Часть А- 20 заданий
- Рекомендуется отвести на их выполнение 40- 45 м
- Выполнять вначале на черновике
- После проверки не забыть перенести в бланк с ответами
I группа- вопросы базового уровня с выбором одного правильного ответа
II группа- вопросы повышенного уровня на соотнесение двух суждений
Вопрос. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?» Полученные результаты представлены в виде гистограммы.
Какой вывод можно сделать на основании гистограммы? Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего 1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек 2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек 3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек 4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек
Рассуждения при ответе : Один из самых простых вопросов, однако, именно в таких вопросах чаше всего и делают ошибки. И все из-за невнимательности. Ответ «Пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек» не подходит, так как большинство из таких городов выбрало «Создать семью». Второй ответ так же не подходит, так как большинство опрошенных из пунктов с населением 100–500 тыс. человек так же выбрали «Создать семью». Третий ответ неправильный, так как большинство респондентов, из пунктов с населением более 500 тыс. человек, выбрали главное не «создать семью», а «получить хорошую работу». Четвертый ответ правильный, так как «создать семью» оказалось одинаково важно для населенных пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек (столбцы равны).
Пример:
1) Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе
А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе,
взаимодействовать с другими людьми
Б. Социально значимые качества формируются у человека только под
влиянием общества
Необходимо:
- проделать аналитическую работу, «взвесить» оба приводимых суждения
- внимательно прочитать оба суждения и понять их суть
- используй слова- подсказки «только», «прежде всего» и т.д.
- выдели ключевые термины
- смоделируй жизненную ситуацию
- часть В включает в себя задания базового и повышенного
уровня
- на выполнение рекомендуется отвести 40 мин.
- выполнять вначале на черновике
- ответ вписывать начиная с первой клетки, без пробелов, запятых и др. символов
- буквы и цифры пиши в соответствии с приведенным образцом
В1. Запиши слово, пропущенное в таблице
___________ общество, характеризующееся господством коллективной
формы собственности, политические свободы отсутствуют, социальная
структура носит замкнутый характер
Индустриальное общество характеризуется научно- техническим
прогрессом , провозглашаются права и свободы граждан, высокая
социальная мобильность
Ответ: аграрное(традиционное)
В4. Найдите в приведенном списке характеристики
патриархальной семьи (приведены 6 позиций)
В7. Из приведенного списка выбери характеристики данного
рынка: в городе N газ, свет и воду в дома жителей поставляет
только одна компания
- тип заданий совпадает
- сложность: может быть 2, 3, редко 4 позиции
Умение определить характер суждений
Фактическое суждение - это точные данные, сделанное, свершившееся; синоним понятий истина, событие, результат, такие суждения нельзя оспорить.
Оценочные суждения показывают субъективное отношение к фактам с разных сторон, будь то с точки зрения морально-нравственных категорий – «хорошо», «плохо» и т.п.; или же с точки зрения какого-либо сомнения – «может служить…», «если принять во внимание…» и т.п.
Характер теоретических утверждений основан на математических или статистических расчетах
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Человек живёт в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) знание 2) общество 3) группа 4) позиция 5) отношение 6) норма 7) закономерность 8) поведение 9) экономика
Рассуждения при ответе : Рекомендую сначала не заглядывая в список слов подобрать свои слова подходящие по смыслу, а затем прейти поиску их аналогий в списке.
- на выполнение отведи не менее 120 мин.
- вначале выполняя части А и В ты смог повторить многие
вопросы, которые могут встретиться в части С
Умение определять главную мысль текста
- Определите тему текста: отметьте наиболее характерные элементы (понятия, факты, явления)
- Систематизируйте текстовую информацию: отделите «важное» от «второстепенного»
- Убедитесь в правильности понимания текста: объясните смысловое значение «важной» информации
- Установите внутреннюю смысловую связь
- Сформулируйте главную мысль текста
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.
Комментарий . Выполнение задания начнём с уяснения требования. Первый вопрос («Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»?) предполагает воспроизведение определения понятия «социальная мобильность» (первый элемент ответа). Второе задание (Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания) предполагает составление с опорой на обществоведческие знания двух предложений с понятием «социальная мобильность» (второй и третий элемент ответа). Хочу подчеркнуть, что предложения должны содержать значимую информацию о социальной мобильности, а непросто упоминание этого термина. Можно привести, например, такое определение: социальная « Мобильность – перемещение в обществе, изменение социального статуса» (может быть дано иное, близкое по значению определение). Второе требование задания выполняется с привлечением знаний о социальной мобильности. Могут быть составлены следующие предложения: 1 . «Социологи выделяют по разным основаниям несколько видов социальной мобильности»; 2. «Существует вертикальная и горизонтальная мобильность».
Но могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о социальной мобильности. Главное: предложения должны демонстрировать знание обществоведческого курса и содержать информацию о конкретном социальном явлении .
Виды планов:
- Назывной- состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержания
- Вопросный- перечень вопросов, необходимых для раскрытия содержания темы (подпункты в форме назывных суждений)
- Тезисный – тезисы глагольного строя
Разновидности заданий:
- Составление плана по одному из аспектов широкой темы («Экологический кризис как глобальная проблема современности»)
- Составление плана по узкой теме («Правонарушение»)
1. Понятие…
2. Виды…Формы…Функции…Признаки…
Характерные черты…Типы…Уровни…Пути решения проблемы…Методы…
3.Значение…
4.Роль …в современном мире.
5.Роль … в современной России
- Работать на высоком для детей уровне трудности
- Постоянно работать над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос
- Постоянная тренировка в решении заданий формата ЕГЭ
- Обязательный анализ, разбор заданий, вызвавших наибольшее затруднение
Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология. Что следует знать при написании эссе? 1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к разделу С9. 2. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утвержден ий. 3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий С1-С7 на одной стороне бланка №2, а С8 – на другой, при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4. 4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания (С8.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т.Фуллер)). Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд. 5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.
6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений. 7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике. 8. Аргументация. Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац. 9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной. 10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.
- Помнить и понимать, что подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, где результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену
- При решении тестов (в части А и В) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний