СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках географии и во внеурочной деятельности"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС в обучении на уроках географии и во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках географии и во внеурочной деятельности"»

 Из опыта работы учителя географии МБОУ «Кубанская школа им. С.П. Королёва»» Симферопольского района Республики Крым Скуратовской Натальи Витальевны

Из опыта работы

учителя географии

МБОУ «Кубанская школа

им. С.П. Королёва»» Симферопольского района Республики Крым

Скуратовской

Натальи Витальевны

 Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни, после того, как её показали ему Вы!  Конфуций

Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни, после того, как её показали ему Вы!

Конфуций

Федеральный государственный образовательный стандарт по географии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится познавательной мыслительной деятельности учащихся , предусматривающей формирование  у школьников высокой мотивационной среды к обучению и на выходе из школы сформированных ключевых компетенций и универсальных учебных действий (УУД).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт по географии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится познавательной мыслительной деятельности учащихся , предусматривающей формирование

у школьников высокой мотивационной среды к обучению и на выходе из школы сформированных ключевых компетенций и универсальных учебных действий (УУД).

Начиная новый учебный год, каждый педагог, задает себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников? «Как добиться  лучшей успеваемости?»

Начиная новый учебный год, каждый педагог, задает себе вопросы:

«Как заинтересовать предметом своих учеников?

«Как добиться

лучшей успеваемости?»

 Задача общеобразовательной школы на современном этапе – вооружить учеников основными принципами построения научной картины мира, методами добывания знаний, приёмами исследования и логикой научного мышления. Только при этом условии, окончив школу, выпускники окажутся подготовленными к жизни, к практической работе и дальнейшему самообразованию.

Задача общеобразовательной школы на современном этапе – вооружить учеников основными принципами построения научной картины мира, методами добывания знаний, приёмами исследования и логикой научного мышления. Только при этом условии, окончив школу, выпускники окажутся подготовленными к жизни, к практической работе

и дальнейшему самообразованию.

 Технология системно-деятельностного подхода создает условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Эта система отличается прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного развития учащихся. Деятельностное обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Технология системно-деятельностного подхода создает условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Эта система отличается прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного развития учащихся. Деятельностное обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Деятельностный характер обучения во многом определяется подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной деятельностью. С этой целью рекомендуется использовать различные нетрадиционные методы и формы проведения уроков географии, активно применять разнообразные приёмы проблемного, поискового, творческого, развивающего обучения, с помощью которых акцентируется внимание на развитии мышления и психических процессов.

Деятельностный характер обучения во многом определяется подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной деятельностью. С этой целью рекомендуется использовать различные нетрадиционные методы и формы проведения уроков географии, активно применять разнообразные приёмы проблемного, поискового, творческого, развивающего обучения, с помощью которых акцентируется внимание на развитии мышления и психических процессов.

 Урок применения технологии системно-деятельностного обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в УУД: связь с современностью; проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности; роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям; систематический контроль за развитием умений и навыков самостоятельной работы путем устных и письменных дифференцирующих заданий.

Урок применения технологии системно-деятельностного обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в УУД:

  • связь с современностью;
  • проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;
  • роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;
  • систематический контроль за развитием умений и навыков самостоятельной работы путем устных и письменных дифференцирующих заданий.
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ + РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ + РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ + МОТИВАЦИЯ = ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ а применительно к географии ГЕОГРАФИЧЕСКИ ОБРАЗОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ

  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

+

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

+

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

+

МОТИВАЦИЯ

=

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

а применительно к географии

ГЕОГРАФИЧЕСКИ ОБРАЗОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ

Системно-деятельностное обучение - система творческих заданий, которая помогает раскрыть потенциальные возможности ученика, дает возможность почувствовать вкус к предмету, проявить свои командные или исполнительские черты характера.

Системно-деятельностное обучение -

система творческих заданий, которая помогает раскрыть потенциальные возможности ученика, дает возможность почувствовать вкус к предмету, проявить свои командные или исполнительские черты характера.

Основные принципы обучения творчеству: 1. Без основных опорных знаний, умений, навыков невозможно творчество детей. 2. Работы должны выполняться с соблюдением правил, иначе – это фантазия, не имеющая учебной (научной) ценности. З. В начальный период творчеству нужно учить постепенно, усложняя задания и увеличивая меру отступления от образца. 4. Творчество проявляется только в самостоятельной работе.

Основные принципы обучения творчеству:

1. Без основных опорных знаний, умений, навыков невозможно творчество детей.

2. Работы должны выполняться с соблюдением правил, иначе – это фантазия, не имеющая учебной (научной) ценности.

З. В начальный период творчеству нужно учить постепенно, усложняя задания и увеличивая меру отступления от образца.

4. Творчество проявляется только в самостоятельной работе.

 Привлекательная цель! Фантастическая добавка Отсроченная отгадка Удивляй! Персонификация Прием неожиданности Прием современности, связи с жизнью

Привлекательная цель!

