СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Взаимосвязь мышления с речевыми особенностями детей старшего дошкольного возраста", разработчик: Тутарова Е.В. 2025 год

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Взаимосвязь мышления с речевыми особенностями детей старшего дошкольного возраста", разработчик: Тутарова Е.В. 2025 год»

Наглядный материал по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование  Взаимосвязь мышления с речевыми особенностями детей старшего дошкольного возраста Руководитель: канд. филос. н., доцент кафедры ПО Н. С. Бастракова  Исполнитель: студент группы ТЦ – 411С ПСДО Е. В. Тутарова Идентификационный код ВКР: 842 Екатеринбург, 2017

Наглядный материал

по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Взаимосвязь мышления с речевыми особенностями детей старшего дошкольного возраста

Руководитель: канд. филос. н., доцент кафедры ПО Н. С. Бастракова

Исполнитель: студент группы

ТЦ – 411С ПСДО Е. В. Тутарова Идентификационный код ВКР: 842

Екатеринбург, 2017

Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить взаимосвязь мышления с речевыми особенностями старших дошкольников, разработать программу развития речи посредством устного народного творчества. Объект исследования: мышление и речевые особенности детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является: взаимосвязь мышления детей старшего дошкольного возраста с особенностями речи.

Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить взаимосвязь мышления с речевыми особенностями старших дошкольников, разработать программу развития речи посредством устного народного творчества.

Объект исследования:

мышление и речевые особенности детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является: взаимосвязь мышления детей старшего дошкольного возраста с особенностями речи.

 Задачи исследования: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования; провести эмпирическое исследование и выявить взаимосвязь мышления и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста; проанализировать, обобщить и оформить полученные в ходе эмпирического исследования данные; разработать программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному - народному творчеству в условиях детского сада и семьи.

Задачи исследования:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования;
  • провести эмпирическое исследование и выявить взаимосвязь мышления и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста;
  • проанализировать, обобщить и оформить полученные в ходе эмпирического исследования данные;
  • разработать программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному - народному творчеству в условиях детского сада и семьи.
Гипотеза исследования: можно предположить, что существует взаимосвязь мышления с речевыми особенностями у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:

можно предположить, что существует взаимосвязь мышления с речевыми особенностями у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:  Для решения поставленных задач использовалась совокупность дополняющих друг друга методов:  - теоретический анализ литературы по проблеме исследования; изучение материалов деятельности детей старшего дошкольного возраста; эмпирическое обследование развития речи детей старшего дошкольного возраста;  - Методы статистической обработки данных: описательная статистика, корреляционный анализ, графическая интерпретация.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач использовалась совокупность дополняющих друг друга методов:

- теоретический анализ литературы по проблеме исследования; изучение материалов деятельности детей старшего дошкольного возраста; эмпирическое обследование развития речи детей старшего дошкольного возраста;

- Методы статистической обработки данных: описательная статистика, корреляционный анализ, графическая интерпретация.

Психодиагностические методики: - «Исследование вербального мышления» (методика Керна-Йерасика); - «Методика речевых умений средствами малых форм фольклора» (О. С. Ушакова,  Е. М. Струнина); - «Методика развития речи «Определение понятий» (Л.А. Головей и Е. Ф. Рыбалко); - «Методика диагностики развития мышления «Исключение лишнего» (Н. Л. Белопольская).

Психодиагностические методики:

- «Исследование вербального мышления» (методика Керна-Йерасика);

- «Методика речевых умений средствами малых форм фольклора» (О. С. Ушакова,

Е. М. Струнина);

- «Методика развития речи «Определение понятий» (Л.А. Головей и Е. Ф. Рыбалко);

- «Методика диагностики развития мышления «Исключение лишнего» (Н. Л. Белопольская).

Методологическую основу исследования составили труды: Л.  С. Выготского, А.  Н. Леонтьева, С.  Л. Рубинштейна, Д.  Б. Эльконина, в которых раскрыты общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста; процесс овладения звуковым и грамматическим строем речи, проблема развития связной речи дошкольников изучены и описаны в работах Е.  О. Смирновой, О.  С. Ушаковой;  задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи раскрываются в работах А. М. Бородич, О. И. Соловьевой.

