СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Виды графической росписи по дереву"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: "Виды графической росписи по дереву"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Виды графической росписи по дереву"»

Тема урока: Виды графической росписи по дереву

Тема урока: Виды графической росписи по дереву

Художественная роспись по дереву – это искусство декорирования деревянной поверхности красками или кистью. Она является одним из древних видов народных промыслов. Роспись по дереву – самый популярный вид декора-тивно-прикладного искусства.

Художественная роспись по дереву – это искусство декорирования деревянной поверхности красками или кистью. Она является одним из древних видов народных промыслов. Роспись по дереву – самый популярный вид декора-тивно-прикладного искусства.

Для росписи по дереву характерны два основных направления:  кистевое и графическое

Для росписи по дереву характерны два основных направления:

кистевое и графическое

В основу графической росписи положен линейный графический рисунок, где главным является чёрный контур, который очерчивает весь орнамент. Контур выполняется тонкой линией при помощи пера или палочки. Затем пространство внутри контуров заполняется разноцветными красками.

В основу графической росписи положен линейный графический рисунок, где главным является чёрный контур, который очерчивает весь орнамент.

Контур выполняется тонкой линией при помощи пера или палочки. Затем пространство внутри контуров заполняется разноцветными красками.

Виды графической росписи:  -борецкая, группа  -пучужская (пучугская), северодвинских -пермогорская, росписей -мезенская, -пижемская.

Виды графической росписи:

-борецкая, группа

-пучужская (пучугская), северодвинских

-пермогорская, росписей

-мезенская,

-пижемская.

Бо́рецкая роспись Возникла в 18 веке. Название происходит от села Борок, находящегося на берегу Северной Двины. От него  отпочковались еще два центра: с «пучужской» и «тоемской» росписью.

Бо́рецкая роспись

Возникла в 18 веке. Название происходит от села Борок, находящегося на берегу Северной Двины. От него отпочковались еще два центра: с «пучужской» и «тоемской» росписью.

Борецкие мастера расписывали туеса, короба, орудия труда и другие предметы домашнего обихода, но особенное внимание уделялось прялке. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте.

Борецкие мастера расписывали туеса, короба, орудия труда и другие предметы домашнего обихода, но особенное внимание уделялось прялке. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте.

Фон в росписи обычно делали белым, иногда золотым. Основные цвета росписи: красный, зелёный, жёлтый, оранжевый, коричневый. Для обводки и расштриховки – чёрный.

Фон в росписи обычно делали белым, иногда золотым.

Основные цвета росписи: красный, зелёный, жёлтый, оранжевый, коричневый. Для обводки и расштриховки – чёрный.

Техника письма Роспись производится темпер-ными, гуашевыми, акриловыми красками и кистью в строгой последовательности: вначале наносится краска светлых тонов, затем тёмных, после чего идет детализация, обводка контура, украшение точками, штрихами и др. чёрным цветом.

Техника письма

Роспись производится темпер-ными, гуашевыми, акриловыми красками и кистью в строгой последовательности: вначале наносится краска светлых тонов, затем тёмных, после чего идет детализация, обводка контура, украшение точками, штрихами и др. чёрным цветом.

Традиционными растительными элементами росписи являлись трилистник, дужка с горошинами. Они дополнялись розетками, розанами, тюльпанами, мелкими растительными элементами и др.

Традиционными растительными элементами росписи являлись трилистник, дужка с горошинами. Они дополнялись розетками, розанами, тюльпанами, мелкими растительными элементами и др.

Основная тематика росписи:  -растительные и цветочные мотивы; -геометрические мотивы; -зооморфные мотивы; -сюжетная роспись; -древо жизни, похожее на большой сказочный цветок.

Основная тематика росписи:

-растительные и цветочные мотивы;

-геометрические мотивы;

-зооморфные мотивы;

-сюжетная роспись;

-древо жизни, похожее на большой сказочный цветок.

Растительные и цветочные мотивы

Растительные и цветочные мотивы

Зооморфные мотивы

Зооморфные мотивы

Зооморфные  мотивы

Зооморфные

мотивы

Сюжетная роспись

Сюжетная роспись

Дерево жизни

Дерево жизни

Современные тенденции борецкой росписи

Современные тенденции борецкой росписи

Современные тенденции борецкой росписи

Современные тенденции борецкой росписи

Современные тенденции борецкой росписи

Современные тенденции борецкой росписи

Пучужская (пучугская) роспись Возникла в 19 веке, как ответвление борецкой росписи. Центром росписи считается село Пучуга. Мастера расписывали предметы домашней утвари, в том числе прялки.

