СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация:" Народный костюм Воронежской губернии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация:" Народный костюм Воронежской губернии"»

Второй региональный фестиваль традиционных и современных ремёсел ГОРОД МАСТЕРОВ 2017 Народный костюм Воронежской губернии МКДОУ детский сад № 7 комбинированного вида г. Россоши Выполнила воспитатель: Ашурбекова Людмила Николаевна

Второй региональный фестиваль традиционных и современных ремёсел

ГОРОД МАСТЕРОВ 2017

Народный костюм Воронежской губернии

МКДОУ детский сад № 7

комбинированного вида г. Россоши

Выполнила воспитатель:

Ашурбекова Людмила Николаевна

На протяжении многих веков большинство населения России составляли крестьяне. Народная одежда разных губерний, уездов отличалась характерными, ярко выраженными чертами, что проявлялось в цветовой гамме, покрое, количестве предметов одежды, характере украшений и в самой манере ношения костюма. Все в народной одежде: и цветовая гамма, и каждая деталь - имело символическое значение.  Рассмотрим этнические и локальные особенности народной одежды различных групп населения Воронежского края.

На протяжении многих веков большинство населения России составляли крестьяне. Народная одежда разных губерний, уездов отличалась характерными, ярко выраженными чертами, что проявлялось в цветовой гамме, покрое, количестве предметов одежды, характере украшений и в самой манере ношения костюма.

Все в народной одежде: и цветовая гамма, и каждая деталь - имело символическое значение. Рассмотрим этнические и локальные особенности народной одежды различных групп населения Воронежского края.

Историческая справка  До середины 20 - х годов 20 века Воронежская область входила в состав Воронежской губернии. Столицей Воронежской губернии являлся город Воронеж.  Местность занимаемая Воронежской губернией до конца 17 века в основном была пустынной степью с редкими поселеньями и кочевьями.  Активное заселение Воронежской губернии началось при Петре I во время Азовских походов и строительства флота на реке Воронеж.

Историческая справка

До середины 20 - х годов 20 века Воронежская область входила в состав Воронежской губернии. Столицей Воронежской губернии являлся город Воронеж. Местность занимаемая Воронежской губернией до конца 17 века в основном была пустынной степью с редкими поселеньями и кочевьями. Активное заселение Воронежской губернии началось при Петре I во время Азовских походов и строительства флота на реке Воронеж.

История народного костюма Из-за характера своего заселения Воронежская область отличается большим разнообразием костюмов. В разных уездах, селах, а иногда и в одном селе можно было увидеть различные костюмы. Самые ранние сведения об одежде Воронежского края относятся к 17-18 векам.

История народного костюма

Из-за характера своего заселения Воронежская область отличается большим разнообразием костюмов.

В разных уездах, селах, а иногда и в одном селе можно было увидеть различные костюмы.

Самые ранние сведения об одежде Воронежского края относятся к 17-18 векам.

Из каких тканей шили народный костюм Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей. Домашние ткани подвергали окраске растительными красителями или глинистыми коричневыми и желтыми массами Шелковые, ситцевые и шерстяные платки также могли входить в состав костюма. Женщины искусно сочетали покупные ткани с домоткаными, сохраняя местные традиции в костюме.

Из каких тканей шили народный костюм

  • Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей.
  • Домашние ткани подвергали окраске растительными красителями или глинистыми коричневыми и желтыми массами
  • Шелковые, ситцевые и шерстяные платки также могли входить в состав костюма.
  • Женщины искусно сочетали покупные ткани с домоткаными, сохраняя местные традиции в костюме.
Цветовая гамма народного костюма В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый , красный и черный . Белый цвет связан со светом, ощущением легкости, олицетворяет благородство. Красный цвет считался праздничным. Цвет плодородия, света, долголетия. Черный – цвет земли и покоя – один из самых любимых в Воронежской губернии.

