Тревожность как фактор возникновения дезадаптации детей младшего школьного возраста
Введение
Начало школьного обучения является важнейшим периодом в жизни ребенка, в течение которого происходит полная перестройка не только его деятельности и социальной роли, но и системы социальных и межличностных отношений. Для многих младших школьников этот процесс связан с большой эмоциональной нагрузкой, переживанием стрессовых ситуаций и, как следствие, появлением эмоциональных расстройств. В основе таких расстройств чаще всего лежит тревожность как устойчивое психическое образование. Это объясняет интерес к изучению тревожности, причем не только со стороны психологов, но и физиологов, биологов, медиков, социологов, педагогов, философов (Р. Мэй, Р. Лазарус, Ч. Спилберг, З. Фрейд, В.С. Мухина, К. Хорни, А.М. Прихожан, А.В. Басов, Е.И. Савина, А.И. Захаров, Н.Н. Лаврентьева и др.).
Наиболее дискуссионными остаются такие вопросы, связанные с тревожностью, как выявление порождающих ее причин, фиксация форм ее проявления, влияния тревожности на эмоциональное и интеллектуальное развитие личности. Междисциплинарный характер исследования феномена тревожности как основы эмоциональных расстройств и интеллектуального дисбаланса, позволили ученым прийти к выводам о том, что их проявления и последствия имеют пролонгированный характер и могут приводить к возникновению нервно-психических и психосоматических отклонений (В.М. Астапова, А.И. Захаров, З. Фрейд).
Следовательно, изучение тревожности является актуальным в разные возрастные периоды, в том числе и в период младшего школьного возраста детей.
Определение понятия "адаптация" и в психолого-педагогической литературе отечественных и зарубежных авторов
.
Адаптация как динамический процесс перестройки функциональных систем организма, обеспечивающего динамическое возрастное развитие, была рассмотрена Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и другими учеными. Особое внимание в научной литературе уделяется социальной адаптации, которая является составной частью понятия "адаптация", и дезадаптации.
Факторы дезадаптации в учебно-воспитательном процессе
Практически ни у одного ребенка переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно. Поступление детей в школу совпадает по времени с возрастным кризисом развития . Это очень трудный период для ребенка, особенно для ребенка группы риска, у которого снижены механизмы адаптации и повышен уровень тревожности.
Для того чтобы уменьшить вероятность психических травм, следует выделить факторы дезадаптации, которые мешают успешному процессу социализации и обучения. Большинство детей группы риска характеризуют повышенная утомляемость, быстрая истощаемость центральной нервной системы , поэтому санитарно-гигиенические условия, существующие в обычных школах и ориентированные на здорового ребенка, оказываются для детей риска неадекватными.
Повышенная тревожность, страх перед порицанием становятся их постоянными спутниками. Все это является тормозом на пути к развитию. Отрицательные оценки поведения и учебной деятельности ребенка со стороны учителя становятся в большинстве случаев источником конфликтных отношений в семье и это еще один фактор дезадаптации ребенка в учебно-воспитательном процессе.
Теоретические аспекты тревожности
- Изучением феномена тревожности занимались многие ученые, как в России, так и за ее пределами. Одним из первых, кто коснулся этой проблемы из зарубежных психологов, был Зигмунд Фрейд. Он и ввел понятие "тревога" в психологию.
- За ним последовали К. Хорни, С. Салливен и др. В отечественной психологии исследованием тревожности занимались Р.С. Немов, А.В. Петровский, Г.Г. Аракелов, В.Р. Кисловская и др.
Причин возникновения тревожности может быть очень много, но в данном случае мы говорим о детях группы риска, у которых, в силу своих личностных особенностей и/или социального положения, повышен уровень тревожности. Физиологические, психологические или социальные отклонения этих детей не вызывают тревожность, но они приводят к дисгармоничности отношений ребенка с окружающей его средой, что и порождает тревожность, как черту личности.
Специалисты различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство или черту личности.
Психологический словарь дает следующее определение термина: « тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения»
В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия "тревога" и "тревожность". Однако это совсем неидентичные термины. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения, обозначается в некоторой литературе как ситуативная тревога (А.М. Прихожан). Данное состояние возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безответственность.