Пучужская (пучугская) роспись

Возникла в 19 веке, как ответвление борецкой росписи. Центром росписи считается село Пучуга. Мастера расписывали предметы домашней утвари, в том числе прялки.

Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми точками, капельками. В некоторых изделиях встречается жёлтый, синий цвет.

Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми точками, капельками. В некоторых изделиях встречается жёлтый, синий цвет.

Техника письма Роспись производится темпер-ными, гуашевыми, акриловыми красками и кистью. Вначале выполняется подмалёвок, затем на мотивы наносятся белые точки и капли, после чего обводка прописывается контур чёрным цветом.

Техника письма

Роспись производится темпер-ными, гуашевыми, акриловыми красками и кистью.

Вначале выполняется подмалёвок, затем на мотивы наносятся белые точки и капли, после чего обводка прописывается контур чёрным цветом.

Традиционными элементами росписи являлись: трилистник, дужка с горошинами, розетки, розаны, др. растительные и геометрические элементы.

Традиционными элементами росписи являлись: трилистник, дужка с горошинами, розетки, розаны, др. растительные и геометрические элементы.

Основная тематика росписи:  -растительные и цветочные мотивы; -геометрические мотивы; -зооморфные мотивы; -сюжетная роспись; -древо жизни.

Основная тематика росписи:

-растительные и цветочные мотивы;

-геометрические мотивы;

-зооморфные мотивы;

-сюжетная роспись;

-древо жизни.

Растительные и цветочные мотивы

Растительные и цветочные мотивы

Зооморфные мотивы

Зооморфные мотивы

Зооморфные мотивы

Зооморфные мотивы

Сюжетная роспись

Сюжетная роспись

Дерево жизни

Дерево жизни

Пермогорская роспись Возникла в конце 18 в. в    Архангельской области   в 4 км от пристани Пермогорье. Круг расписываемых предметов велик – деревянная и берестяная посуда, колыбели, ларцы, сундуки, прялки и др.

Пермогорская роспись

Возникла в конце 18 в. в    Архангельской области   в 4 км от пристани Пермогорье. Круг расписываемых предметов велик – деревянная и берестяная посуда, колыбели, ларцы, сундуки, прялки и др.

Традиционные цвета: -для фона белый цвет или натуральный цвет древесины; -красный (разные оттенки); -жёлтый или охра; -зелёный; -изредка синий; -чёрный цвет контура.

Традиционные цвета:

-для фона белый цвет или натуральный цвет древесины;

-красный (разные оттенки);

-жёлтый или

охра;

-зелёный;

-изредка

синий;

-чёрный

цвет контура.

Техника письма Сначала на белый грунт наносится пером чёрный контур композиции, затем он заполняется цветом (можно использовать кисть), в конце выполняются приписки.

Техника письма

Сначала на белый грунт наносится пером чёрный контур композиции, затем он заполняется цветом (можно использовать кисть), в конце выполняются приписки.

Характерными элементами и мотивами пермогорской росписи являются: -тюльпаны;    - трилистник – основной растительный мотив

Характерными элементами и мотивами пермогорской росписи являются:

-тюльпаны;

- трилистник – основной растительный мотив

Этапы выполнения трилистника

Этапы выполнения трилистника

-птицы;        Этапы выполнения мотива птица

-птицы;

Этапы выполнения мотива птица

 - Птица Сирин (в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы).

- Птица Сирин (в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы).

Основная тематика росписи:  -зооморфные и гротескные мотивы с растительными и геометрическими мотивами; - реже сюжетная роспись с бытовыми сценками.

Основная тематика росписи:

-зооморфные и гротескные мотивы с растительными и геометрическими мотивами;

- реже сюжетная роспись с бытовыми сценками.

Зооморфные мотивы

Зооморфные мотивы

Гротескные мотивы

Гротескные мотивы

Сюжетная роспись с бытовыми сценками

Сюжетная роспись с бытовыми сценками

Мезенская роспись Возникла в начале 19 века в низовьях реки Мезень Архан-гельской области. Ею расписыва-ли различную домашнюю утварь – прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки и др.