Цветовая гамма народного костюма

  • В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый , красный и черный .
  • Белый цвет связан со светом, ощущением легкости, олицетворяет благородство.
  • Красный цвет считался праздничным. Цвет плодородия, света, долголетия.
  • Черный – цвет земли и покоя – один из самых любимых в Воронежской губернии.
Семейные и возрастные отличия в одежде Одежда отражала семейные и возрастные отличия. В Воронежской губернии, как и во многих других, дети до пятнадцати лет носили только длинную подпоясанную рубашку. Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами. Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребенка.

Семейные и возрастные отличия в одежде

  • Одежда отражала семейные и возрастные отличия.
  • В Воронежской губернии, как и во многих других, дети до пятнадцати лет носили только длинную подпоясанную рубашку.
  • Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами.
  • Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребенка.
 Семейные и возрастные отличия  в одежде   До замужества девушки носили сарафаны. Одежда семейных женщин включала в себя поневу. Если женщинам обычай не позволял ходить и работать с непокрытой головой, то девушек он не касался.

Семейные и возрастные отличия в одежде

  • До замужества девушки носили сарафаны. Одежда семейных женщин включала в себя поневу.
  • Если женщинам обычай не позволял ходить и работать с непокрытой головой, то девушек он не касался.
  Состав женского народного костюма   Традиционный женский костюм Воронежской губернии включал в себя головной убор, расшитую рубаху, поневу, передник, пояс-покромку. Каждая девочка, начиная с 6 - 7-летнего возраста, собственноручно должна была наткать 5 покромок для будущего замужества, а украшали, вытканные покромки пожилые женщины. В некоторых районах женщины носили костюмы сарафанного типа. В таком случае отличие между женским и девичьим костюмом заключалось в различных головных уборах.

Состав женского народного костюма

Традиционный женский костюм Воронежской губернии включал в себя головной убор, расшитую рубаху, поневу, передник, пояс-покромку.

Каждая девочка, начиная с 6 - 7-летнего возраста, собственноручно должна была наткать 5 покромок для будущего замужества, а украшали, вытканные покромки пожилые женщины.

В некоторых районах женщины носили костюмы сарафанного типа. В таком случае отличие между женским и девичьим костюмом заключалось в различных головных уборах.

Понёва Понёва – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском. Понёвы Воронежской губернии по богатству и художественным качествам были самыми красочными нарядами из всех губерний. Самой распространённой была понёва с чёрными клетками – «черноглазка» , изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками – «синеглазки». Размер клеток на поневе указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе. Понёвы делились на праздничные и будничные.

Понёва

Понёва – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском.

Понёвы Воронежской губернии по богатству и художественным качествам были самыми красочными нарядами из всех губерний. Самой распространённой была понёва с чёрными клетками – «черноглазка» , изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками – «синеглазки». Размер клеток на поневе указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе. Понёвы делились на праздничные и будничные.

Рубаха Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха. Шилась она длиной до пояса. Эта часть одежды во многих местах называлась «станушкой». Рукава рубахи замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Каждая женщина имела в своём сундуке целый набор рубах на любой случай жизни: повседневные, праздничные, воскресные, для свадьбы. Праздничные рубахи (обычно рукава, манжеты, подол, воротник) украшали вышивкой, блёстками.

Рубаха

Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха.

Шилась она длиной до пояса. Эта часть одежды во многих местах называлась «станушкой».

Рукава рубахи замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи.

Каждая женщина имела в своём сундуке целый набор рубах на любой случай жизни: повседневные, праздничные, воскресные, для свадьбы.

Праздничные рубахи (обычно рукава, манжеты, подол, воротник) украшали вышивкой, блёстками.

Передник Передник – важный элемент женского костюма Воронежского края. Его носили девушки и женщины в комплексе с понёвой, юбкой или сарафаном. Существовали следующие разновидности передников: туникообразный, нагрудный, поясной.

Передник

Передник – важный элемент женского костюма Воронежского края.

Его носили девушки и женщины в комплексе с понёвой, юбкой или сарафаном.

Существовали следующие разновидности передников: туникообразный, нагрудный, поясной.

