Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "ОПОРЫ И СХЕМЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №100» им. С.Е. Цветкова
ОПОРЫ И СХЕМЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Учитель математики Петухова Лидия Васильевна
Шаталов Виктор Фёдорович
Девиз Педагога
ВСЕ ДЕТИ СПОСОБНЫ УСПЕШНО ОВЛАДЕВАТЬ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ
Девиз Педагога
Девиз Педагога
Основа методики
- Первый этап — развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов).
- Второй этап — сжатое изложение учебного материала по опорному плакату озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.
Основа методики
- Третий этап — изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы.
- Четвертый этап — работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.
- Пятый этап — письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.
Основа методики
- Шестой этап — ответы по опорным сигналам
- Седьмой этап — постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи — «педагогический десант» — не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами).
Опорные сигналы. Методика создания.
- Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение.
- Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.
Опорный конспект
- Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.
- Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки. Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.
Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы
- Лаконичность
- Структурность
- Наличие смысловых акцентов
- Автономность
- Ассоциативность и образность
- Доступность воспроизведения от руки
- Цветовая наглядность
1. Лаконичность
- Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти.
- Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.
- Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.
2. Структурность
- В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр.
- Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделять общее и главное, выделять причинно следственные связи.
- Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.
3. Наличие смысловых акцентов
- Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
4. Автономность
- Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.
5. Ассоциативность и образность
- Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы.
- Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.
6. Доступность воспроизведения от руки
- Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы.
- Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.
7. Цветовая наглядность
- Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти.
- Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.
- Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.
Этапы работы по созданию опорного сигнала
- Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
- Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
- Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
Этапы работы по созданию опорного сигнала
- Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
- Объедините сигналы в блоки.
- Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
- Выделите значимые элементы цветом.
Принципы системы Шаталова
- Обучение на высоком уровне сложности.
- Бесконфликтность.
- Быстрое движение вперед.
- Открытые перспективы.
- Сверхмногократное повторение.
- Ведущая роль теоретических знаний.
- Гласность.
Элементы системы Шаталова
- организация сверхмногократного повторения
- инспекция знаний
- система оценки знаний
- методика решения задач
- опорные конспекты
- спортивная работа с детьми.
Ни дня без игры (1980)
- Раскрывает перед наблюдательным педагогом – то, что даёт игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок.
Включитесь в игру! Доверьтесь ей!
Отметка – не цель (1989)
- Оценка – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения.
- Ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя.
- Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надо всегда подчеркивать.
Учет и оценивание знаний (1989)
- Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на большой лист – ведомость открытого учета знаний. Открыт и для родителей, но оперативной связи с семьей он не обеспечивает.
- Экран успеваемости - сложенный вдвое лист плотной бумаги, по формату соответствующий тетради. Внутри столбиком – перечень учебных предметов (как в табеле успеваемости) и рядом с названием каждого – строчки клеточек для оценок
Учет и оценивание знаний (1989)
- В методике учета и оценивания знаний присутствуют все психологические аспекты, характерные для игровых ситуаций.
- Если же к этому добавить перспективу нового успеха, активно поддерживаемую родителями и учителями, то у ребят возникает отношение к учебной работе как к желанной, важной и посильной.
- Следствие – стремительный рост результатов их труда.
Преимущества методики
- Глубокое понимание теории
- Экономия времени (материал собран в блоки)
- У студентов появляется желание использовать свои силы и знания на практике
- Позволяет увеличить количество решаемых задач
- Позволяет разобрать подробно и всесторонне типы и возможные пути решения
по теме «Натуральные числа»
по теме «Отрезок. Прямая. Луч»
по теме «Свойства сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел»
Число равных сторон
Название треугольника
0 (нет равных сторон)
разносторонний
2
равнобедренный
3
равносторонний (правильный)
Сумма углов треугольника
равна 180 о .
Виды треугольников
- Если треугольник имеет прямой или тупой угол, его называют прямоугольным или тупоугольным . У остроугольного треугольника все углы острые.
Прямоугольник.
Чертеж.
B
a
A
b
D
C
Квадрат.
A
B
a
C
D
Спасибо за внимание!