СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему «Система работы учителя обществознания по подготовке учащихся к ОГЭ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему « Система работы учителя обществознания по подготовке учащихся к ОГЭ»

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему «Система работы учителя обществознания по подготовке учащихся к ОГЭ»»

Часть А- 20 заданий Рекомендуется отвести на их выполнение 40- 45 м Выполнять вначале на черновике После проверки не забыть перенести в бланк с ответами  I группа- вопросы базового уровня с выбором одного правильного ответа II группа- вопросы повышенного уровня на соотнесение двух суждений

Часть А- 20 заданий

  • Рекомендуется отвести на их выполнение 40- 45 м
  • Выполнять вначале на черновике
  • После проверки не забыть перенести в бланк с ответами

I группа- вопросы базового уровня с выбором одного правильного ответа

II группа- вопросы повышенного уровня на соотнесение двух суждений

Вопрос. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»  Полученные результаты представлены в виде гистограммы.   Какой вывод можно сделать на основании гистограммы?  Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего  1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек  2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек  3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек  4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек

Вопрос. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?» Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

Какой вывод можно сделать на основании гистограммы? Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего 1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек 2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек 3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек 4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек

Рассуждения при ответе : Один из самых простых вопросов, однако, именно в таких вопросах чаше всего и делают ошибки. И все из-за невнимательности. Ответ «Пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек» не подходит, так как большинство из таких городов выбрало «Создать семью». Второй ответ так же не подходит, так как большинство опрошенных из пунктов с населением 100–500 тыс. человек так же выбрали «Создать семью».  Третий ответ неправильный,  так как большинство респондентов, из пунктов с населением более 500 тыс. человек, выбрали главное не «создать семью», а «получить хорошую работу».  Четвертый ответ правильный, так как «создать семью» оказалось одинаково важно для населенных пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек (столбцы равны).

Рассуждения при ответе : Один из самых простых вопросов, однако, именно в таких вопросах чаше всего и делают ошибки. И все из-за невнимательности. Ответ «Пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек» не подходит, так как большинство из таких городов выбрало «Создать семью». Второй ответ так же не подходит, так как большинство опрошенных из пунктов с населением 100–500 тыс. человек так же выбрали «Создать семью».  Третий ответ неправильный,  так как большинство респондентов, из пунктов с населением более 500 тыс. человек, выбрали главное не «создать семью», а «получить хорошую работу».  Четвертый ответ правильный, так как «создать семью» оказалось одинаково важно для населенных пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек (столбцы равны).

Пример: 1) Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми Б. Социально значимые качества формируются у человека только под  влиянием общества Необходимо: - проделать аналитическую работу, «взвесить» оба приводимых суждения - внимательно прочитать оба суждения и понять их суть - используй слова- подсказки «только», «прежде всего» и т.д. - выдели ключевые термины - смоделируй жизненную ситуацию

Пример:

1) Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе

А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе,

взаимодействовать с другими людьми

Б. Социально значимые качества формируются у человека только под

влиянием общества

Необходимо:

- проделать аналитическую работу, «взвесить» оба приводимых суждения

- внимательно прочитать оба суждения и понять их суть

- используй слова- подсказки «только», «прежде всего» и т.д.

- выдели ключевые термины

- смоделируй жизненную ситуацию

- часть В включает в себя задания базового и повышенного уровня - на выполнение рекомендуется отвести 40 мин. - выполнять вначале на черновике - ответ вписывать начиная с первой клетки, без пробелов, запятых и др. символов - буквы и цифры пиши в соответствии с приведенным образцом

- часть В включает в себя задания базового и повышенного

уровня

- на выполнение рекомендуется отвести 40 мин.

- выполнять вначале на черновике

- ответ вписывать начиная с первой клетки, без пробелов, запятых и др. символов

- буквы и цифры пиши в соответствии с приведенным образцом

В1. Запиши слово, пропущенное в таблице ___________ общество, характеризующееся господством коллективной формы собственности, политические свободы отсутствуют, социальная структура носит замкнутый характер Индустриальное общество характеризуется научно- техническим прогрессом , провозглашаются права и свободы граждан, высокая социальная мобильность Ответ: аграрное(традиционное)

В1. Запиши слово, пропущенное в таблице

___________ общество, характеризующееся господством коллективной

формы собственности, политические свободы отсутствуют, социальная

структура носит замкнутый характер

Индустриальное общество характеризуется научно- техническим

прогрессом , провозглашаются права и свободы граждан, высокая

социальная мобильность

Ответ: аграрное(традиционное)

В4. Найдите в приведенном списке характеристики патриархальной семьи (приведены 6 позиций) В7. Из приведенного списка выбери характеристики данного рынка: в городе N газ, свет и воду в дома жителей поставляет только одна компания - тип заданий совпадает - сложность: может быть 2, 3, редко 4 позиции

В4. Найдите в приведенном списке характеристики

патриархальной семьи (приведены 6 позиций)

В7. Из приведенного списка выбери характеристики данного

рынка: в городе N газ, свет и воду в дома жителей поставляет

только одна компания

- тип заданий совпадает

- сложность: может быть 2, 3, редко 4 позиции

Умение определить характер суждений  Фактическое суждение - это точные данные, сделанное, свершившееся; синоним понятий истина, событие, результат, такие суждения нельзя оспорить.  Оценочные суждения показывают субъективное отношение к фактам с разных сторон, будь то с точки зрения морально-нравственных категорий – «хорошо», «плохо» и т.п.; или же с точки зрения какого-либо сомнения – «может служить…», «если принять во внимание…» и т.п. Характер теоретических утверждений основан на математических или статистических расчетах

Умение определить характер суждений

Фактическое суждение - это точные данные, сделанное, свершившееся; синоним понятий истина, событие, результат, такие суждения нельзя оспорить.