Девичий костюм Девичий сарафанный комплекс не такой яркий и не так богато украшен как женский понёвный комплекс. Он состоял из чёрного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора – клеёнки, которую в некоторых местах называли обручем, платка или шали, нашейных украшений: кругового и висячего мониста или стеклянных бус.

Девичий костюм

Девичий сарафанный комплекс не такой яркий и не так богато украшен как женский понёвный комплекс.

Он состоял из чёрного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора – клеёнки, которую в некоторых местах называли обручем, платка или шали, нашейных украшений: кругового и висячего мониста или стеклянных бус.

Головные уборы Головной убор – другой важный элемент женского народного костюма. Женщины могли носить кичку, «сороку», кокошник, платок или шаль. Девушки носили «венцы» – повязки из легких тканей с твердым парчовым налобником, повязки, украшенные пуговицами, вышивкой, сложенные в виде обруча платки.

Головные уборы

Головной убор – другой важный элемент женского народного костюма.

Женщины могли носить кичку, «сороку», кокошник, платок или шаль.

Девушки носили «венцы» – повязки из легких тканей с твердым парчовым налобником, повязки, украшенные пуговицами, вышивкой, сложенные в виде обруча платки.

Бабушкино платье У некоторых жителей воронежской земли сохранились старинные крестьянские костюмы, доставшиеся им по наследству. Моя бабушка сохранила часть свадебного платья моей прапрабабушки. Этому платью ручной работы, расшитому красивыми узорами уже 100 лет.

Бабушкино платье

У некоторых жителей воронежской земли сохранились старинные крестьянские костюмы, доставшиеся им по наследству. Моя бабушка сохранила часть свадебного платья моей прапрабабушки. Этому платью ручной работы, расшитому красивыми узорами уже 100 лет.

Список литературы 1. Губанова Е. Женский костюм Воронежской областной губернии / Е.Губанова,О.Ожерельева // Народное творчество.- 2008.- №3.- С.40-43. 2. Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе / Е.Н. Губанова. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003. – 120 с. 3. Загоровский В.П. История Воронежской области: учебное пособие для средней школы / В.П. Загоровский, Ф.С. Олейник, Е.Г. Шуляковский. – Воронеж: Центр. - Чернозем. кн. изд-во, 1976. – 160 с. 4. Записки воронежских краеведов / Сост. А. И. Гайворонский. - Воронеж: Центр.- Чернозем.кн. изд-во, 1987. – 223 с. 5.Красикова Н. Открыть мир народного костюма / Н.Красикова // Народное творчество.- 2008.- №4.- С.16. 6. Кретова О.К. Русский город Воронеж / О.К.Кретова.- Воронеж: Центр. - Чернозем. кн. изд-во, 1986.- 239 с. 7. Мастера художественных ремесел Воронежской области / Сост.Н.П.Красикова, Е.Г.Матвеева.- Воронеж: Центр духовного возрождения черноземного края, 2004. - 96 с.

Список литературы

1. Губанова Е. Женский костюм Воронежской областной губернии / Е.Губанова,О.Ожерельева // Народное творчество.- 2008.- №3.- С.40-43.

2. Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе / Е.Н. Губанова. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003. – 120 с.

3. Загоровский В.П. История Воронежской области: учебное пособие для средней школы / В.П. Загоровский, Ф.С. Олейник, Е.Г. Шуляковский. – Воронеж: Центр. - Чернозем. кн. изд-во, 1976. – 160 с.

4. Записки воронежских краеведов / Сост. А. И. Гайворонский. - Воронеж: Центр.- Чернозем.кн. изд-во, 1987. – 223 с.

5.Красикова Н. Открыть мир народного костюма / Н.Красикова // Народное творчество.- 2008.- №4.- С.16.

6. Кретова О.К. Русский город Воронеж / О.К.Кретова.- Воронеж: Центр. - Чернозем. кн. изд-во, 1986.- 239 с.

7. Мастера художественных ремесел Воронежской области / Сост.Н.П.Красикова, Е.Г.Матвеева.- Воронеж: Центр духовного возрождения черноземного края, 2004. - 96 с.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!