Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "«Организация наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с применением игровых технологий» для педагогов ДОУ»
Консультация на тему:
«Организация наблюдений в природе
для детей дошкольного возраста с применением игровых технологий»
Прежде чем давать знания, надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Выполнила воспитатель МАДОУ №102: Горн О. Н.
ФГОС ДО определяет одним из важных направлений развития, это познавательное развитие. Задачи познавательного развития направлены на:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира об особенностях природы.
Познавательная деятельность осуществляется в различных формах работы с детьми:
- экспериментирование,
- реализация проекта,
- коллекционирование,
- путешествие по карте, во времени,
- наблюдение,
- рассматривание,
- экскурсии,
- решение проблемных ситуаций,
- моделирование,
- исследование, игры (сюжетные, с правилами),
- интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады),
- мини-музеи.
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:
- 1. Распознающего характера.
- 2. Репродуктивного характера
Структура и содержание наблюдения.
Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны:
- 1.Начало наблюдения.
- 2.Основная часть.
- 3.Завершение наблюдения.
Требования к проведению наблюдения.
Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:
- Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения .
- Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения.
- Учет возрастных особенностей детей.
- Высокая умственная активность и самостоятельность детей.
Руководство наблюдениями.
Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.
Особенности руководства наблюдениями в разных возрастных группах:
2 младшая группа:
- Можно включать поисковые действия.
- Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно.
- В конце наблюдения спеть детям песенку, прочитать стихотворение.
- Наблюдения проводятся неоднократно.
- Хорошо связывать наблюдения с игрой, изобразительной деятельностью.
Средняя группа
Характерны большая устойчивость внимания.
• Содержание наблюдения усложняется.
- Организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений.
- Расширяется объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения.
- Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.
- Использование личного опыта детей.
- Дети начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными.
- Результатом наблюдения может стать практическая деятельность детей.
Старшая группа.
Характерны: любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному.
- Продолжение знакомства с особенностями внешнего вида, образом жизни животных.
- Организация наблюдения и с использованием раздаточного материала.
- Усложнения методики организации и проведения наблюдения, для формирования у детей более сложных знаний.
- Предоставление детям большей самостоятельности в использовании известных им способов наблюдения.
- Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).
Подготовительная группа
Возрастает способность к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения.
- Наблюдение становится более самостоятельным.
- Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных.
- Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи.
- В ходе занятий чаще используются вопросы-задания.
- Чаще используется сравнение по общим (сходным) признакам.
- Широко используются трудовые действия.
Спасибо за внимание!