Из опыта работы
учителя географии
МБОУ «Кубанская школа
им. С.П. Королёва»» Симферопольского района Республики Крым
Скуратовской
Натальи Витальевны
Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни, после того, как её показали ему Вы!
Конфуций
- Федеральный государственный образовательный стандарт по географии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится познавательной мыслительной деятельности учащихся , предусматривающей формирование
у школьников высокой мотивационной среды к обучению и на выходе из школы сформированных ключевых компетенций и универсальных учебных действий (УУД).
Начиная новый учебный год, каждый педагог, задает себе вопросы:
«Как заинтересовать предметом своих учеников?
«Как добиться
лучшей успеваемости?»
Задача общеобразовательной школы на современном этапе – вооружить учеников основными принципами построения научной картины мира, методами добывания знаний, приёмами исследования и логикой научного мышления. Только при этом условии, окончив школу, выпускники окажутся подготовленными к жизни, к практической работе
и дальнейшему самообразованию.
Технология системно-деятельностного подхода создает условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Эта система отличается прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного развития учащихся. Деятельностное обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
Деятельностный характер обучения во многом определяется подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной деятельностью. С этой целью рекомендуется использовать различные нетрадиционные методы и формы проведения уроков географии, активно применять разнообразные приёмы проблемного, поискового, творческого, развивающего обучения, с помощью которых акцентируется внимание на развитии мышления и психических процессов.
Урок применения технологии системно-деятельностного обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в УУД:
- связь с современностью;
- проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;
- роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;
- систематический контроль за развитием умений и навыков самостоятельной работы путем устных и письменных дифференцирующих заданий.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
+
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
+
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
+
МОТИВАЦИЯ
=
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
а применительно к географии
ГЕОГРАФИЧЕСКИ ОБРАЗОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ
Системно-деятельностное обучение -
система творческих заданий, которая помогает раскрыть потенциальные возможности ученика, дает возможность почувствовать вкус к предмету, проявить свои командные или исполнительские черты характера.
Основные принципы обучения творчеству:
1. Без основных опорных знаний, умений, навыков невозможно творчество детей.
2. Работы должны выполняться с соблюдением правил, иначе – это фантазия, не имеющая учебной (научной) ценности.
З. В начальный период творчеству нужно учить постепенно, усложняя задания и увеличивая меру отступления от образца.
4. Творчество проявляется только в самостоятельной работе.
Привлекательная цель!
Фантастическая добавка
Отсроченная отгадка
Удивляй!
Персонификация
Прием неожиданности
Прием современности, связи с жизнью
Установи соответствие
Диктант «Лови ошибку»
Составь рассказ
Белая ворона
Детектор лжи
Географическая почта
Шарады, анаграммы
Чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны, рисунки
Р ассказ с ошибками
Составление логических цепочек
Решение географических задач
Игра “термин - понятия”
Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, описанию)
Исследовательские проекты
- ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts) - «запишите мысли» - участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить несколько листочков.
- ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ (Inside-Outside Circle) - «внутренний и внешний круг» - ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.
- КЛОК БАДДИС (Clock buddies) - «друзья по часам (времени)» - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.
- КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ (Connect-Extend-Challenge) - «связать расширить - продумать» - обучающая структура, помогающая расширить (углубить) знания по теме, связывая их с предыдущим опытом и продумывая возможные трудности.
14
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade) - «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.
- МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
- ТИМ ЧИР (Team Cheer) - кричалка, девиз. ТИМ ЧИР - это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
- ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down) - «встать - сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.
- ФАСИЛИТАТОР (Facilitator) - помощник; человек, который направляет, облегчает работу.
- ХАЙ ФАЙВ (High Five) - дословно «дай пять» SAM 0952 - сигнал тишины и привлечения внимания.
- ЭЙ АР ГАЙД (Anticipation-Reaction Guide «Руководство предположения/реакции») - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления
Наглядность развивает наблюдательность, внимание, речь, мышление учащихся.
Главная задача учителя географии – разумное внедрение
в учебном процессе
наглядных средств
обучения.
- компьютеризацию;
- интеллектуализацию;
- медиатизацию.
представление
материала
эффективной
проверки знаний
- Обилие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя
3
1
2
Эффективность развития интеллектуаль-ных и творческих способностей обучающихся
Положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес
Активизация мыслитель-ной деятельности
школьников
Деятельностный подход
в обучении
В урочной деятельности
Во внеурочной
деятельности
Энтузиаст
Партнер
Роль
учителя
Специалист
Консультант
Руководитель
Учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать обучающихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.
Уроки с применением системно-деятельностного подхода
Экскурсии
по родному Крыму
У
З
Н
А
Л
И
?
К
Р
Ы
М
!!!
«Посеешь поступок –
пожнешь привычку;
Посеешь привычку –
пожнешь характер;
Посеешь характер –
пожнешь судьбу»