Оценочные суждения показывают субъективное отношение к фактам с разных сторон, будь то с точки зрения морально-нравственных категорий – «хорошо», «плохо» и т.п.; или же с точки зрения какого-либо сомнения – «может служить…», «если принять во внимание…» и т.п.

Характер теоретических утверждений основан на математических или статистических расчетах

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Человек живёт в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) знание 2) общество 3) группа 4) позиция 5) отношение 6) норма 7) закономерность 8) поведение 9) экономика

Рассуждения при ответе : Рекомендую сначала не заглядывая в список слов подобрать свои слова подходящие по смыслу, а затем прейти поиску их аналогий в списке.

- на выполнение отведи не менее 120 мин. - вначале выполняя части А и В ты смог повторить многие вопросы, которые могут встретиться в части С

- на выполнение отведи не менее 120 мин.

- вначале выполняя части А и В ты смог повторить многие

вопросы, которые могут встретиться в части С

Умение определять главную мысль текста Определите тему текста: отметьте наиболее характерные элементы (понятия, факты, явления) Систематизируйте текстовую информацию: отделите «важное» от «второстепенного» Убедитесь в правильности понимания текста: объясните смысловое значение «важной» информации Установите внутреннюю смысловую связь Сформулируйте главную мысль текста

Умение определять главную мысль текста

  • Определите тему текста: отметьте наиболее характерные элементы (понятия, факты, явления)
  • Систематизируйте текстовую информацию: отделите «важное» от «второстепенного»
  • Убедитесь в правильности понимания текста: объясните смысловое значение «важной» информации
  • Установите внутреннюю смысловую связь
  • Сформулируйте главную мысль текста

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.

Комментарий . Выполнение задания начнём с уяснения требования. Первый вопрос («Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»?) предполагает воспроизведение определения понятия «социальная мобильность» (первый элемент ответа). Второе задание (Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания) предполагает составление с опорой на обществоведческие знания двух предложений с понятием «социальная мобильность» (второй и третий элемент ответа).  Хочу подчеркнуть, что предложения должны содержать значимую информацию о социальной мобильности, а непросто упоминание этого термина. Можно привести, например, такое определение: социальная « Мобильность –  перемещение в обществе, изменение социального статуса» (может быть дано иное, близкое по значению определение). Второе требование задания выполняется с привлечением знаний о социальной мобильности. Могут быть составлены следующие предложения: 1 . «Социологи выделяют по разным основаниям несколько видов социальной мобильности»; 2. «Существует вертикальная и горизонтальная мобильность».

Но могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о социальной мобильности. Главное: предложения должны демонстрировать знание обществоведческого курса и содержать информацию о конкретном социальном явлении .

Виды планов: Назывной- состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержания Вопросный- перечень вопросов, необходимых для раскрытия содержания темы (подпункты в форме назывных суждений) Тезисный – тезисы глагольного строя

Виды планов:

  • Назывной- состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержания
  • Вопросный- перечень вопросов, необходимых для раскрытия содержания темы (подпункты в форме назывных суждений)
  • Тезисный – тезисы глагольного строя
Разновидности заданий: Составление плана по одному из аспектов широкой темы («Экологический кризис как глобальная проблема современности»)   Составление плана по узкой теме («Правонарушение»)

Разновидности заданий:

  • Составление плана по одному из аспектов широкой темы («Экологический кризис как глобальная проблема современности»)
  • Составление плана по узкой теме («Правонарушение»)
1. Понятие… 2. Виды…Формы…Функции…Признаки…  Характерные черты…Типы…Уровни…Пути решения проблемы…Методы… 3.Значение… 4.Роль …в современном мире. 5.Роль … в современной России

1. Понятие…

2. Виды…Формы…Функции…Признаки…

Характерные черты…Типы…Уровни…Пути решения проблемы…Методы…

3.Значение…

4.Роль …в современном мире.

5.Роль … в современной России

Работать на высоком для детей уровне трудности Постоянно работать над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос Постоянная тренировка в решении заданий формата ЕГЭ Обязательный анализ, разбор заданий, вызвавших наибольшее затруднение
  • Работать на высоком для детей уровне трудности
  • Постоянно работать над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос
  • Постоянная тренировка в решении заданий формата ЕГЭ
  • Обязательный анализ, разбор заданий, вызвавших наибольшее затруднение

Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология. Что следует знать при написании эссе? 1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к разделу С9. 2. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утвержден ий. 3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий С1-С7 на одной стороне бланка №2, а С8 – на другой, при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4. 4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания (С8.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т.Фуллер)). Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд. 5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.

6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений. 7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике. 8. Аргументация. Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац. 9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной. 10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.

Помнить и понимать, что подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, где результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену  При решении тестов (в части А и В) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний
  • Помнить и понимать, что подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, где результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену
  • При решении тестов (в части А и В) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!