«Каждый человек, даже если он не знает о Боге или отрицает Его – в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы существовать.»
Александр Мень
Тема: «Сюжеты и образы духовной музыки»
Духовная музыка - музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера.
Иоганн Себастьян Бах
Бах Иоганн Себастьян (1685 - 1750) – крупнейший немецкий композитор и органист. Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года. Родители мальчика умерли, когда ему было десять лет. Иоганн Себастьян переехал жить к своему брату Иоганну Кристофу, который был учителем музыки в церковной школе. Брат был на 14 лет старше и стал учить Иоганна Себастьяна игре на органе, клавесине. К концу жизни зрение Баха ухудшилось, а в 1749 году он полностью ослеп. Однако Бах продолжал сочинять музыку, диктуя свои произведения.
В творчестве Баха мессы занимают центральное место, а также токкаты и фуги. Любимым музыкальным инструментом И.С. Баха был орган.
Месса - это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения.
Части:
- Kyrie (Kyrie Eleison – Господи, помилуй!)
- Cloria (Gloria in excelsis Deo – Слава в вышних Богу!)
- Credo (Credo in unum Deum – Верую во единого Бога)
- Sanctus (Sanctus, Sanctus, Sanctus – Свят, Свят, Свят!)
- Agnus Dei (Агнец Божий)
Вопросы по биографии И.С. Баха
- Кто такой И. С. Бах?
- Когда родился композитор?
- Что произошло, когда ему исполнилось 10 лет?
- Кто научил Баха играть на органе и клавесине?
- Что произошло в 1749 году?
- Какие жанры занимают центральное место в творчестве Баха?
- Любимый музыкальный инструмент?
- Что такое месса?
«Музыка Баха - это
музыка пути к Богу»
И.В. Гёте
Задание: прослушайте произведение и охарактеризуйте его.
Произведение: «Высокая месса» «Agnus Dei» ( Агнец Божий )
Композитор: Иоганн Себастьян Бах
Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайны .
Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой, печальная, спокойная, взбудораживает.
Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание, умиротворение, тревога.
Оркестр играет: громко, сильно, во всю мощь, торжественно, трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь.
Хор поет: лирически, с мольбой, драматично, трагически, весело громко, тихо, скорбно.
Сергей Васильевич Рахманинов
Сергей Васильевич Рахманинов – это великий русский композитор, а также пианист и дирижёр. Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Огромное влияние на духовное развитие Сергея оказало его общение с бабушкой, Софьей Александровной Бутаковой. Именно ей он обязан одним из самых сильных музыкальных впечатлений детства. Вершиной духовного творчества Рахманинова стали «Литургия Святого Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». Любовь к церковному пению композитор пронес через всю свою жизнь. Лучшие произведения он написал для своего любимого инструмента – фортепиано. Сочинение Литургии было давней его мечтой.
Всенощное бдение - церковная служба у православных христиан накануне больших церковных праздников.
Части:
Великой Вечерни
Утрени
Первого Час
Вопросы по биографии
- Кто такой С. В. Рахманинов?
- Когда родился композитор?
- Что и кто оказал огромное влияние на духовное развитие композитора?
- Что стало вершиной духовного творчества Рахманинова?
- Любимый музыкальный инструмент композитора?
- Что такое всенощное бдение?
«Я люблю церковное пение… ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыка».
С.В. Рахманинов
Задание: прослушайте произведение и охарактеризуйте его.
Произведение: «Всенощное бдение» «Богородице, Дево, радуйся»
Композитор: Сергей Васильевич Рахманинов
Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайны е, божественные.
Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой, печальная, спокойная, взбудораживает, возвышает,
Настроение: светлая радость, печаль, грусть, праздничное, восторг, ожидание, умиротворение, тревога.
Хор поет: лирически, с мольбой, драматично, трагически, весело громко, тихо, скорбно, чутко, окрылено, молитвенно. ликующе, сильно, во всю мощь, торжественно, трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, масштабно, благоговейно
Вывод:
Что же сближает два произведения таких далёких и разных композиторов? Рахманинов «Всенощное бдение» и Бах «Высокая месса»?
Урок 09. религиозная музыка. сюжеты и образы религиозной музыки - Музыка - 7 класс - Российская электронная школа ( resh.edu.ru )