СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Основы комбинаторики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся на основе этого материала могут вспомнить определения трёх важнейших понятий комбинаторики; основные комбинаторные формулы. Эти знания помогут им научиться отличать задачи на "перестановки", "сочетания", "размещения" друг от друга.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Основы комбинаторики"»

Презентация на тему: «Основы комбинаторики. Размещения, перестановки,  сочетания. Правило произведения». Выполнила: учитель высшей квалификационной категории Барышникова Е.М. г. Касимов, 2020 г.

Презентация на тему:

«Основы комбинаторики.

Размещения, перестановки,

сочетания. Правило произведения».

Выполнила: учитель высшей квалификационной категории

Барышникова Е.М.

г. Касимов, 2020 г.

Проказница Мартышка Осёл, Козёл, Да косолапый Мишка Затеяли играть квартет … Стой, братцы стой! – Кричит Мартышка, - погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите… И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть…

Проказница Мартышка

Осёл,

Козёл,

Да косолапый Мишка

Затеяли играть квартет

Стой, братцы стой! –

Кричит Мартышка, - погодите!

Как музыке идти?

Ведь вы не так сидите…

И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть…

знать: определения трех важнейших понятий комбинаторики: размещения из n элементов по m; сочетания из n элементов по m; перестановки из n элементов; основные комбинаторные формулы  уметь: отличать задачи на «перестановки», «сочетания», «размещения» друг от друга; применять основные комбинаторные формулы при решении простейших комбинаторных задач.

знать:

  • определения трех важнейших понятий комбинаторики:
  • размещения из n элементов по m;
  • сочетания из n элементов по m;
  • перестановки из n элементов;
  • основные комбинаторные формулы

уметь:

  • отличать задачи на «перестановки», «сочетания», «размещения» друг от друга;
  • применять основные комбинаторные формулы при решении простейших комбинаторных задач.
множество Множество характеризуется объединением некоторых однородных объектов в одно целое. Объекты, образующие множество, называются элементами множества. Множество будем записывать, располагая его элементы в фигурных скобка { a ,  b ,  c , … ,  e ,  f }. Во множестве порядок элементов роли не играет, так { a ,  b } = { b ,  a }. Множество, не содержащее ни одного элемента, называется  пустым множеством   и обозначается символом ø.

множество

Множество характеризуется объединением некоторых однородных объектов в одно целое.

Объекты, образующие множество, называются элементами множества.

Множество будем записывать, располагая его элементы в фигурных скобка { abc , … ,  ef }.

Во множестве порядок элементов роли не играет, так { ab } = { ba }.

Множество, не содержащее ни одного элемента, называется  пустым множеством   и обозначается символом ø.

множество  Если каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что множество А является подмножеством множества В.  Обозначается Пример : В А Множество { a ,  b } является подмножеством множества { a ,  b ,  c , … ,  e ,  f }. Задача Перечислите возможные варианты подмножества множества { 3 ,  4 ,  5 , 7,  9 }.

множество

Если каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что множество А является подмножеством множества В.

Обозначается

Пример :

В

А

Множество { ab } является подмножеством множества { abc , … ,  ef }.

Задача

Перечислите возможные варианты подмножества множества { 345 , 7,  9 }.

Комбинаторикой называется область математики, в которой изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из элементов, принадлежащих заданному множеству. Комбинаторика является важным   разделом математики, который исследует закономерности расположения, упорядочения, выбора и распределения элементов с фиксированного множества.

Комбинаторикой называется область математики, в которой изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из элементов, принадлежащих заданному множеству.

Комбинаторика является важным   разделом математики, который исследует закономерности расположения, упорядочения, выбора и распределения элементов с фиксированного множества.

ПРАВИЛО СУММИРОВАНИЯ Если два взаимоисключающие действия могут быть выполнены в соответствии   k и m способами, тогда какое-то одно из этих действий можно выполнить   k + m способами.   Пример №1 Из города А в город В можно добраться 12 поездами, 3 самолетами, 23 автобусами. Сколькими способами можно добраться из города А в город В?  Решение   N=12+13+23=38

ПРАВИЛО СУММИРОВАНИЯ

Если два взаимоисключающие действия могут быть выполнены в соответствии   k и m способами, тогда какое-то одно из этих действий можно выполнить   k + m способами.

 

Пример №1

Из города А в город В можно добраться 12 поездами, 3 самолетами, 23 автобусами. Сколькими способами можно добраться из города А в город В?

