Стропы и их разновидности
Презентацию выполнила:
мастер производственного
обучения
Первой квалификационной категории
ФКП образовательного
учреждения № 46
ФСИН РОССИИ
АЛЕКСЕЕВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Стропы- это приспособления, применяемые для фиксации груза в процессе его подъема и перемещения.
Их активно применяют в различных отраслях строительства, аграрном
комплексе, лесной промышленности, сельском хозяйстве, и других сферах.
Основные задачи строп –надежное и безопасное удержание
перемещаемого предмета.
Применение некачественных такелажных приспособлений может привести
не только к значительному материальному ущербу, но и к травмированию
людей.
Все стропы подлежат обязательной сертификации
и должны быть изготовлены в строгом соответствии с государственными
стандартами, к ним применяются определенные технические требования.
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОП
ВИДЫ СТРОП:
Существуют следующие виды строп:
- ТЕКСТИЛЬНЫЕ
- КАНАТНЫЕ
- ЦЕПНЫЕ
Таким образом, они классифицируются по типу
материала , из которого изготовлены. Каждый из
этих видов такелажных приспособлений по
конфигурации можно дополнительно разделить на:
- ПЕТЛЕВЫЕ И КОЛЬЦЕВЫЕ;
- ОДНОВЕТВЕВЫЕ, ДВУХ-, ТРЕХ- И ЧЕТЫРЕХВЕТВЕВЫЕ .
ТЕКСТИЛЬНЫЕ СТРОПЫ
Изготовленные из синтетических волокон, текстильные такелажные приспособления обеспечивают достаточно большую грузоподъемность (до 5 тонн) и маневренность, защищают грузы от царапин и вмятин. Материалом чаще всего служат нейлон и полиэстер. Выбор того или иного типа текстильной оснастки зависит от требований к грузоподъемности и от условий эксплуатации. Стоит отметить, что нейлоновые изделия выигрывают по такому критерию как эластичность. Процент растяжения варьируется от8% до 10%, что снижает ударную нагрузку.
Эту особенность следует принимать во внимание при перемещении грузов с низкой высотой потолка. Важно помнить, что применение этого крепежа во влажном состоянии приводит к снижению максимально допустимого груза на 15%. Также есть ограничения по эксплуатации в непосредственной близости от кислот или отбеливателей. В тоже время можно отметить устойчивость к воздействию жирных и масляных веществ, альдегидов, эфиров и сильных щелочей.
Стропы из полиэстера дают растяжение в пределах 3%. Это обеспечивает высокий уровень контроля нагрузки во время подъема. Материал в меньшей степени поглощает влагу и быстрее сохнет. Он не искрится и не проводит ток, что делает его безопасным для применения в условиях, сопряженных с взрывоопасностью. При этом оснастку из полиэстера не рекомендуется применять для щелочных сред. Стоит отдать предпочтение этому типу оснастки, если речь идет о деликатных грузах, так как полиэстер мягкий, неабразивный материал.
К преимуществам можно отнести также устойчивость к кислой среде, отбеливателям, маслам, жирам и слабое поглощение влаги. И нейлоновые, и полиэстерные грузозахватные изделия имеют ограничения по минимальным и максимальным температурам. Экстремально жаркие или, наоборот, холодные условия выступают препятствием для их применения.
ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕКСТИЛЬНЫХ СТРОПОВ
- Просты в применении. Благодаря тому, что оснастка из ткани весит мало по сравнению с другими типами крепежа, перемещение груза с ее помощью может осуществить всего один человек. Это позволяет рационально использовать существующие ресурсы и быстро выполнить перемещения груза;
- Обеспечивают сохранность грузов за счет мягкой структуры материала;
- Прочны и долговечны, легко принимают форму груза и возвращаются в первоначальный вид, устойчивы к деформации;
- Отличаются низкой травмоопасностью за счет малого веса, отсутствия острых углов и кромок
МАРКИРОВКА СТРОП ЦВЕТОМ
Текстильные стропы по грузоподъемности принято маркировать цветом:
ФИОЛЕТОВЫЙ - нагрузка до 1 тонны;
ЗЕЛЕНЫЙ – нагрузка до 2 тонн;
ЖЕЛТЫЙ – нагрузка до 3 тонн;
СЕРЫЙ – нагрузка до 4 тонн;
КРАСНЫЙ – нагрузка до 5 тонн;
КОРИЧНЕВЫЙ – нагрузка до 6 тонн;
СИНИЙ – нагрузка до 8 тонн;
ОРАНЖЕВЫЙ –нагрузка свыше 10 тонн
Маркировка конфигурации стоп
Для определения конфигурации используется следующая маркировка:
- СТК – кольцевой;
- СТП – одиночный петлевой с мягкими петлями;
- 1СТ, 2СТ, 3СТ, 4СТ-одно-, двух-, трех- и четырехветвевой с крюками и кольцом;
- К круглопрядным изделиям добавляется буква «К»;
- СТКК –кольцевой круглопрядный;
- СТПК – одиночный петлевой круглопрядный
КАНАТНЫЕ СТРОПЫ
Для перемещения тяжелых грузов в условиях ограниченного пространства оптимально подходят канатные стропы. Стальные канаты, переплетенные между собой, способны поднимать и перемещать большой вес, они слабо подвержены коррозии, механическому воздействию, воздействию агрессивных веществ, высоких и низких температур.