Выделяют 2 типа тревожности
беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами
тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения
Отсюда можно сделать вывод, что врожденная тревожность скорее будет меньше поддаваться коррекции, чем приобретенная.
Исследования А.М. Прихожан показали, что существуют различные формы тревожности, т.е. особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности.
Открытая – сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах: острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека; регулируемая и компенсируемая тревожность. При этой форме тревожности дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней; культивируемая тревожность, в отличие от изложенных выше, осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.
Скрытая тревожность – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем через специфические способы поведения (постукивание пальцами, хождение по кабинету и т.д.).
Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая.
Одна из ее форм условно названа "неадекватное спокойствие". В этих случаях индивид, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. У детей с этой формой тревожности не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием. Эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности.
Виды, уровни и причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста
Для тревожных детей характерно : постоянное беспокойство, трудность и в некоторых случаях невозможность сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение, раздражительность, нарушение сна. Тревожность возникает у детей младшего школьного возраста вследствие формирования отрицательного негативного опыта, который зависит от запоминания только ситуаций неуспеха, неумения адекватно оценить свои способности, взаимоотношений ребенка и родителей .
В настоящее время тревожность рассматривается с двух позиций: как черта личности и как состояние . Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать их с наличием у ребенка соответствующей личностной черты, так называемая личностная тревожность. Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как ситуативная тревожность.
Если рассматривать динамику развития школьной тревожности у детей младшего школьного возраста, можно проследить, что наибольшее беспокойство проявляется в первый год обучения , когда происходит адаптация ребенка к новой социальной роли, к новой социальной ситуации развития. Как правило после завершения периода адаптации к школе и новому положению в жизни уровень тревожности нормализуется. Ко второму году обучения ребенок может уже вполне свободно ориентироваться в системе обучения .
Одной из основных причин возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста является образовательная среда, которая включает в себя:
Оформление школьного пространства как один из компонентов образовательной среды – наименее стрессогенный фактор . Возникновение тревожности в большинстве случаев связано с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ.
программа обучения
физическое пространство, которое характеризуется эстетическими особенностями и определяет возможности перемещения ребенка в пространстве класса и школы
человеческие факторы, находящиеся в системе «ученик – учитель – администрация – родители»
- Также важнейшим фактором развития и закрепления тревожности считаются детско-родительские отношения. Чаще всего чувство беспокойства возникает, когда ребенок находится в состоянии внутриличностного конфликта, которое характеризуется противоречивостью желаний, когда одно желание мешает другому, одна потребность не соответствует другой. Такая ситуация возникает, если:
- Требования родителей значительно завышены по сравнению с возможностями ребенка.
- Родители сами имеют повышенный уровень тревожности.
- Родители действуют непоследовательно в воспитании ребенка.
- Один или оба родителя чрезмерно эмоциональны.
- Родители склонны сравнивать достижения ребенка с успехами других детей.
- В семье преобладает авторитарный стиль воспитания.
- Родители гиперсоциальны.
- Подводя итог, стоит сказать, что проявление тревожности на начальном этапе обучения в школе неизбежно. Оптимальная учеба в школе возможна при более-менее систематическом переживании тревожности в конкретных ситуациях. Но интенсивность этого переживания не должна превышать так называемую «критическую точку», которая для каждого ребенка индивидуальна.
Тревожность как фактор, влияющий на дезадаптацию младших школьников
- Вступая на порог новой школьной жизни, первоклассник сталкивается с появлением нового страха. Существует даже термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующих некоторых детей страх перед посещением школы. Но нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки. Иногда родители сами боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняют вместо детей задания, а также излишне контролируют их.
- Помимо боязни идти в школу, нередко возникает страх опросов. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость, оконфузиться, быть осмеянным. Как правило, бояться отвечать на вопросы тревожные, боязливые дети. Больше всего они боятся отвечать у доски. Доска для них – это своего рода лобное место. Именно у доски в полной мере проявляется беззащитность некоторых детей, их незащищенность. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков и особенно для тех для них, кто перешел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса. У младших школьников также чаще вызывают тревогу ситуации оценки, проверки: ответ у доски, контрольная работа, публичное выступление.
