СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему : «Развитие творческих способностей и самостоятельности школьников на уроках технологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство исследователей, затрагивающих проблему технического творчества учащихся, считает, что важнейшее средство развития творческого технического мышления школьников - самостоятельное решение ими системы постепенно усложняющихся проблемных задач. Сущность данных задач заключается в том, «что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявленных явно или предполагаемых известными ученику, и требований задачи решающий должен решить проблему, найти искомое, осуществив при этом, т. е. по ходу решения, одну или несколько процедур творческой деятельности».

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему : «Развитие творческих способностей и самостоятельности школьников на уроках технологии»»

 ГБОУ «Школа-интернат №3»  Презентация на тему : «Развитие творческих способностей и самостоятельности школьников  на уроках технологии» Презентацию подготовила  учитель технологии Романенко О.В.

ГБОУ «Школа-интернат №3»

Презентация на тему :

«Развитие творческих способностей и самостоятельности школьников

на уроках технологии»

Презентацию подготовила учитель технологии Романенко О.В.

Большинство исследователей, затрагивающих проблему технического творчества учащихся, считает, что важнейшее средство развития творческого технического мышления школьников -  самостоятельное решение ими системы постепенно усложняющихся проблемных задач . Сущность данных задач заключается в том, «что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявленных явно или предполагаемых известными ученику, и требований задачи решающий должен решить проблему, найти искомое, осуществив при этом, т. е. по ходу решения, одну или несколько процедур творческой деятельности ».       
  • Большинство исследователей, затрагивающих проблему технического творчества учащихся, считает, что важнейшее средство развития творческого технического мышления школьников -  самостоятельное решение ими системы постепенно усложняющихся проблемных задач . Сущность данных задач заключается в том, «что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявленных явно или предполагаемых известными ученику, и требований задачи решающий должен решить проблему, найти искомое, осуществив при этом, т. е. по ходу решения, одну или несколько процедур творческой деятельности ».       
 Проблемы   1.отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);  2.ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);  3.испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, за электрической плитой).

Проблемы 1.отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию); 2.ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни); 3.испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, за электрической плитой).

 Факторы 1. Во-первых , творчество не рождается на пустом месте.  2. Во-вторых , важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинетах.  3. В-третьих , обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему задан ий

Факторы

  • 1. Во-первых , творчество не рождается на пустом месте. 2. Во-вторых , важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинетах. 3. В-третьих , обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему задан ий

Правила

Служить примером для подражания.  Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.

  •   Поощрять сомнения . Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
  • Разрешать делать ошибки . Ученик не должен бояться рисковать, боятся думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят. 
  • Поощрять разумный поиск . Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал. 
  • Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.  
  • Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности . Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
  •   Готовить к препятствиям.  Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.

Метод проектов

  • Особую значимость я придаю методу проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Метод проектов рассматриваю не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”. Особое внимание на занятиях уделяю групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
 План работы над проектом 1. Определение потребности и краткая формулировка задач.  2. Набор первоначальных идей.  3. Проработка одной или нескольких идей 4. Изготовление изделия  5. Испытание и оценка.

План работы над проектом

  • 1. Определение потребности и краткая формулировка задач.
  • 2. Набор первоначальных идей.
  • 3. Проработка одной или нескольких идей
  • 4. Изготовление изделия
  • 5. Испытание и оценка.
 Проблемные ситуации Только в практической деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.  На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.           Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности. 

Проблемные ситуации

  • Только в практической деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.
  • На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.         
  • Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности. 
Развивать творческие способности? Что это значит? - Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.     - Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться в индивидуальности ученика.     - В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Развивать творческие способности? Что это значит?

  • - Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.   - Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться в индивидуальности ученика.   - В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
 В. А. Сухомлинский писал: «Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение   « Книги природы» было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний …».

В. А. Сухомлинский писал:

  • «Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение  « Книги природы» было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний …».
 Уроки ИЗО и технологии На уроках изобразительного искусства и технологии педагоги школы знакомят детей с народно-художественными промыслами, декоративно прикладным творчеством.  У школьников формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративные изделия. Также данные занятия способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.

Уроки ИЗО и технологии

  • На уроках изобразительного искусства и технологии педагоги школы знакомят детей с народно-художественными промыслами, декоративно прикладным творчеством.
  • У школьников формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративные изделия.
  • Также данные занятия способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.
 современные технологии  - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;     -ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ;     -ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ;     -ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ;     - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;     -ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ»;     -ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

современные технологии

- ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;   -ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ;   -ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ;   -ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ;   - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;   -ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ»;   -ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

 творчество Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.     Подлинное творчество – это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности.   Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей школьников и их самостоятельности должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться

творчество

  • Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.   Подлинное творчество – это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей школьников и их самостоятельности должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться
 А .С. Макаренко Из статьи А.С. Макаренко «Воспитание в труде»: «Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он старательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта». 

А .С. Макаренко

  • Из статьи А.С. Макаренко «Воспитание в труде»:
  • «Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он старательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта». 
 В.А. Сухомлинский Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания.  Необходимо, чтобы дети почувствовали себя творцами и могли реализовать свои творческие возможности в конкретных трудовых делах.    Своё вступление я хочу закончить словами В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества»  

В.А. Сухомлинский

  • Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания.
  • Необходимо, чтобы дети почувствовали себя творцами и могли реализовать свои творческие возможности в конкретных трудовых делах. 
  • Своё вступление я хочу закончить словами В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества»

 

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!