Методологическую основу исследования составили труды:

  • Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна,

Д. Б. Эльконина, в которых раскрыты общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста;

  • процесс овладения звуковым и грамматическим строем речи, проблема развития связной речи дошкольников изучены и описаны в работах Е. О. Смирновой,

О. С. Ушаковой;

  • задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи раскрываются в работах А. М. Бородич,

О. И. Соловьевой.

Мышление - это высший психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Это высшая ступень познания человеком действительности .

Мышление - это высший психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Это высшая ступень познания человеком действительности .

Речь - особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны – говорящий  и слушающий. Говорящий – выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи, а слушающий – воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.

Речь - особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны – говорящий и слушающий. Говорящий – выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи, а слушающий – воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.

Граммати-ческий строй речи Звуковая культура речи о собенности развития речи старших дошкольников Лексичес-кая сторона речи Связная речь

Граммати-ческий строй речи

Звуковая культура речи

о собенности развития речи старших дошкольников

Лексичес-кая сторона речи

Связная речь

Выборка исследования Б аза исследования:  МКДОУ «Детский сад № 2 «Солнышко» г. Талицы.    В ыборку составили дети старшего дошкольного возраста, посещающие старшие группы детского сада, из них: 24 девочки и 26 мальчиков. Возраст дошкольников 5-7 лет.   О бщее количество участников исследования составило 50 испытуемых, Из этой выборки детей были сформированы две группы по 25 человек с целью частичной апробации программы.

Выборка исследования

Б аза исследования: МКДОУ «Детский сад № 2 «Солнышко» г. Талицы. В ыборку составили дети старшего дошкольного возраста, посещающие старшие группы детского сада, из них: 24 девочки и 26 мальчиков. Возраст дошкольников 5-7 лет. О бщее количество участников исследования составило 50 испытуемых, Из этой выборки детей были сформированы две группы по 25 человек с целью частичной апробации программы.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Результаты описательной статистики по методике К. - Йерасика «Определения уровня развития вербального мышления»  Уровни Определение развития вербального мышления Очень высокий 48 Высокий 30 Средний 6 Низкий 14 Очень низкий 2 Рисунок 1 – Гистограмма результатов диагностики  уровня развития вербального мышления

Результаты описательной статистики

по методике К. - Йерасика «Определения уровня развития

вербального мышления»

Уровни

Определение развития вербального мышления

Очень высокий

48

Высокий

30

Средний

6

Низкий

14

Очень низкий

2

Рисунок 1 – Гистограмма результатов диагностики уровня развития вербального мышления

Результаты описательной статистики по методике О.С. Ушаковой, Е. М. Струниной «Речевые умения детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора» Уровни Речевые умения Очень высокий 48 Высокий 34 Средний 4 Низкий 14 Рисунок 2 – Гистограмма уровня развития речи посредством малых форм фольклора

Результаты описательной статистики

по методике О.С. Ушаковой, Е. М. Струниной «Речевые умения детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора»

Уровни

Речевые умения

Очень высокий

48

Высокий

34

Средний

4

Низкий

14

Рисунок 2 – Гистограмма уровня развития речи посредством малых форм фольклора

Результаты описательной статистики по диагностике Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко «Определение понятий» Уровни Определение понятий Очень высокий 70 Высокий 10 Средний 16 Низкий 4 Рисунок 3 – Гистограмма диагностики развития речи «Определение понятий»

Результаты описательной статистики по диагностике

Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко «Определение понятий»

Уровни

Определение понятий

Очень высокий

70

Высокий

10

Средний

16

Низкий

4

Рисунок 3 – Гистограмма диагностики развития речи «Определение понятий»

Результаты описательной статистики по методике Н. Л. Белопольской «Исключение лишнего». Уровни Исключение лишнего Очень высокий 40 Высокий 36 Средний 12 Низкий 12 Рисунок 4 - Гистограмма выраженности уровня по методике «Исключение лишнего»

Результаты описательной статистики по методике

Н. Л. Белопольской «Исключение лишнего».