Решение

 

N=12+13+23=38

Пример № 2  В ящике имеется n разноцветных шариков. Произвольным образом вынимаем один шарик. Сколькими способами это можно сделать?   Решение . Конечно,  n  способами. Теперь эти n шариков распределены по двум ящикам: В первом  m  шариков, во втором  k . Произвольно из какого-нибудь ящика вынимаем один шарик. Сколькими разными способами это можно сделать?  Решение .  Из первого ящика шарик можно вытянуть  m  различными способами, из второго  k различными способами, всего   N =  m  +  k  способами.

Пример № 2

В ящике имеется n разноцветных шариков. Произвольным образом вынимаем один шарик. Сколькими способами это можно сделать?

Решение . Конечно,  n  способами.

Теперь эти n шариков распределены по двум ящикам: В первом  m  шариков, во втором  k . Произвольно из какого-нибудь ящика вынимаем один шарик. Сколькими разными способами это можно сделать?

Решение

Из первого ящика шарик можно вытянуть  m  различными способами, из второго  k различными способами, всего   N =  m  +  k  способами.

ПРАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Пусть две выполняемые одно за другим действия могут быть осуществлены в соответствии    k и m способами Тогда обе они могут быть выполнены  k ∙ m способами .   Пример № 3   В турнире принимают участие 8 хоккейных команд. Сколько существует способов распределить первое, второе и третье места?  Решение   N=8∙7∙6=336

ПРАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Пусть две выполняемые одно за другим действия могут быть осуществлены в соответствии    k и m способами Тогда обе они могут быть выполнены  k ∙ m способами .

 

Пример № 3

  В турнире принимают участие 8 хоккейных команд. Сколько существует способов распределить первое, второе и третье места?

Решение

 

N=8∙7∙6=336

Пример № 4 Сколько можно записать двузначных чисел в десятичной системе счисления? Решение.   Поскольку число двузначное, то число десятков ( m ) может принимать одно из девяти значений: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число единиц ( k ) может принимать те же значения и может, кроме того быть равным нулю. Отсюда следует, что  m  = 9, а  k = 10. Всего получим двузначных чисел  N =  m  · k  = 9·10 =90.  

Пример № 4

Сколько можно записать двузначных чисел в десятичной системе счисления?

Решение.   Поскольку число двузначное, то число десятков ( m ) может принимать одно из девяти значений: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число единиц ( k ) может принимать те же значения и может, кроме того быть равным нулю. Отсюда следует, что  m  = 9, а  k = 10. Всего получим двузначных чисел 

N =  m  · k  = 9·10 =90.

 

Пример № 5 В студенческой группе 14 девушек и 6 юношей. Сколькими способами можно выбрать, для выполнения различных заданий, двух студентов одного пола?   Решение.   По правилу умножения двух девушек можно выбрать 14 ·13 = 182 способами, а двух юношей 6·5 = 30 способами. Следует выбрать двух студентов одного пола: двух студентов или студенток. Согласно правилу сложения таких способов выбора будет  N =182 + 30 = 212.  

Пример № 5

В студенческой группе 14 девушек и 6 юношей. Сколькими способами можно выбрать, для выполнения различных заданий, двух студентов одного пола?

 

Решение.   По правилу умножения двух девушек можно выбрать 14 ·13 = 182 способами, а двух юношей 6·5 = 30 способами. Следует выбрать двух студентов одного пола: двух студентов или студенток. Согласно правилу сложения таких способов выбора будет

N =182 + 30 = 212.

 

Типы соединений  Множества элементов называются  соединениями . Различают три типа соединений: перестановки из  n  элементов; размещения из  n  элементов по  m ; сочетания из  n  элементов по  m  ( m  n ).    

Типы соединений

Множества элементов называются  соединениями .

Различают три типа соединений:

  • перестановки из  n  элементов;
  • размещения из  n  элементов по  m ;
  • сочетания из  n  элементов по  m  ( m  n ).

 

 

ПЕРЕСТАНОВКИ Определение : Перестановкой из n элементов называется любое упорядоченное множество из n элементов. Иными словами, это такое множество, для которого указано, какой элемент находится на первом месте, какой – на втором, какой- на третьем, …, какой – на n-м месте.     Перестановки   – это такие соединения по   n   элементам из данных элементов, которые отличаются одно от другого порядком элементов. Число перестановок из n элементов обозначают Р n . Р n  =  n  · ( n  - 1) · ( n  – 2) · … · 2 · 1 =  n !

ПЕРЕСТАНОВКИ

Определение : Перестановкой из n элементов называется любое упорядоченное множество из n элементов.

