Профессиональная компетентность – важнейший фактор, обеспечивающий качество обучения воспитанников
Компетентность -
это «способность делать что-то хорошо или эффективно», способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии.
Профессионализм -
высокая мобильность, способность оперативно осваивать новшества, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям работы, самостоятельно принимать решения и обеспечивать регуляцию поведения.
Профессиональная компетентность
- знания о всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.);
- знания о себе как субъекте профессиональной деятельности;
- опыт применения приемов профессиональной деятельности;
- творческий компонент;
- профессионально-педагогические умения;
- сумма частных компетентностей, образующих новое качество личности педагога.
Содержание профессиональных компетенций педагогической деятельности.
1.Компетентность в области личностных качеств.
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности.
3. Компетентность в области мотивирования воспитанников на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности.
5. Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений.
6. Компетентность в области организации педагогической деятельност и.
Компетентность в области личностных качеств
- Эмпатийность и социорефлексия
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельнос ти
- Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников).
- Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу.
- Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач.
Компетентность в области мотивирования воспитанников на осуществление учебной (воспитательной) деятельности
- Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности.
- Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников).
- Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников).
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
- Компетентность в методах преподавания.
- Компетентность в предмете преподавания
- Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности, знание учеников и учебных коллективов.
Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений
- Умение выбрать и реализовать типовую образовательную программу, методические и дидактические материалы
- Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы.
- Умение принимать решения в педагогических ситуациях
Компетентность в области организации педагогической деятельности
- Умение устанавливать субъект-субъектные отношения
- Умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучающихся (воспитанников).
- Умение реализовать педагогическое оценивание
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
1. Информационная
-умение:
* искать
*анализировать
* преобразовывать
* применять информацию для решения проблем.
2. Коммуникативная
- умение:
* эффективно сотрудничать с другими людьми
3. Самоорганизация
-умение:
* ставить цели
* планировать
* ответственно относиться к здоровью
* полноценно использовать личностные ресурсы
4. Самообразование
- готовность:
* конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.
Важнейшие базовые компетенции:
• предметная - готовность к преобразовательной деятельности
• методологическая – готовность использовать различные методы деятельности
• технологическая – готовность к использованию различных технологических процессов
• менеджерская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей организационный характер
• предпринимательская – готовность к профессиональной деятельности, имеющие инновационный характер.
- Внешние ресурсы –это знания, умения и навыки.
- Внутренние ресурсы – это всё то, что может привлечь человека к решению поставленной перед ним проблемы:
- Информационные – справочники, энциклопедии, Интернет.
- Человеческие – специалисты в необходимых областях.
- Финансовые, материально-технические, технологические и др.
Компетентный педагог должен уметь :
1. Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
2. Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются детям, чтобы успешно продвигаться в дальнейшем.
3. Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников.
4. Проявлять уважение к своим ученикам, у их суждениям и вопросам.
5. Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций.
6. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью.
7. Закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике.
8. Планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов.
9. Ставить цель и оценивать степень их достижения совместно с детьми.
10. В совершенстве владеть методом «Создания ситуации успеха».
11. Привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат.
12. Привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен.
13. Оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
14. Оценивать не только предметные достижения, но и развитие личных качеств.
15. Видеть проблемы не только в знаниях, но и готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать:
1 . Стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть готовым к постоянным переменам.
2. Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
3. Его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих воспитанников. Поэтому их родители – самые верные союзники преподавателя.
4. Любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью и это предст авление можно передать ученикам.
Педагог должен остерегаться :
1. По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.
2. Передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их, исходя из того, как был воспитан сам.
3. Представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем мелочных правил и инструкций .
Профессиональная компетентность определяется как качественная характеристика степени овладения личностью своей профессиональной деятельностью, обеспечивая качество обучения воспитанников.
Спасибо
за
внимание !