ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
I. ПОДГОТОВКА
- Подготовка материала (формат, оформление, регламенты)
- Подготовка (внешний вид, репетиция, запасной план)
- Познакомьтесь с помещением
- Страх публичных выступлений
- Упражнения перед выступлением
II. Начало выступления
- Приветствие. Контакт с аудиторией
- Речь, Голос, Мимика, Жесты
- Приемы придающие выступлению естественность
III. Как заканчивать выступление
IV. 10 ошибок начинающего оратора
1. Подготовка к выступлению
- Подготовка материала (формат, оформление, регламенты)
- Выступление не должно содержать более семи основных идей, так как больше никто не запомнит.
- Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.
- Обратите внимание на оформление (иллюстрации, таблицы, графики)
- Структура выступления (вступление (цель,задачи), основная часть, резюме или выводы (концовка)
- Конспект (подготовьте доклад, маркером выделите основные мысли – их вы можете представить в презентации)
- Не нужно перескакивать с одного вопроса на другой и возвращаться к нему снова- это бесцельное метание.
- Все факты, освещающие вашу тему должны быть собраны, систематизированы, изучены, переварены.
ПОДГОТОВКА
- Внешний вид
- Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе. (Если у оратора мешковатые брюки, нечищеные ботинки, непричёсанные волосы, если из нагрудного кармана торчат авторучка и карандаши или если у женщины безвкусная, переполненная чем-то сумка, то слушатели, видимо, будут чувствовать к оратору столь же малое уважение, как он, наверное, испытывает к себе.)
- Улыбайтесь! Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними.
ПОДГОТОВКА
- Репетиция (отработка выступления)
- Познакомьтесь с помещением
- Страх перед выступлением (упражнения по преодолению)
Страх публичного выступления
- Страх публичного выступления возникает, как правило, из-за боязни поставить себя в глупое положение, подвергнуться критической оценке, забыть текст, проявить некомпетентность и сделать глупые ошибки, показаться скучным и т.д. Вы, возможно, предложите и другие варианты. Но что бы это ни было – основа одна – боязнь потерять контроль.
- Учащенное сердцебиение, неровное дыхание, сухость во рту, неприятные ощущения в желудке, тошнота, дрожь, неспособность логически мыслить, потеря уверенности в себе и усиление сомнений – это далеко не все, что обрушиваются на вас при публичном выступлении. Стоит вам подумать: «Я не знаю о чем говорить, я с этим не справлюсь», мозг тут же квалифицирует эту ситуацию как угрозу, а надпочечники начинают вырабатывать адреналин и норадреналин («сражайся или беги»), тревожные мысли приводят к усилению физического возбуждения. Учащается пульс, повышается потоотделение, дыхание становится более частым и менее равномерным – конечный результат – если вы не заставите себя успокоиться – паника.
- Самое важное – снизить важность!
- Главное, что нет ничего главного
(с) Макс Рикирмурт
Упражнения
- Способ быстро снять напряжение перед началом выступления
Вот 60-секундная процедура снятия физического и умственного напряжения до начала выступления. Ее можно выполнять за письменным столом, в автомобиле или в каком-нибудь укромном месте.
- • Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень и т.п.
- • Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему небу. Одновременно выпрямите ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубокий вдох.
- Задержитесь в таком положении, медленно считая до пяти. Почувствуйте, как растет напряжение в мышцах.
- Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на стуле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься.
- Теперь сделайте второй вдох и задержите дыхание, медленно считая до пяти.
- Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово «спокойствие», стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка вашего тела.
- И наконец, успокойте свои нервы, представив, что вы лежите на золотистом прогретом на солнце песке на берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно ярче и удерживайте его в своем сознании в течение 30 секунд.
Есть ряд психологических приёмов, помогающих в борьбе со страхом:
- расслабление и напряжение всех мышц усилием воли;
- пара глотков холодной воды;
- спровоцированное зевание;
- перенос веса тела с пятки на носок и обратно;
- серия глубоких вдохов-выдохов;
- движения челюстью, массаж скул;
- растирание ладоней;
- быстрый шаг, гимнастика;
- выбор максимально удобной позы;
- напевание любимой мелодии.
- Несколько дельных советов:
- Если вы чувствуете дрожь в коленках или руках, сделайте такое движение, как будто стряхиваете с них капельки воды.
- Не будет лишним пригласить на выступление близких людей. Их поддержка позволит преодолеть страх.
- В критичной ситуации просто признайте, что боитесь и улыбнитесь. Публика ценит честность. Но будьте осторожны. Этот приём нельзя использовать дважды.
- При крайних обстоятельствах примите специальные средства вроде таблеток. Чтобы минимизировать вред, наносимый организму, существует гомеопатия.
Начало выступления
- Приветствие
- Контакт с аудиторией
- Голос
- Речь
- Позы
- Мимика
- Жесты
ГОЛОС
• Работа с каналами восприятия информации.
- Говорите отчетливо, хорошо поставленным голосом. Согласитесь, невозможно воздействовать на слушателей и «достучаться» до их разума и чувств, если вы говорите монотонно, хриплым, сипящим, гнусавым голосом. Работайте над голосом, репетируйте.
