Толпа. Работа с толпой.
Понятие толпы
Толпа — это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Психологические особенности толпы
- Кратковременное и бесструктурное скопление множества людей.
- Эмоциональная возбудимость.
- Сходство эмоционального состояния участников.
- Пространственная близость.
- Контактность.
- Общий объект внимания.
- Высокая степень конформизма.
Виды толпы
Пассивная (выжидательная толпа)
Активная
случайная
(действующая толпа)
агрессивная
конвенциональная
паническая
экспрессивная
стяжательная
экстатическая
на
Случайная толпа
Случайная толпа — неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д.
Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться.
Конвенционная толпа
Конвенциональная толпа — толпа, поведение
которой основывается на явных или подразумеваемых
нормах и правилах поведения — конвенциях.
Такая толпа собирается по поводу заранее
объявленного мероприятия, например митинга,
политической демонстрации, спортивного состязания,
концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно
движет вполне направленный интерес и они должны
следовать нормам поведения, соответствующим
характеру мероприятия.
Экспрессивная толпа
Экспрессивная толпа — общность людей, отличающаяся
особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви,
радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти
и т.д.).
Экспрессивная толпа обычно является результатом
трансформации случайной или конвенциональной толпы,
когда людьми в связи с определенными событиями,
свидетелями которых они стали, и под воздействием их
развития овладевает общий эмоциональный настрой,
выражаемый коллективно, часто — ритмически. Наиболее
характерными примерами экспрессивной толпы являются
футбольные или хоккейные болельщики.
Агрессивная толпа
Агрессивная толпа — скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству.
Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам.
Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации пассивной толпы. Так, футбольные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т.п.
Паническая толпа
Паническая толпа — скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.
Паника — это проявления группового неконтролируемого страха.
Основная черта любого панического поведения людей — стремление к самоспасению .
Виды панической толпы
Паническую реакцию можно разделить на:
- легкую (в случаях, когда задерживается транспорт, при спешке или внезапном, но не очень сильном сигнале);
- среднюю (характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям);
- полную (паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью - наступает при чувстве ужасной, смертельной опасности).
Стяжательная толпа
Стяжательская толпа — скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта.
Экстатическая толпа
Экстатическая толпа — вид толпы, в
которой люди, ее образующие, доводят себя
до исступления в совместных молитвенных,
ритуальных или иных действиях.
Чаще всего это случается с молодежью во врем
ярмарок-концертов, с верующими,представителями
некоторых религиозных направлений или
религиозных сект.
Профилактика образования толпы
1. Работа с населением:
- организованная информационно-разъяснительная работа;
- вовлечение людей в активные действия: борьбу со стихией, оказание помощи престарелым, инвалидам, упаковку вещей для эвакуации и т.д.;
- простые и понятные указания о действиях и правилах поведения;
- если очаг опасности возникает в здании, в помещении, где находится большое количество людей, то немедленно открываются выходы;
- разрядка ситуации с помощью музыки.
Профилактика образования толпы
2. Работа спасательных подразделений и информационно-разъяснительная работа:
- подготовка руководящего состава формирований, спасателей к действиям в подобных ситуациях;
- четкое управление, постоянный контакт руководящего состава с оперативными и вспомогательными силами, участвующими в ликвидации;
- организация и адекватное включение в информационно-разъяснительную работу;
- обеспечение медицинской помощи душевнобольным, работа с острыми стрессовыми реакциями;
- исключение из обихода слов и фраз «паника», «катастрофа», «спасайся, кто может».
Профилактика образования толпы
3. Разделение пространств, где может собраться большое количество или разделение уже собравшихся на малые группы;
4. Использование силы, специальных средств находится в зоне компетенции правоохранительных органов.
Стадии превращения толпы в действующую
1. Любая толпа, возникая, имеет кольцеобразную форму . (если этому не мешает рельеф местности, здания и т.п.).
2. Эмоциональное заражение людей.
3. Появление нового общего объекта внимания , на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. На этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе передачи слухов в разговорах участников толпы.
4. Активизация индивидов дополнительным стимулированием , чаще всего это делает лидер. Оно побуждает приступить к конкретным, часто агрессивным действиям.
механизмы
образования
толпы
слухи
эмоциональное
заражение
Способы управления толпой
- переориентирование внимания . Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы;
- объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;
- обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен , отчеств;
- применение мер по локализации действий лидеров толпы;
Способы управления толпой
- Команды по управлению толпой отдавать низким и громким голосом. Лучше доверить это мужчине. Высокий пронзительный женский голос не способствует предотвращению паники. Для управления толпой применяются убеждение (если позволяет время), категорический приказ, использование силы и даже устранение наиболее злобных паникеров.
- Использование ритма (ритмичной музыки). Агрессивная толпа аритмична, и поэтому громкий ритмичный звук (ритм шейка, твиста, марша, но не агрессивной рок-музыки) способствует соответствующему превращению.
Правила поведения в толпе
- Правила поведения в толпе
- Если информации нет - старайтесь не поддаваться слухам , проверять информацию.
- Помнить о регрессии толпы. Необходимо помнить, что каждый спасает себя. В толпе нет женщин, детей и стариков.
Правила поведения в толпе
- Помнить об эмоциональном кружении толпы. Постараться сосредоточься, «не терять головы», не поддаваться эмоциональному кружению, вспомнить о том, зачем ты здесь находишься.
