Презентация на тему:
«Основы комбинаторики.
Размещения, перестановки,
сочетания. Правило произведения».
Выполнила: учитель высшей квалификационной категории
Барышникова Е.М.
г. Касимов, 2020 г.
Проказница Мартышка
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли играть квартет
…
Стой, братцы стой! –
Кричит Мартышка, - погодите!
Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите…
И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть…
знать:
- определения трех важнейших понятий комбинаторики:
- размещения из n элементов по m;
- сочетания из n элементов по m;
- перестановки из n элементов;
- основные комбинаторные формулы
уметь:
- отличать задачи на «перестановки», «сочетания», «размещения» друг от друга;
- применять основные комбинаторные формулы при решении простейших комбинаторных задач.
множество
Множество характеризуется объединением некоторых однородных объектов в одно целое.
Объекты, образующие множество, называются элементами множества.
Множество будем записывать, располагая его элементы в фигурных скобка { a , b , c , … , e , f }.
Во множестве порядок элементов роли не играет, так { a , b } = { b , a }.
Множество, не содержащее ни одного элемента, называется пустым множеством и обозначается символом ø.
множество
Если каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что множество А является подмножеством множества В.
Обозначается
Пример :
В
А
Множество { a , b } является подмножеством множества { a , b , c , … , e , f }.
Задача
Перечислите возможные варианты подмножества множества { 3 , 4 , 5 , 7, 9 }.
Комбинаторикой называется область математики, в которой изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из элементов, принадлежащих заданному множеству.
Комбинаторика является важным разделом математики, который исследует закономерности расположения, упорядочения, выбора и распределения элементов с фиксированного множества.
ПРАВИЛО СУММИРОВАНИЯ
Если два взаимоисключающие действия могут быть выполнены в соответствии k и m способами, тогда какое-то одно из этих действий можно выполнить k + m способами.
Пример №1
Из города А в город В можно добраться 12 поездами, 3 самолетами, 23 автобусами. Сколькими способами можно добраться из города А в город В?
Решение
N=12+13+23=38
Пример № 2
В ящике имеется n разноцветных шариков. Произвольным образом вынимаем один шарик. Сколькими способами это можно сделать?
Решение . Конечно, n способами.
Теперь эти n шариков распределены по двум ящикам: В первом m шариков, во втором k . Произвольно из какого-нибудь ящика вынимаем один шарик. Сколькими разными способами это можно сделать?
Решение .
Из первого ящика шарик можно вытянуть m различными способами, из второго k различными способами, всего N = m + k способами.
ПРАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Пусть две выполняемые одно за другим действия могут быть осуществлены в соответствии k и m способами Тогда обе они могут быть выполнены k ∙ m способами .
Пример № 3
В турнире принимают участие 8 хоккейных команд. Сколько существует способов распределить первое, второе и третье места?
Решение
N=8∙7∙6=336
Пример № 4
Сколько можно записать двузначных чисел в десятичной системе счисления?
Решение. Поскольку число двузначное, то число десятков ( m ) может принимать одно из девяти значений: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число единиц ( k ) может принимать те же значения и может, кроме того быть равным нулю. Отсюда следует, что m = 9, а k = 10. Всего получим двузначных чисел
N = m · k = 9·10 =90.
Пример № 5
В студенческой группе 14 девушек и 6 юношей. Сколькими способами можно выбрать, для выполнения различных заданий, двух студентов одного пола?
Решение. По правилу умножения двух девушек можно выбрать 14 ·13 = 182 способами, а двух юношей 6·5 = 30 способами. Следует выбрать двух студентов одного пола: двух студентов или студенток. Согласно правилу сложения таких способов выбора будет
N =182 + 30 = 212.
Типы соединений
Множества элементов называются соединениями .
Различают три типа соединений:
- перестановки из n элементов;
- размещения из n элементов по m ;
- сочетания из n элементов по m ( m n ).
ПЕРЕСТАНОВКИ
Определение : Перестановкой из n элементов называется любое упорядоченное множество из n элементов.
Иными словами, это такое множество, для которого указано, какой элемент находится на первом месте, какой – на втором, какой- на третьем, …, какой – на n-м месте.
Перестановки – это такие соединения по n элементам из данных элементов, которые отличаются одно от другого порядком элементов.
Число перестановок из n элементов обозначают Р n .