Иными словами, это такое множество, для которого указано, какой элемент находится на первом месте, какой – на втором, какой- на третьем, …, какой – на n-м месте.

 

 

Перестановки   – это такие соединения по   n   элементам из данных элементов, которые отличаются одно от другого порядком элементов.

Число перестановок из n элементов обозначают Р n .

Р n  =  n  · ( n  - 1) · ( n  – 2) · … · 2 · 1 =  n !

ФАКТОРИАЛ Определение : Пусть   n   - натуральное число. Через   n ! (читается

ФАКТОРИАЛ

Определение :

Пусть   n   - натуральное число. Через   n ! (читается "эн факториал") обозначается число, равное произведению всех натуральных чисел 1 от до   n :

n ! = 1 · 2 · 3 · ... ·  n .

В случае, если   n   = 0, по определению полагается: 0! = 1.

 

 

Пример № 6 Найдем значения следующих выражений:  1!  2!  3!  7! Пример № 7 Чему равно а) Р 5  ; б)  Р 3.  Пример № 8 Упростите а) 7! · 8 б) 12! · 13 ·14 в)  κ ! · ( κ  + 1)    

Пример № 6

Найдем значения следующих выражений: 1! 2! 3!

7!

Пример № 7

Чему равно

а) Р 5  ;

б)  Р 3.

Пример № 8

Упростите

а) 7! · 8

б) 12! · 13 ·14

в)  κ ! · ( κ  + 1)

 

 

Пример № 9 Сколькими способами можно расставить 8 участниц финального забега на восьми беговых дорожках?    Решение.     n  =8 Р 8 =8! = 8·7·6·5 · 4 · 3 · 2 ·1 =40320

Пример № 9

Сколькими способами можно расставить 8 участниц финального забега на восьми беговых дорожках?

 

Решение.  

 

n  =8

Р 8 =8! = 8·7·6·5 · 4 · 3 · 2 ·1 =40320

РАЗМЕЩЕНИЯ Определение.   Размещением из n элементов по m  называется любое упорядоченное множество из m  элементов, состоящее из элементов n элементного множества.   Число размещений из  m  элементов по  n  обозначают:    вычисляют по формуле:

РАЗМЕЩЕНИЯ

Определение.   Размещением из n элементов по m  называется любое упорядоченное множество из m  элементов, состоящее из элементов n элементного множества.

 

Число размещений из  элементов по  n  обозначают: 

 

вычисляют по формуле:

Пример № 9 Учащиеся 11-го класса изучают 9 учебных предметов. В расписании учебных занятий на один день можно поставить 4 различных предмета. Сколько существует различных способов составления расписания на один день?  Решение.   Имеем 9-элементное множество, элементы которого учебные предметы. При составлении расписания мы будем выбирать 4-элементное подмножество (уроков) и устанавливать в нем порядок. Число таких способов равно числу размещений из девяти по четыре ( m=9, n=4) то есть  A 9 4 :    

Пример № 9

Учащиеся 11-го класса изучают 9 учебных предметов. В расписании учебных занятий на один день можно поставить 4 различных предмета. Сколько существует различных способов составления расписания на один день?

Решение.  

Имеем 9-элементное множество, элементы которого учебные предметы. При составлении расписания мы будем выбирать 4-элементное подмножество (уроков) и устанавливать в нем порядок. Число таких способов равно числу размещений из девяти по четыре ( m=9, n=4) то есть  A 9 4 :

 

 

Пример № 10 Сколькими способами из класса, где учатся 24 ученика, можно выбрать старосту и помощника старосты? Решение.   Имеем 24-элементное множество, элементы которого ученики класса. При выборах старосты и помощника старосты мы будем выбирать 2-элементное подмножество (ученика) и устанавливать в нем порядок. Число таких способов равно числу размещений из девяти по четыре ( m=24 , n=2 ) , то есть  A 24 2 :    

Пример № 10

Сколькими способами из класса, где учатся 24 ученика, можно выбрать старосту и помощника старосты?

Решение.  