Мезенская роспись

Возникла в начале 19 века в низовьях реки Мезень Архан-гельской области. Ею расписыва-ли различную домашнюю утварь – прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки и др.

Традиционно в мезенской роспи-си использовались только два цвета –красный и чёр-ный. Красную краску получали при смешивании растертого мерге-ля и тающей смолы листвен-ницы, а чёрную – при смешивании сажи и смолы.

Традиционно в мезенской роспи-си использовались только два цвета –красный и чёр-ный. Красную краску получали при смешивании растертого мерге-ля и тающей смолы листвен-ницы, а чёрную – при смешивании сажи и смолы.

Ранее роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.

Ранее роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.

В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением того, что стали применять-ся кисти и металли-ческие перья, а также готовые краски (гуашь, акрил). Вместо олифы – лак.  

В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением того, что стали применять-ся кисти и металли-ческие перья, а также готовые краски (гуашь, акрил). Вместо олифы – лак.  

Техника письма Вначале прописываются силуэты мотивов красной краской, после чего выполняется чёрная обводка и наносится узор. 

Техника письма

Вначале прописываются силуэты мотивов красной краской, после чего выполняется чёрная обводка и наносится узор. 

Техника письма

Техника письма

Техника письма

Техника письма

Техника письма узора

Техника письма узора

Для мезенской росписи характерен свой самобытный символический орнамент. Наиболее яркими мотивами являются: красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу;

Для мезенской росписи характерен свой самобытный символический орнамент. Наиболее яркими мотивами являются:

красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу;

солярные знаки –знаки небесного мира;

солярные знаки –знаки небесного мира;

оленихи – небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле;

оленихи – небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле;

уточки, гуси, лебеди – души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту;

уточки, гуси, лебеди – души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту;

ёлочки – олицетворение мужской силы;

ёлочки – олицетворение мужской силы;

мифологическое дерево жизни – состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком.

мифологическое дерево жизни – состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком.

Основная тематика росписи:  -зооморфные мотивы с растительными и геометрическими мотивами; - реже сюжетная роспись.

Основная тематика росписи:

-зооморфные мотивы с растительными и геометрическими мотивами;

- реже сюжетная роспись.

Зооморфные мотивы с растительными и геометрическими мотивами

Зооморфные мотивы с растительными и геометрическими мотивами

Сюжетная роспись

Сюжетная роспись

Современные тенденции мезенской росписи

Современные тенденции мезенской росписи

Современные тенденции мезенской росписи

Современные тенденции мезенской росписи

Пижемская роспись Известна с 17 века. Одна из древнейших росписей Русского Севера, зародившаяся в райне северной реки Печоры и ее притоков Цильмы и Пижмы.

Пижемская роспись

Известна с 17 века. Одна из древнейших росписей Русского Севера, зародившаяся в райне северной реки Печоры и ее притоков Цильмы и Пижмы.

Пижемской рос-писью украша-лись деревянные ложки, домашняя утварь, за исклю-чением прялок, которые обычно привозили с Мезени. На фор-мирование стиля пижемской рос-писи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция.

Пижемской рос-писью украша-лись деревянные ложки, домашняя утварь, за исклю-чением прялок, которые обычно привозили с Мезени. На фор-мирование стиля пижемской рос-писи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция.

Основной рисунок – это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т. д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.

Основной рисунок – это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т. д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.

Геометрические узоры – линии, точки, крестики и др. – имели глубокий смысл: - прямая линия может обозначать твердь небесную и твердь земную; - плавная линия обозначает воду; - крест – символ огня или солнца; - ромб это земной знак; - точки – семена; - ромб, разделенный крестом с ростками на краях , – это символ изобилия и плодородия, его помещали и на дне ложки.

Геометрические узоры – линии, точки, крестики и др. – имели глубокий смысл:

- прямая линия может обозначать твердь небесную и твердь земную;

- плавная линия обозначает воду;

- крест – символ огня или солнца;

- ромб это земной знак;

- точки – семена;

- ромб, разделенный крестом с ростками на краях , – это символ изобилия и плодородия, его помещали и на дне ложки.

Техника письма Сначала наносится пером чёрный контур всех элементов геометрического орнамента, затем они заполняется цветом (можно использовать кисть).

Техника письма

Сначала наносится пером чёрный контур всех элементов геометрического орнамента, затем они заполняется цветом (можно использовать кисть).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!