Уровни

Исключение лишнего

Очень высокий

40

Высокий

36

Средний

12

Низкий

12

Рисунок 4 - Гистограмма выраженности уровня по методике «Исключение лишнего»

Сравнительный анализ Переменная Уровень вербального мышления Значения критерия Уровень значимости 243,00 Уровень развития речи 0,180 251,5 1 подгруппа Мальчики Исключение лишнего Определение понятий 2 подгруппа Девочки 22,85 0,238 278,5 273,5 23,17 0,356 28,38 24,02 0,500 28,02 24,02 24,21 21,54 Таблица – 1. Результаты сравнительного анализа в подгруппах мальчиков  и девочек

Сравнительный анализ

Переменная

Уровень вербального мышления

Значения критерия

Уровень значимости

243,00

Уровень развития речи

0,180

251,5

1 подгруппа

Мальчики

Исключение лишнего

Определение понятий

2 подгруппа

Девочки

22,85

0,238

278,5

273,5

23,17

0,356

28,38

24,02

0,500

28,02

24,02

24,21

21,54

Таблица – 1. Результаты сравнительного анализа в подгруппах мальчиков и девочек

Результаты корреляционного анализа Речь r Мышление 0,8 69 P Лишнее Понятия 0,698 r 0,000 0,000 0,673 P 0,674 0,000 0,000 Таблица – 2. Корреляция

Результаты корреляционного

анализа

Речь

r

Мышление

0,8 69

P

Лишнее

Понятия

0,698

r

0,000

0,000

0,673

P

0,674

0,000

0,000

Таблица – 2. Корреляция

Примечание: ________ положительная взаимосвязь ( p  отрицательная взаимосвязь ( p Мышление: сходство, различие классификаця предметов Лишнее: способность к обобщению Речь: способность к описанию предметов Понятия: способнось объяснять смысл, составлять предложения Рисунок 5 – Корреляционная плеяда

Примечание:

________ положительная взаимосвязь ( p

отрицательная взаимосвязь ( p

Мышление: сходство, различие классификаця предметов

Лишнее: способность к обобщению

Речь: способность к описанию предметов

Понятия: способнось объяснять смысл, составлять предложения

Рисунок 5 – Корреляционная плеяда

ПРОГРАММА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСТНОМУ – НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ Цель программы: приобщение детей старшего дошкольного возраста к устному – народному творчеству

ПРОГРАММА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСТНОМУ – НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Цель программы:

приобщение детей старшего дошкольного возраста к устному – народному творчеству

Задачи программы:  изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме; познакомить детей с содержанием и понятием «Устное – народное творчество», а так же дать общее представление об устном – народном творчестве, о его классификации, основных жанрах, функциях; создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту;  подобрать игры и упражнения по устному народному творчеству и использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки); привлечь родителей к приобщению устному – народному творчеству, познакомить с календарными праздниками их обычаями и традициям.

Задачи программы:

  • изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме;
  • познакомить детей с содержанием и понятием «Устное – народное творчество», а так же дать общее представление об устном – народном творчестве, о его классификации, основных жанрах, функциях;
  • создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту;
  • подобрать игры и упражнения по устному народному творчеству и использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки);
  • привлечь родителей к приобщению устному – народному творчеству, познакомить с календарными праздниками их обычаями и традициям.
Предполагаемый результат реализации программы: формирование представлений и интереса об устном – народном творчестве у детей; обогащение словарного запаса, развитие образности речи; участие в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами; разыгрывание  русские народные сказки;  иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха); использование в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…); проявление самостоятельности и доброжелательности в играх со сверстниками.

Предполагаемый результат реализации программы:

  • формирование представлений и интереса об устном – народном творчестве у детей;
  • обогащение словарного запаса, развитие образности речи;
  • участие в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами;
  • разыгрывание русские народные сказки;
  • иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха);
  • использование в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…);
  • проявление самостоятельности и доброжелательности в играх со сверстниками.
Наглядный материал по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование  Взаимосвязь мышления с речевыми особенностями детей старшего дошкольного возраста Руководитель: канд. филос. н., доцент кафедры ПО Н. С. Бастракова  Исполнитель: студент группы ТЦ – 411С ПСДО Е. В. Тутарова Идентификационный код ВКР: 842 Екатеринбург, 2017

Наглядный материал

по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Взаимосвязь мышления с речевыми особенностями детей старшего дошкольного возраста

Руководитель: канд. филос. н.,

доцент кафедры ПО Н. С. Бастракова

Исполнитель: студент группы

ТЦ – 411С ПСДО Е. В. Тутарова Идентификационный код ВКР: 842

Екатеринбург, 2017