Имеем 24-элементное множество, элементы которого ученики класса. При выборах старосты и помощника старосты мы будем выбирать 2-элементное подмножество (ученика) и устанавливать в нем порядок. Число таких способов равно числу размещений из девяти по четыре ( m=24 , n=2 ) , то есть  A 24 2 :

 

 

СОЧЕТАНИЯ Определение. Сочетанием без повторений из  n элементов по m -называется любое m элементное подмножество n -элементного множества   Число сочетаний из n элементов по m обозначают    и вычисляют по формуле:

СОЧЕТАНИЯ

Определение. Сочетанием без повторений из n элементов по m -называется любое m элементное подмножество n -элементного множества

 

Число сочетаний из n элементов по m обозначают 

 

и вычисляют по формуле:

Пример № 11 Сколькими способами из класса, где учатся 24 ученика, можно выбрать два дежурных ? Решение.   n =24, m =2    

Пример № 11

Сколькими способами из класса, где учатся 24 ученика, можно выбрать два дежурных ?

Решение.  

n =24, m =2

 

 

Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? Д А НЕТ СОЧЕТАНИЯ Все ли элементы входят в соединение?   Д А НЕТ   РАЗМЕЩЕНИЯ ПЕРЕСТАНОВКИ Р n  =   n !

Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?

Д А

НЕТ

СОЧЕТАНИЯ

Все ли элементы входят в соединение?

 

Д А

НЕТ

 

РАЗМЕЩЕНИЯ

ПЕРЕСТАНОВКИ

Р n  =   n !

Определить к какому типу относится соединений относится задача. 1. Сколькими способами можно составить расписание одного учебного дня из 5 различных уроков? Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? ( да) Все ли элементы входят в соединение? ( да)   Вывод: перестановка   2. В 9«Б» классе 12 учащихся. Сколькими способами можно сформировать команду из 4 человек для участия в математической олимпиаде? Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? (нет) Все ли элементы входят в соединение? (на этот вопрос ответ не нужен) Вывод: сочетания

Определить к какому типу относится соединений относится задача.

1. Сколькими способами можно составить расписание одного учебного дня из 5 различных уроков?

Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?

( да)

Все ли элементы входят в соединение?

( да)

 

Вывод: перестановка

 

2. В 9«Б» классе 12 учащихся. Сколькими способами можно сформировать команду из 4 человек для участия в математической олимпиаде?

Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?

(нет)

Все ли элементы входят в соединение?

(на этот вопрос ответ не нужен)

Вывод: сочетания

3.Сколько существует различных двузначных чисел, в записи которых можно использовать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, если цифры в числе должны быть различными? Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? ( да) Все ли элементы входят в соединение? (нет)   Вывод: размещение  

3.Сколько существует различных двузначных чисел, в записи которых можно использовать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, если цифры в числе должны быть различными?

Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?

( да)

Все ли элементы входят в соединение?

(нет)

 

Вывод: размещение

 

Проказница Мартышка Осёл, Козёл, Да косолапый Мишка Затеяли играть квартет … Стой, братцы стой! – Кричит Мартышка, - погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите… И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть… Сколько различных вариантов расположения музыкантов возможно?

Проказница Мартышка

Осёл,

Козёл,

Да косолапый Мишка

Затеяли играть квартет

Стой, братцы стой! –

Кричит Мартышка, - погодите!

Как музыке идти?

Ведь вы не так сидите…

И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть…

Сколько различных вариантов расположения музыкантов возможно?

Решение.   Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? ( да) Все ли элементы входят в соединение? (да)   Вывод: перестановка   Р n  =   n ! = n  · ( n  - 1) · ( n  – 2) · … · 2 · 1 n =4 Р 4  =  4! = 4 · 3 · 2 ·1=24

Решение.  

Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?

( да)

Все ли элементы входят в соединение?

(да)

 

Вывод: перестановка

 

Р n  =   n ! = n  · ( n  - 1) · ( n  – 2) · … · 2 · 1

n =4

Р 4  =  4! = 4 · 3 · 2 ·1=24

Кто автор высказывания? «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле»?     

Кто автор высказывания?

«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле»?

 

 

перестановки размещение Е 12 1 А Е 5040 720 К М Р В   120 9 Ы Н   О 132 Л И Й Е С Ч 56 сочетание 21 6720

перестановки

размещение

Е

12

1

А

Е

5040

720

К

М

Р

В

 

120

9

Ы

Н

 

О

132

Л

И

Й

Е

С

Ч

56

сочетание

21

6720

Результаты решения задач 1 2 3 4 5 6 7 Е Й С К Е Л А   8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 А Ч И О И К Е Н В Л   18 19 20 21 22 23 О Л В Ы Р К

Результаты решения задач

1

2

3

4

5

6

7

Е

Й

С

К

Е

Л

А

 

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

А

Ч

И

О

И

К

Е

Н

В

Л

 

18

19

20

21

22

23

О

Л

В

Ы

Р

К

   

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить конспект и формулы.    

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить конспект и формулы.

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!