- Голос должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко.
Речь
- Излучайте уверенность в себе , уважайте слушателей, относитесь к ним доброжелательно независимо от возраста, пола, социального статуса. Слушатели сначала воспринимают оратора по внешности и манере поведения, и только потом оценивают то, что он говорит (это нормально, в обычной жизни мы тоже сначала оцениваем внешность собеседника).
- Излагайте информацию простым и доступным языком , образно, эмоционально, не используя лишних деталей. Ваша речь должна быть понятна аудитории (например, не следует употреблять узкоспециализированные термины, если вы выступаете перед неподготовленными слушателями). Слушатели обязательно оценят, если вы расскажете о сложных научных проблемах простым и понятным языком.
- Не используйте лишние слова, слова-паразиты («так сказать», «значит», «ну», «как бы»), жаргонные и вульгарные выражения (они могут вызвать у слушателей раздражение, насмешку или иронию). Темп речи должен быть таким, чтобы слушатели понимали, о чем вы говорите. Излишняя торопливость обычно вызвана робостью оратора, смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается, слушатели не успевают следить за мыслью оратора.
РЕЧЬ
- Слишком медленная, не эмоциональная речь , напротив, показывает безразличие оратора к выступлению, а слушателям трудно улавливать смысл сказанного. (темп речи)
- Ваша речь должна быть конкретной и вызывать у слушателей яркие зрительные образы. По-возможности следует избегать безликих, шаблонных, сухих речевых оборотов. Чем больше в речи оратора образности и экспрессии, тем лучше ее воспринимает (и запоминает) слушатель.
Используйте прямые обращения к аудитории, личные местоимения, чтобы вовлечь слушателей в решение освещаемой проблемы, пригласить к активному участию в обсуждении.
Приемы придающие выступлению естественность
- Улыбайтесь
- Приводите примеры, поясняйте
- Согласно экспериментам, проведённым Институтом технологии Карнеги, личность человека играет значительно большую роль в его деловых успехах, чем глубокие знания. Эта истина также верна в области ораторского искусства.
- В каждом выступлении есть нечто помимо слов,- и это нечто имеет значение. Это отпечаток индивидуальности. «Дело не столько в том, что вы говорите, столько в том, как вы это говорите». Жизненная сила, живость и энтузиазм являются наиболее важными из тех качеств, которые в первую очередь должны быть привиты ораторам и преподавателям в области публичных выступлений.
Еще раз о страхе
- Первое – нет идеальных людей! Всё относительно .
- Второе – всем не угодишь никогда! Всегда есть те, которые вам импонируют и те, которым вы не нравитесь. Научитесь это понимать и принимать.
- Третье – ошибаются все! Но не все признают свои ошибки. Сказали не так, не оправдывайтесь , лучше попросите прощения или поясните, что немного запутались... А лучше поблагодарите вашего слушателя за уточнение.
- Четвертое – вы не можете знать все на свете! И никто не может!
Как заканчивать выступление
- Составьте резюме выступления – кратко повторите основные, важные тезисы
- Концовка речи действительно является её самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить. Не заканчивайте своё выступление словами:”Вот приблизительно всё, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу”.
- Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете. Тщательно подготовьте концовку вашей речи заранее. Прорепетируйте её. Знайте почти слово в слово, как вы собираетесь закончить своё выступление.
Плавно заканчивайте свою речь.
Не оставляйте её не завершённой и разбитой.
Сформулируйте вывод, заключение
Поблагодарите слушателей за внимание
10 ошибок начинающего оратора
Ошибка 1: Несоответствие.
Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия.
Ошибка 2: Оправдания.
Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений.
10 ошибок начинающего оратора
Ошибка 3. Извинения
Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)».
10 ошибок начинающего оратора
Ошибка 4: Глаза и брови
Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой?
- Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко.
- Ошибка 5: Подбор слов.
- Мы слышим и понимаем
отдельные слова прежде,
чем понимаем все
предложение целиком.
Поэтому на значение отдельных
слов мы реагируем быстрее
и менее осознанно,
чем на значение предложений
10 ошибок начинающего оратора
- Ошибка 6: Отсутствие юмора.
Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием.
Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.
Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех — это живительная среда для работы мозга
10 ошибок начинающего оратора
Ошибка 7: Всезнайство.
Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются.
Ошибка 8: Суетливость.
Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами и делать прочие ненужные движения.
10 ошибок начинающего оратора
Ошибка 9: Монотонность
Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия.
Ошибка 10: Отсутствие пауз
Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами («Ээээ... Значит так... Ээээ... Ну, что еще сказать...ммм»).
Заключение
- Сразу овладеть всеми правилами нельзя. Это требует времени и практики. Не зря вышеупомянутый Дейл Карнеги говорил: «Если вы хотите в совершенстве овладеть ораторским искусством, то практикуйтесь, практикуйтесь и еще раз практикуйтесь!»
Возможно все! На невозможное просто требуется больше времени.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!