Фантастическая добавка

Отсроченная отгадка

Удивляй!

Персонификация

Прием неожиданности

Прием современности, связи с жизнью

 Установи соответствие Диктант «Лови ошибку» Составь рассказ Белая ворона Детектор лжи Географическая почта Шарады, анаграммы

Установи соответствие

Диктант «Лови ошибку»

Составь рассказ

Белая ворона

Детектор лжи

Географическая почта

Шарады, анаграммы

 Чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны, рисунки  Р ассказ с ошибками  Составление логических цепочек  Решение географических задач  Игра “термин - понятия”  Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, описанию)  Исследовательские проекты

Чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны, рисунки

Р ассказ с ошибками

Составление логических цепочек

Решение географических задач

Игра “термин - понятия”

Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, описанию)

Исследовательские проекты

 ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts)  - «запишите мысли» - участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить несколько листочков.   ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ (Inside-Outside Circle) - «внутренний и внешний круг» - ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами. КЛОК БАДДИС (Clock buddies)  - «друзья по часам (времени)» - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия. КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ    (Connect-Extend-Challenge)  - «связать расширить - продумать» - обучающая структура, помогающая расширить (углубить) знания по теме, связывая их с предыдущим опытом и продумывая возможные трудности.     14
  • ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts)  - «запишите мысли» - участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить несколько листочков.
  •   ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ (Inside-Outside Circle) - «внутренний и внешний круг» - ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.
  • КЛОК БАДДИС (Clock buddies)  - «друзья по часам (времени)» - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.
  • КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ    (Connect-Extend-Challenge)  - «связать расширить - продумать» - обучающая структура, помогающая расширить (углубить) знания по теме, связывая их с предыдущим опытом и продумывая возможные трудности.

14

 КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade) - «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме. МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group)  - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.   ТИМ ЧИР (Team Cheer)  - кричалка, девиз. ТИМ ЧИР - это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности. ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down) - «встать - сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade) - «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

  • МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group)  - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
  •   ТИМ ЧИР (Team Cheer)  - кричалка, девиз. ТИМ ЧИР - это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
  • ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down) - «встать - сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.
ФАСИЛИТАТОР (Facilitator) - помощник; человек, который направляет, облегчает работу.    ХАЙ ФАЙВ (High Five)  - дословно «дай пять» SAM 0952 - сигнал тишины и привлечения внимания. ЭЙ АР ГАЙД (Anticipation-Reaction Guide «Руководство предположения/реакции») - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления
  • ФАСИЛИТАТОР (Facilitator) - помощник; человек, который направляет, облегчает работу. 

 

  • ХАЙ ФАЙВ (High Five)  - дословно «дай пять» SAM 0952 - сигнал тишины и привлечения внимания.
  • ЭЙ АР ГАЙД (Anticipation-Reaction Guide «Руководство предположения/реакции») - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления
 Наглядность развивает наблюдательность, внимание, речь, мышление учащихся.  Главная задача учителя географии – разумное внедрение  в учебном процессе  наглядных средств  обучения.

Наглядность развивает наблюдательность, внимание, речь, мышление учащихся.

Главная задача учителя географии – разумное внедрение

в учебном процессе

наглядных средств

обучения.

компьютеризацию; интеллектуализацию; медиатизацию.
  • компьютеризацию;
  • интеллектуализацию;
  • медиатизацию.
Наглядное  представление  материала   Возможность  эффективной  проверки знаний   Обилие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя
  • Наглядное

представление

материала

  • Возможность

эффективной

проверки знаний

  • Обилие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя

3 1 2 Эффективность развития интеллектуаль-ных и творческих способностей обучающихся Положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес Активизация мыслитель-ной деятельности школьников

3

1

2

Эффективность развития интеллектуаль-ных и творческих способностей обучающихся

Положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес

Активизация мыслитель-ной деятельности

школьников

Деятельностный подход  в обучении В урочной деятельности  Во внеурочной деятельности

Деятельностный подход

в обучении

В урочной деятельности

Во внеурочной

деятельности

Энтузиаст Партнер Роль учителя Специалист Консультант Руководитель

Энтузиаст

Партнер

Роль

учителя

Специалист

Консультант

Руководитель

Учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать обучающихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.

Учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать обучающихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.

Уроки с применением системно-деятельностного подхода

Уроки с применением системно-деятельностного подхода

Экскурсии по родному Крыму

Экскурсии

по родному Крыму

У З Н А Л И ? К Р Ы М !!!

У

З

Н

А

Л

И

?

К

Р

Ы

М

!!!

«Посеешь поступок –  пожнешь привычку; Посеешь привычку – пожнешь характер; Посеешь характер – пожнешь судьбу»

«Посеешь поступок –

пожнешь привычку;

Посеешь привычку –

пожнешь характер;

Посеешь характер –

пожнешь судьбу»