- В преддверии паники и на её ранней стадии развития может быть использован юмор, как способ противодействия паническим настроениям.
Правила поведения в толпе
- Правила поведения в толпе
- Если вы оказались в толпе, двигайтесь по ходу толпы . Не влезайте на ограды, будьте дальше от витрин, не хватайтесь за деревья, столбы, - старайтесь избегать тех мест, где вас может зажать толпа.
- Старайтесь выбраться из центра толпы к периферии . География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при аэрофотосъемке) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального заражения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние. Главное правило: «Проникая в толпу, думай, как будешь из нее выбираться!»
Правила поведения в толпе
- Застегните наглухо всю одежду , снимите шарфы, спрячьте шнурки в обувь, заправьте брюки в сапоги – все, за что можно зацепиться. При давке надо освободить руки от всех предметов, согнуть их в локтях, снять с себя туфли на шпильках.
- Старайтесь удержаться на ногах .
- Если упали , то необходимо быстро свернуться клубком, закрыть голову руками, поджать ноги и попытаться рывком встать с земли по ходу движения толпы.
- Не приближайтесь к агрессивно настроенным лицам и группам лиц.
Информационно-разъяснительная работа
Для ведения информационно–разъяснительной работы необходимо знание и понимание ситуации, понимание надежд и страхов пострадавших, учет культурных и гендерных различий.
При отсутствии объективной информации люди прогнозируют развитие событий на основе своих субъективных ощущений, страхов, надежд, в связи с чем, вероятность возникновения слухов возрастает.
Информационно-разъяснительная работа
При отсутствии объективной информации
люди прогнозируют
развитие событий на основе
своих субъективных ощущений, страхов, надежд.
Слух – это информационное сообщение, которое распространяется между людьми, как правило, в устной форме, без предоставления доказательств его достоверности.
Информационно-разъяснительная работа
Интенсивность слухов
(вероятность возникновения, скорость и размах распространения, их влияние на поведение толпы) равна
произведению степени заинтересованности людей в предмете слуха и уровня неопределенностей имеющейся информации по интересующему людей вопросу.
интенсивность слуха =
заинтересованность * неопределенность.
Слухи
Слухи
слух-желание
слух-пугало
агрессивные
слухи
Факторы, способствующие возникновению слухов
- тревожная, напряженная, трудная обстановка, содержащая проблемы, угрозы, опасности, в которой люди ищут пути обезопасить себя и своих близких.
- стремление предупредить наступление неприятных событий.
- наличие эмоционального заражения , подражания, группового давления, стремления обезопасить себя вместе со всеми.
- уверенность в достоверности сообщения.
- психологические особенности людей, предрасполагающие к восприятию слухов.
- социально-психологические особенности групп и совместной деятельности. Слухи активнее распространяются в группах, в которых царят бездеятельность, однообразие, скука.
Профилактика слухов
- Своевременное оповещение;
- Централизованная подача информации от официального источника;
- Оперативный обмен информацией между силами по ликвидации;
- Дифференцированная подача информации.
Профилактика слухов
Прогнозирование распространения слухов
Среди каких социальных групп распространяются слухи?
Каковы виды и содержание слухов?
Какие чувства отражают слухи?
1. «Прививка от слухов» наиболее вероятных объектов-мишеней. Первоначальное представление аудитории малой порции информации о событии, «переваривание» ее людьми, выработку ими определенной позиции принятия или непринятия с последующим предъявлением основного массива информации.
Оперативное информирование «группы риска» по темам возможной дезинформации, т.е. превентивные опровергающие действия.
2. Завоевание доверия аудитории официальными источниками информации : «первичность сообщения», «авторитетный коммуникатор» и др.
3. Обеспечение доступности информации.
4. Поддержание эффективного руководства на всех уровнях, повышение авторитета руководителей и доверия к ним.
Пресечение слухов:
- Игнорирование неправдоподобных слухов
(технология «Бойкот») с одновременной
демонстрацией опровергающих фактов.
2. Активное разоблачение слухов с использованием технологий «Контраргументация», «Таблица слухов», «Клиника слухов».
«Таблица слухов» оформляется таким образом, чтобы в ней в одной колонке были перечислены «бродившие» некоторое время слухи, а в другой — реально наступившие события. Такая таблица может публиковаться в СМИ и отражаться в настенной информации.
Прием «Клиника слухов» — это сбор будоражащих общественное мнение слухов, их обсуждение с группой пострадавших.
3. Развенчание источников (распространителей) враждебных слухов.
Информация должна быть:
Периодичность информирования:
- в ситуации ожидания информации о судьбе родственников периодичность информирования
3 - 4 часа в дневное время.
- в ситуации медленно развивающейся ЧС первые дни 2-3 раза в день
с третьего-четвертого дня 1-2 раза в день
Информатором может быть уполномоченное лицо (администрация, духовенство, авторитетный родственник пострадавших, врачи, представители силовых структур и др.)
Общие принципы ведения информационно-разъяснительной работы
- четкие, короткие фразы (не более 11 слов в предложении), с элементами внушения
- Исключение из речи частицы «не»
- Отслеживание темпа и ритма речи, громкости и интонации
- Не давать невыполнимых обещаний
- Принцип «слоеного бутерброда»
Информационно-разъяснительная работа
«не надо сразу бросаться в работу,
нужно что-то знать заранее»
Необходимо:
- знание, понимание ситуации
- понимание надежд, страхов пострадавших
- учет культуральных, гендерных аспектов
Спасибо за внимание.