МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет педагогики и социальной работы
заочная форма обучения
дисциплина «Технология взаимодействия с семьей ребенка
с нарушениями в развитии»
Презентация на тему: «Первичное обследование семьи, выявление проблем ребенка,
взаимодействия, построение индивидуальной программы.»
Выполнила:
студентка 4 курса № группы ЗСД-41
Кравченко В.А.
психологии.
В последние годы увеличивается процент детей так называемой группы
риска, т.е. имеющих биологическую или социальную «предрасположенность»
к нарушению нормального онтогенеза или его дисфункции.
Педагогический персонал
образовательного учреждения должен владеть базовыми методами по
выявлению детей группы риска и при необходимости направлять таких детей
на комплексное медико-психологическое обследование с целью уточнения
структуры нарушения и определения необходимой коррекционно-педагогической помощи.
Базовым методом, которым должен владеть
педагогический персонал, является метод наблюдения.
Существует несколько видов наблюдений.
Стандартизированное наблюдение предусматривает наличие заранее
составленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены,
а также выбран объект наблюдения. Такой вид наблюдения обычно проводит
педагог-психолог. Однако данный вид наблюдения может проводиться и
воспитателем под руководством педагога-психолога.
Свободное наблюдение не предусматривает специальной подготовки к
процессу наблюдения, оно обычно осуществляется воспитателем в
повседневной обстановке.
Включенное наблюдение также может проводиться воспитателем и
имеет значительную диагностическую ценность. Данный вид наблюдения
осуществляется в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми.
Существуют и другие виды наблюдений (групповое, индивидуальное;
кратковременное, долговременное; внешнее, внутреннее и др.).
Сотрудники обращают внимание на особенности базовых проявлений
активности ребенка, составляющих основу его психосоциального развития,
таких, как:
- уровень общей и двигательной активности;
- ритмичность различных психофизиологических отправлений ребенка;
- характер эмоциональной и поведенческой реакции на новые стимулы,
например еду, игрушки, людей (стремление избежать их или приблизиться к ним с целью познания);
- интенсивность эмоциональных реакций при выражении своих
желаний, отношений и т.д.;
- качество настроения ребенка;
- способность ребенка к сосредоточению на эмоциональном контакте
или манипуляции с предметами;
- способность ребенка к преодолению препятствий
При квалификации наблюдаемых особенностей детского поведения как
отклонений сотрудники могут руководствоваться следующими критериями:
- изменение привычного для данного ребенка поведения в целом;
- поведения половозрастным нормам развития;
- длительность отмечаемого своеобразия в поведении ребенка;
- тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нарушения (изредка
возникающее своеобразие вполне допустимо, длительные и часто
повторяющиеся расстройства поведения и эмоционально-личностного
развития говорят о наличии серьезной причины);
- - «синдромологичность», т.е. множественность своеобразных черт
- (более пристальное междисциплинарное внимание должно быть уделено
- детям с множественными поведенческими и эмоциональными отклонениями,
- особенно в сочетании с нарушениями в других характеристиках психической
- деятельности);
- - специфичность возникновения того или иного симптома отклонения,
- указывающая на социальный характер причины его возникновения;
- - пристрастие к ритуализированным, однообразным действиям с
- предметами при отсутствии привязанности к близким взрослым;
- - запаздывание в формировании навыков опрятности
Выделяют детей со следующими типами защитных реакций:
пассивный молчаливый уход;
- эмоциональный уход, сопровождающийся плачем;
- аффективный уход, сопровождающийся агрессивными действиями,
направленными как на ситуацию, так и на окружающих людей.
В процессе педагогического
взаимодействия выявляются дети с низким, не соответствующим возрастным
нормам уровнем развития игровой деятельности. В случае выраженного
отставания и отсутствия положительной динамики в развитии игровой
деятельности должно проводиться тщательное обследование ребенка с
привлечением различных специалистов для выяснения причин данного
отставания.
Спасибо за внимание!