Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Сложные слова"»
учитель-логопед
Викулина Л.В.
- Задачи :
- Образовательные : сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в этих словах соединительные гласные; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова.
- Развивающие: развитие речи учащихся; способствовать развитию словарного запаса, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.
- Воспитательные: прививать у учащихся интерес к занятиям; воспитывать аккуратность и прилежание .
Примеры образования новых слов:
Бег – забег – беговая – бегун – бегать.
Стихотворение Е. Измайлова.
Стихи весёлые читай,
А для чего они – смекай!
Жил да был на свете ПАР ,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило – было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало,
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили-
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД ,
В паре ходят ПАР и ХОД .
ПАР О ХОД
НОС О РОГ
ПТИЦ Е ФАБРИКА
ЛЕД О КОЛ
Вывод:
Сложные слова – слова, которые состоят из нескольких корней. Корни в этих словах соединяются гласными буквами – о или – е .
Гимнастика для глаз.
Сложные слова
Соединительные буквы О и Е в сложных словах – это орфограммы;
1 . Прочитать слово. 2. Доказать, что оно сложное: найти корни. 3. Если первый корень окачивается на твёрдый – надо писать о , если на мягкий или шипящий – е . 4. Записать слово. 5. Проверить написание: выделить корни и подчеркнуть орфограмму – соединительную гласную.
ВОД О ЛАЗ
ПЫЛ Е СОС
Знаете ли вы…
Сложные слова были известны с
древних времен, например, в названии
городов: Новгород, Звенигород, Ярославль, Холмогоры, Волоколамск.
В наше время по этому же типу названы города Зеленогорск, Новосибирск, Волгоград.
Работа с предложением .
ДР…БИЛ , МОЩНЫЙ,
ЛЬДИНЫ, Л…Д…КОЛ.
СПОРТЗАЛ
ФОТОАППАРАТ
Работа в парах.
Задание : замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.
Образец: рубить мясо – мясорубка.
1. Резать овощи - ………..
2. Варить кофе - ……..
3. Ловить мышей - ……..
4. Любитель книг - ……
5. Ходит по луне - ……..
Итог занятия
Ответьте на вопросы:
-С написанием каких слов познакомились на занятии?
- Как образуются сложные слова?
- Для чего люди используют такие слова?
- Что было интересным для вас на уроке?