре от асфальтового полотна на песке тянулся к небу лилипутского росточка подсолнух со слабеньким стебельком, похожий на беспризорного ребёнка

Как он тут оказался? По весне какой-нибудь дальнобойщик пустил по ветру шелуху, а вместе с ней улетело и целое семечко.

Кому и зачем нужно было, чтобы в гиблом месте появился живой росток?

Нужен, чтобы наши невзгоды не казались нам такими тяжкими.