СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Выразительное чтение. Подготовка к итоговому собеседованию в 9 классе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание №1. Подготовке  к устному экзамену.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Выразительное чтение. Подготовка к итоговому собеседованию в 9 классе"»

             Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе.   Задание №1.  Выразительное чтение текста вслух   П резентацию составила: учитель русского языка и литературы Кондрашева О. А.  ГБОУ РО « Цимлянская школа-интернат »

Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Задание №1. Выразительное чтение текста вслух П резентацию составила: учитель русского языка и литературы Кондрашева О. А. ГБОУ РО « Цимлянская школа-интернат »

Необходимо выразительно прочитать художественный текст. В этом задании будут предложены прозаические тексты. Время на подготовку выразительного чтения - 2 мин. Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах. Данное задание оценивается 3 баллами.

Выразительным называется такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение.

Прочитать текст выразительно, значит :

  • Придерживаться правильного темпа и ритма при чтении. Торопливость здесь не нужна.
  • Произносить слова внятно, громко, отчётливо.
  • Уметь соблюдать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  • Обязательно делать паузы, если встречаются знаки препинания.
  • С помощью логического ударения выделять ключевые по смыслу слова литературного произведения.
  • Стихи или текст, при прочтении должны иметь эмоциональную окраску.
  • Обязательно понимать содержание читаемого стихотворения или прозы
  • Раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нём;
  • Показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
Основные направления работы над выразительностью чтения: • смысловое чтение - осмысление идеи произведения и донесение её до слушателя; • интонационное чтение - специальная работа над компонентами интонации; • техническое чтение - тренировка дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата; • тренировочное чтение - упражнения в выразительном прочтении произведения после его анализа.
  • Основные направления работы над выразительностью чтения:

смысловое чтение - осмысление идеи произведения и донесение её до слушателя;

интонационное чтение - специальная работа над компонентами интонации;

техническое чтение - тренировка дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;

тренировочное чтение - упражнения в выразительном прочтении произведения после его анализа.

Алгоритм подготовки к выразительному чтению 1) Внимательно прочитать текст; 2) Определить тему, основную мысль текста; 3) Определить цель чтения; 4) Внимательно отнестись к знакам препинания, паузам; 5) Разделить предложения на смысловые отрезки; 6) Чтение вслух подготовленного текста.

Алгоритм подготовки к выразительному чтению

1) Внимательно прочитать текст;

2) Определить тему, основную мысль текста;

3) Определить цель чтения;

4) Внимательно отнестись к знакам препинания, паузам;

5) Разделить предложения на смысловые отрезки;

6) Чтение вслух подготовленного текста.

 Критерии оценивания чтения вслух Баллы Критерий 1. Интонация чтения Интонация учащегося соответствует пунктуационному оформлению текста 1 Интонация учащегося не соответствует пунктуационному оформлению текста 0 Критерий 2. Темп чтения Темп чтения соответствует коммуникативной задаче 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче 0

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

Критерий 1. Интонация чтения

Интонация учащегося соответствует пунктуационному оформлению текста

1

Интонация учащегося не соответствует пунктуационному оформлению текста

0

Критерий 2. Темп чтения

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче

0

Интонация как средство выражения эмоционально насыщенной мысли Логическое ударение Мелодика Паузы Темп речи
  • Интонация как средство выражения эмоционально насыщенной мысли

Логическое ударение

Мелодика

Паузы

Темп речи

Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.  В повествовательных предложениях голос к концу фразы понижается.  Сегодня мы встречаем гостей.  В вопросительных предложениях голос вначале повышается, причём повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса; затем к концу фразы голос понижается.  Сегодня мы встречаем гостей? В восклицательных предложениях голос к концу фразы повышается. Сегодня мы встречаем гостей!
  • Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.
  • В повествовательных предложениях голос к концу фразы понижается.

Сегодня мы встречаем гостей.

  • В вопросительных предложениях голос вначале повышается, причём повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса; затем к концу фразы голос понижается.

Сегодня мы встречаем гостей?

  • В восклицательных предложениях голос к концу фразы повышается.

Сегодня мы встречаем гостей!

