МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШАУМЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
Институт социологии и регионоведения .
Презентация на тему: Парламент и форма государственного правления.
Выполнил: учитель истории и обществознания Тарханян М.Н.
х.Шаумяновский 2024
Институт социологии и регионоведения.
Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Форма государственного правления.
Узкий смысл.
Широкий смысл.
Институт социологии и регионоведения .
Форма правления показывает:
Как создаются высшие органы власти в государстве.
Их структуру.
Какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами.
Как строятся взаимоотношения между верховной властью и государственными органами.
В какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
3
Институт социологии и регионоведения .
Критерии определения формы правления.
1.Способ передачи власти. 2. Ответственность высших органов государственной власти перед населением. 3. Разграничение властных полномочий между органами государственной власти.
3
Институт социологии и регионоведения .
Основные формы правления.
Монархия.
Республика.
5
Институт социологии и регионоведения.
Виды монархии.
Абсолютная монархия.
Конституционная монархия.
1. Принадлежность законодательной власти
Дуалистическая монархия.
монарху
2. Осуществление исполнительной власти
3. Назначение главы правительства
Парламентская монархия.
разделена между монархом и парламентом
монарх
4. Ответственность правительства
монарх
парламенту
5. Право роспуска парламента
формально — монарх, фактически — правительство
Перед монархом
формально — монарх, но с учётом парламентских выборов
6. Право вето монарха на решения парламента
нет парламента
у монарха (неограниченное)
перед парламентом
нет парламента
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха
у монарха (по рекомендации правительства)
абсолютное вето
неограниченное (указ монарха имеет силу закона)
предусмотрено, но не используется
только в период между сессиями парламента
предусмотрено, но не используется
Институт социологии и регионоведения .
Виды республик.
1. Статус президента
Парламентская республика.
2. Способ избрания главы исполнительной власти
Президентская республика.
должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры
мандат получает от парламента
3. Порядок формирования правительства
одновременно глава государства и глава исполнительной власти
Смешанная республика.
глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции
мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов
парламентом на основе парламентского большинства
4. Ответственность правительства
президентом
перед парламентом
совместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает)
перед президентом (парламент не может выразить вотум недоверия)
одновременно перед президентом и парламентом
Институт социологии и регионоведения .
5. Наличие у президента законодательной инициативы
Парламентская республика.
отсутствует
6. Право вето президента на решения парламента
Президентская республика.
обладает
7. Право президента распустить парламент
Смешанная республика.
отсутствует
8. Наличие поста премьер-министра
как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть
сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента)
используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно
отсутствует
как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето
имеется
отсутствует
обладает
имеется
Монархия с республиканскими элементами.
Республика с монархическими элементами.
Институт социологии и регионоведения .
Теократическая республика.
Нетипичные формы правления.
9
Институт социологии и регионоведения.
Заключение.
Таким образом, Форма правления - это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.
9
Институт социологии и регионоведения .
Спасибо за внимание.
9