Р n = n · ( n - 1) · ( n – 2) · … · 2 · 1 = n !
ФАКТОРИАЛ
Определение :
Пусть n - натуральное число. Через n ! (читается "эн факториал") обозначается число, равное произведению всех натуральных чисел 1 от до n :
n ! = 1 · 2 · 3 · ... · n .
В случае, если n = 0, по определению полагается: 0! = 1.
Пример № 6
Найдем значения следующих выражений: 1! 2! 3!
7!
Пример № 7
Чему равно
а) Р 5 ;
б) Р 3.
Пример № 8
Упростите
а) 7! · 8
б) 12! · 13 ·14
в) κ ! · ( κ + 1)
Пример № 9
Сколькими способами можно расставить 8 участниц финального забега на восьми беговых дорожках?
Решение.
n =8
Р 8 =8! = 8·7·6·5 · 4 · 3 · 2 ·1 =40320
РАЗМЕЩЕНИЯ
Определение. Размещением из n элементов по m называется любое упорядоченное множество из m элементов, состоящее из элементов n элементного множества.
Число размещений из m элементов по n обозначают:
вычисляют по формуле:
Пример № 9
Учащиеся 11-го класса изучают 9 учебных предметов. В расписании учебных занятий на один день можно поставить 4 различных предмета. Сколько существует различных способов составления расписания на один день?
Решение.
Имеем 9-элементное множество, элементы которого учебные предметы. При составлении расписания мы будем выбирать 4-элементное подмножество (уроков) и устанавливать в нем порядок. Число таких способов равно числу размещений из девяти по четыре ( m=9, n=4) то есть A 9 4 :
Пример № 10
Сколькими способами из класса, где учатся 24 ученика, можно выбрать старосту и помощника старосты?
Решение.
Имеем 24-элементное множество, элементы которого ученики класса. При выборах старосты и помощника старосты мы будем выбирать 2-элементное подмножество (ученика) и устанавливать в нем порядок. Число таких способов равно числу размещений из девяти по четыре ( m=24 , n=2 ) , то есть A 24 2 :
СОЧЕТАНИЯ
Определение. Сочетанием без повторений из n элементов по m -называется любое m элементное подмножество n -элементного множества
Число сочетаний из n элементов по m обозначают
и вычисляют по формуле:
Пример № 11
Сколькими способами из класса, где учатся 24 ученика, можно выбрать два дежурных ?
Решение.
n =24, m =2
Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?
Д А
НЕТ
СОЧЕТАНИЯ
Все ли элементы входят в соединение?
Д А
НЕТ
РАЗМЕЩЕНИЯ
ПЕРЕСТАНОВКИ
Р n = n !
Определить к какому типу относится соединений относится задача.
1. Сколькими способами можно составить расписание одного учебного дня из 5 различных уроков?
Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?
( да)
Все ли элементы входят в соединение?
( да)
Вывод: перестановка
2. В 9«Б» классе 12 учащихся. Сколькими способами можно сформировать команду из 4 человек для участия в математической олимпиаде?
Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?
(нет)
Все ли элементы входят в соединение?
(на этот вопрос ответ не нужен)
Вывод: сочетания
3.Сколько существует различных двузначных чисел, в записи которых можно использовать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, если цифры в числе должны быть различными?
Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?
( да)
Все ли элементы входят в соединение?
(нет)
Вывод: размещение
Проказница Мартышка
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли играть квартет
…
Стой, братцы стой! –
Кричит Мартышка, - погодите!
Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите…
И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть…
Сколько различных вариантов расположения музыкантов возможно?
Решение.
Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?
( да)
Все ли элементы входят в соединение?
(да)
Вывод: перестановка
Р n = n ! = n · ( n - 1) · ( n – 2) · … · 2 · 1
n =4
Р 4 = 4! = 4 · 3 · 2 ·1=24
Кто автор высказывания?
«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле»?
перестановки
размещение
Е
12
1
А
Е
5040
720
К
М
Р
В
120
9
Ы
Н
О
132
Л
И
Й
Е
С
Ч
56
сочетание
21
6720
Результаты решения задач
1
2
3
4
5
6
7
Е
Й
С
К
Е
Л
А
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
А
Ч
И
О
И
К
Е
Н
В
Л
18
19
20
21
22
23
О
Л
В
Ы
Р
К
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить конспект и формулы.