Логическое ударение  -  это  выделение посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов. Темп – скорость чтения. Паузы – временный перерыв в речи.
  • Логическое ударение  -  это  выделение посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов.
  • Темп – скорость чтения.
  • Паузы – временный перерыв в речи.
Знаки препинания являются большим помощником при определении логической структуры предложения, расстановки пауз, темпа и мелодики речи при чтении. «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К. Паустовский) Точка.  Диктует остановку: она обозначает окончание мысли. Остановка должна быть более длительной, чем у запятой. Для передачи законченности мысли голос перед точкой при чтении следует понижать. В конце всего текста следует сильно понизить голос. Этот период длительного понижения дает человеку понять о полном завершении прочитанного. Потом пришла осень.¦¦В лесу стало грустно. Вопросительный знак.  При вопросительном знаке голос следует повысить именно на вопросительном слове, иначе фраза будет звучать не вопросительно, а утвердительно. Готовы принять решение? Восклицательный знак. Значение: выражение эмоций, утверждение говорящим своей правоты. Интонация: подъём голоса, восходящая интонация. Какое же это было чудесное лето!

Знаки препинания являются большим помощником при определении логической структуры предложения, расстановки пауз, темпа и мелодики речи при чтении.

«Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К. Паустовский)

Точка. Диктует остановку: она обозначает окончание мысли. Остановка должна быть более длительной, чем у запятой. Для передачи законченности мысли голос перед точкой при чтении следует понижать. В конце всего текста следует сильно понизить голос. Этот период длительного понижения дает человеку понять о полном завершении прочитанного. Потом пришла осень.¦¦В лесу стало грустно.

Вопросительный знак. При вопросительном знаке голос следует повысить именно на вопросительном слове, иначе фраза будет звучать не вопросительно, а утвердительно. Готовы принять решение?

Восклицательный знак. Значение: выражение эмоций, утверждение говорящим своей правоты. Интонация: подъём голоса, восходящая интонация. Какое же это было чудесное лето!

Многоточие . Многоточие используется при обозначении недосказанности или прерванности мысли. При чтении текста перед многоточием голосом следует это показать без повышения или понижения голоса. Должно создаться впечатление незавершенности мысли или предложения. « Наш голос не поднимается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя её на дно, а оставляя её висеть в воздухе» . (К. С. Станиславский) . Палач сдёрнул с него лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и… Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. (Н. В. Гоголь)

Запятая. Самый распространенный из знаков препинания. Запятая говорит о том, что мысль не окончена, диктует передышку, небольшую остановку, нужно ждать продолжение мысли. Перед ней, когда текст передается устно, делается небольшая пауза, голос повышается . Становясь старше, ¦сильнее чувствуешь,¦ как глубок смысл многих простых истин. (С. Львов)

Точка с запятой. Ставиться между самостоятельными предложениями, близкими по содержанию. При этом знаке следует остановиться и понизить голос, сделать недлительную паузу, а после него читать как новое предложение. Сквозь обнажённые,/ бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо;// тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями.

Двоеточие. Этот знак препинания тоже предусматривает понижение голоса и длинную паузу. В данной ситуации изменение тона означает, что следует обратить внимание на последующих словах. Любовь к большой Родине ¦ начинается с любви к родине малой: ¦¦своему городу,¦ улице,¦ переулку. (Ю. Нагибин)

Тире. Этот знак заменяет отсутствие слова или добавочный характер следующей после тире информации. Оно требует недлительной остановки, чтобы осмыслить недостающее слово. Если тире обозначена с двух сторон вставная конструкция, то следует изменить и тембр голоса. Мы почти забыли,¦ что справедливость склонна к состраданию и прощению.¦¦ Ведь справедливость¦¦—это поток живой любви к людям.(И. Ильин)

Скобки. В них заключаются пояснительные выражения и слова, дополняющие и уточняющие основную мысль, но выпадающие из синтаксической структуры. Они произносятся как бы между прочим, чтобы не было прервано течение основной мысли. Произносить их следует легче, чем остальные слова, изменив тембр голоса: Цезарь¦(так звали льва в зверинце)¦спит и тихо взвизгивает во сне.(А. Куприн)

Кавычки. В них берутся цитаты, прямая речь, различные выражения, названия, слова, требующие выделения в тексте и наделенные особым смыслом. Чтобы не сливаться со всем текстом, выделяются изменением тембра голоса и силой произношения .

Учебник Русский язык 9 класс С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков (2013 год)

Учебник Русский язык 9 класс С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков (2013 год)

Учебник Русский язык 5 класс Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова (2012 год) Часть 1

Учебник Русский язык 5 класс Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова (2012 год) Часть 1