Канатные грузозахватные приспособления можно разделить на ветвевые и петлевые. Первые представляют собой несколько канатов, концы которых оснащены крюками. Назначение вторых –обвязка груза, они имеют на концах петли
ПРЕИМУЩЕСТВА КАНАТНЫХ СТРОП
- Устойчивы к изнашиванию. Изготовленные из металлических нитей, они выдерживают высокую нагрузку и давление рывками. Износ происходит постепенно и его признаки видны визуально, что позволяет своевременно менять стропы.
- Удобны в эксплуатации. Благодаря гибкой форме, возможна строповка нестандартных грузов, которые крепко фиксируются.
НЕДОСТАТКИ КАНАТНЫХ СТРОП
Канатные стропы – наиболее распространенные грузозахватные изделия благодаря указанным выше характеристикам. Однако следует выделить и присущие им недостатки:
- большой собственный вес;
- недопустимость применения в химически активной среде;
- невозможность крепления хрупких грузов ввиду высоко риска их повреждения;
- следы износа выражаются в появлении металлических волосков с острыми концами, о которые может пораниться стропальщик.
ВИДЫ КАНАТНЫХ СТРОП
В массовом производстве встречаются следующие виды строп:
- 1СК – канатные одноветвевые;
- УСК1 (СКП) – универсальные петлевые;
- 2СК – канатные двухветвевые;
- 4СК – канатные четырехветвевые стропы («пауки»);
- ВК – канатная ветвь, похожая на УСК1, с петлями меньшего размера;
- УСК2 – кольцевые универсальные стропы, диаметр петель которых вдвое больше, чем у УСК1.
ЦЕПНЫЕ СТРОПЫ
Грузоподъемные работы, требующие высокой степени подвижности, обычно выполняются при помощи данного вида изделий. Они отличаются универсальностью и практичностью, поэтому широко применяются в самых разных отраслях производства, строительства, промышленности.
Классифицировать их можно по характеристикам и конфигурации. В частности, можно выделить такие признаки как грузоподъемность (от 1 до 67 тонн), длина (0,5 до 20 м и более).
ТИПЫ ЗАХВАТА ЦЕПНЫХ СТРОП
По типу захвата цепные стропы делятся на:
- ветвевые с одной или несколькими ветвями, овальным звеном в верхней части и элементом для захвата груза в нижней.
- кольцевые. Образуют замкнутое кольцо при помощи соединительного звена, на котором соединяются оба конца цепи .
ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ЦЕПНЫХ СТРОП
- гибкость, присущая цепным грузозахватным изделиям, позволяет использовать их почти для всех ситуаций, в которых требуется строповка;
- безопасность определяется легкостью визуального определения износа (перед разрывом появляется пластическая деформация, которую легко заметить при визуальном осмотре);
- устойчивость к экстремально высоким температурам (до +500°С);
- ремонтопригодность. Отдельные звенья можно заменить в случае их износа, чего не скажешь о других видах грузозахватных приспособлений .
МАРКИРОВКА ЦЕПНЫХ СТРОП
Для основных видов приспособлений, выпускаемых производителями в этой категории, используется следующая маркировка:
- 1СЦ – одноветвевой цепной.
- 2СЦ – двухветвевой цепной.
- 4СЦ – четырехветвевой цепной.
- ВЦ – ветвь цепная.
- УСЦ – цепной кольцевой (универсальный).
ВЫБРАКОВКА СТРОП
Строительные и погрузочные работы, как вы знаете, сопряжены с риском для жизни и здоровья персонала. В связи с этим порядок применения такелажных приспособлений предполагает обязательную выбраковку.
При регулярном использовании проверка осуществляется каждые 10 дней.
Если оборудование используется редко, перед каждым использованием.
СВЕДЕНИЯ О СТРОПОВКЕ ГРУЗОВ
Для обеспечения безопасной погрузки, разгрузки, перемещения грузов с помощью подъемно-транспортного оборудования разрабатываются схемы строповки грузов в зависимости от их вида, массы, формы.
Перед подъемом и перемещением груза проверяются устойчивость груза и правильность его строповки. Строповку грузов выполняет стропальщик, прошедший специальное обучение .
Для выполнения строповки необходимо знать или определить следующие параметры: схема строповки, масса.
СХЕМА СТРОПОВКИ
СХЕМА СТРОПОВКИ -это чертеж с указанием точек и способов захвата/ обвязки груза.
Передается стропальщику перед началом выполнения работ.
Запрещается производить работы, не ознакомившись со схемой строповки.
ПОДАЧА КОМАНД КРАНОВЩИКУ
КРАЙНЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТЫ ПРИ СИЛЬНЫХ ПОРЫВАХ ВЕТРА!!!
Для подачи команд крановщику применяются специальные слова, имеющие следующее значение:
- «ВИРА» –ПОДНИМАЙ
- «МАЙНА» – ОПУСКАЙ
- «ХАРЕ» - СТОП
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!