- Уровень тревожности младших школьников очень сильно зависит от того, насколько гармонично удается сочетать в своем сознании требования двух чрезвычайно значимых для них общностей, членами которых вдруг оказываются одновременно: семья (к ее требованиям уже давно привыкли) и школа (установленные ею требования не очень известны, но очень важны). Если семья выпускает их «в свет», а школа принимает их такими, каковы они есть, то эмоциональных проблем не возникает. Однако не всегда так происходит. Либо родители не отпускают ребенка от себя: на словах-то ратуют за учебу, но, по существу, «держат» его возле себя, поскольку без него не могут справиться со своими личными или супружескими проблемами. Либо школа не помогает ученику приспособиться к новой жизни: учитель требует от него, чтобы он был как все, но, когда это ребенку не удается, противопоставляет его одноклассникам. В этом случае у младшего школьника могут возникнуть серьезные эмоциональные нарушения. Это и есть школьный невроз. Проявляется он чаще всего в якобы беспричинных заболеваниях желудка, повышении температуры, головных болях и т.д.; или в бурных реакциях протеста против школы – скандалах, истериках, агрессии; или даже в детской депрессии – подавленном настроении, слезливости, мыслях о смерти.
- Еще одна важная причина повышения тревожности младших школьников – недостаточный уровень физиологической и интеллектуальной зрелости, который наблюдается у многих детей и в определенном смысле является закономерным. Поступление в школу совпадает с возрастным кризисом, из которого разные дети выходят в разное время и с разными приобретениями. Кто-то активен и сообразителен, другой удручает медлительностью и тугоумием, третий раздражает упрямством и агрессивностью. Со временем шероховатости сгладятся, способности детей более или менее уравняются – если они не утратят веру в себя и не почувствуют отвращения к учебе и школе.
- Уровень тревожности младших школьников очень сильно зависит от того, насколько гармонично удается сочетать в своем сознании требования двух чрезвычайно значимых для них общностей, членами которых вдруг оказываются одновременно: семья (к ее требованиям уже давно привыкли) и школа (установленные ею требования не очень известны, но очень важны). Если семья выпускает их «в свет», а школа принимает их такими, каковы они есть, то эмоциональных проблем не возникает. Однако не всегда так происходит. Либо родители не отпускают ребенка от себя: на словах-то ратуют за учебу, но, по существу, «держат» его возле себя, поскольку без него не могут справиться со своими личными или супружескими проблемами. Либо школа не помогает ученику приспособиться к новой жизни: учитель требует от него, чтобы он был как все, но, когда это ребенку не удается, противопоставляет его одноклассникам. В этом случае у младшего школьника могут возникнуть серьезные эмоциональные нарушения. Это и есть школьный невроз. Проявляется он чаще всего в якобы беспричинных заболеваниях желудка, повышении температуры, головных болях и т.д.; или в бурных реакциях протеста против школы – скандалах, истериках, агрессии; или даже в детской депрессии – подавленном настроении, слезливости, мыслях о смерти.
- Еще одна важная причина повышения тревожности младших школьников – недостаточный уровень физиологической и интеллектуальной зрелости, который наблюдается у многих детей и в определенном смысле является закономерным. Поступление в школу совпадает с возрастным кризисом, из которого разные дети выходят в разное время и с разными приобретениями. Кто-то активен и сообразителен, другой удручает медлительностью и тугоумием, третий раздражает упрямством и агрессивностью. Со временем шероховатости сгладятся, способности детей более или менее уравняются – если они не утратят веру в себя и не почувствуют отвращения к учебе и школе.
- Школьная тревожность является одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог и классный руководитель. Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в подростковом возрасте, поскольку этот возраст называют временем рождения личности. В младшем подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента.
- Существенно, что, становясь школьником и переходя от одного этапа школьной жизни к другому, ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации школы. На основе сформировавшихся у него личностных качеств и возникших в предшествующем возрасте потребностей, он, так или иначе, преломляет воздействие школы и (сознательно и неосознанно) занимает по отношению к ней внутреннюю позицию. В психологии существует понятие «внутренняя позиция», под которой подразумевается совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему.