Просмотр содержимого документа
«Презентация "Нарушения зрения"»
Нарушения зрения
Нарушение зрения – это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения.
История вопроса
ТИФЛОПЕДАГОГИКА – (от греч. typhlos - слепой) наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения (XVII в., Франция).
Основоположник тифлопедагогики и обучения незрячих – Валентин Гаюи.
Луи Брайль
В 1829г. создал специальный шрифт, его система охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. В основе системы Брайля лежит феноменальное по своей простоте шеститочие, в котором точки располагаются в два столбика по три в каждом.
«Потеря зрения глубоко потрясает человека, но при современном состоянии науки нет основания считать ослепшего навсегда выбитым из жизненной колеи. Там, где офтальмология оказывается бессильной, в свои права вступает тифлопедагогика»
Борис Игнатьевич Коваленко
Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:
1) тотально слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений
2) слабовидящие – даже с очками видят 0,04% на лучше видящем глазу)
3) ослепшие (было зрение, но пропало)
В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:
1) слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет
2) ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже
Причины нарушений зрения
- Наследственная предрасположенность.
- Различные вирусные и инфекционные заболевания, нарушениями обмена веществ матери во время беременности.
- Травмы головы во время родов и преждевременные роды.
- Наличие дополнительных зрительных раздражителей вызывает повышенное перенапряжение глаз.
- Неправильная посадка за рабочим местом.
- Нарушение режима питания и сна. Глаза нуждаются в полноценном отдыхе, а правильное сбалансированное питание поддерживает их функцию.
- Недостаточная физическая активность ведет к снижению кровоснабжения глаз.
- Наличие тяжелых соматических заболеваний.
- Нарушение гигиенических требований работы за компьютером, при пользовании смартфоном.
Виды нарушений зрения
Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера:
- Функциональные нарушения характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции (косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.).
- Органические поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).
Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушение слуха, задержка умственного развития и др.
Миопия, или близорукость
- Снижение способности различать объекты вдали, предметы на расстоянии выглядят расплывчатыми.
- Картинка формируется не на сетчатке, а перед ней.
Гиперметропия, или дальнозоркость
- Нарушение различения мелких деталей предметов, расположенных вблизи.
- Лучи фокусируются за сетчаткой.
- Встречается реже, чем миопия.
Астигматизм
- Состояние, при котором входящие в глаз лучи света фокусируются в нескольких местах перед или за сетчаткой.
- Пациент видит не целостное изображение, а искаженную картинку, которая состоит из чётких и размытых линий.
- Часто его развитие начинается в детском возрасте или после перенесенных травм или инфекций глаз.
Амблиопия, или «ленивый глаз»
- Подавление зрительной функции одного глаза.
- Человек воспринимает изображение только одним здоровым глазом, монокулярно, в то время как второй глаз в зрительном процессе не участвует.
- Речь не о слепоте, подавляемый зрительный орган сохраняет свои функции. Именно поэтому заболевание считается обратимым, если вовремя начать лечение.
Катаракта
- Это частичное или полное помутнение хрусталика глаза .
- Катаракта может развиться у пожилых людей, после травм, после радиационного облучения, у новорождённых.
- Древние греки называли катаракту «водопад» – kataraktes. Человек видит как бы сквозь пелену, запотевшее стекло.
Дальтонизм
- Это врожденная, реже приобретенная патология зрения, характеризующаяся аномальным цветовосприятием.
- Патология наиболее распространена среди лиц мужского пола (2-8%), встречается только у 0,4% женщин
- Клинические формы заболевания:
- Протанопия – нарушается восприятие красных оттенков.
- При тританопии не различают сине-фиолетовую часть спектра.
- В свою очередь, дейтеранопия неспособность дифференцировать зеленый цвет.
- В случае полного отсутствия способности к цветовосприятию речь идет об ахроматопсии . Больные с данной патологией все видят в черно-белых оттенках.
Косоглазие
- Постоянное или периодическое отклонение зрительной оси глаза от точки фиксации, что приводит к нарушению бинокулярного зрения.
- Двоения в глазах при этом заболевании вполне может и не быть. На самом деле мозг, получая от глаз слишком разные картинки, просто отключает одно из изображений, исключая двоение.
Глаукома
- Хроническая патология глаз, характеризующаяся повышением внутриглазного давления.
- По мере развития болезни поля зрения сужаются, слепота, без лечения наступающая при глаукоме, – необратима.
Гемералопия (куриная или ночная слепота)
- Характеризуется резким ухудшением зрения в темноте, сумерках, при смене освещения.
Птоз верхнего века
- Это патологически низкое расположение верхнего века, которое уменьшает поле зрения и/или полностью нарушает зрение.
- Птоз может быть односторонним и двусторонним.
Профилактика нарушений зрения
Чтобы сохранить хорошее зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:
- полноценный сон;
- правильное питание с достаточным содержанием полезных веществ, каротина, микроэлементов, полезных для зрения витаминов А, E, D;
- профилактика застойных процессов в шейном и грудном отделе позвоночника, нарушений мозгового кровообращения и повышение артериального давления;
- исключение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики);
- разумная физическая активность, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе;
- профилактика и лечение общих заболеваний организма, провоцирующих нарушение функции глаз (гипертония, инфекции, сахарный диабет, патология мозгового кровообращения);
- ограничение стрессов, переохлаждений, травм и других вредных факторов, способных привести к ухудшению зрения.
Коррекция нарушений зрения
Исходя из нарушений можно определить основные направления и приемы коррекции:
- Это, во-первых , специальные упражнения на развитие тактильной чувствительности (изготовление букв и цифр из различной на ощупь бумаги, работа с пластилином, пальчиковая гимнастика и т.д.).
- Во-вторых , специальные упражнения на развитие предметных действий и ориентировки в пространстве (работа с магнитными досками и геометрическими фигурами, составление узоров из геометрических фигур, работа с карточками, с числовым рядом и др.).
- В-третьих , упражнения на развитие моторной функции глаз. Для развития зрительного восприятия необходимо, чтобы ребёнок чаще двигал глазами. На уроке нужно включать следующие задания:
- Найди пару, соедини их стрелочками.
- Найди все выражения с представленным ответом.
- Соедини линиями предметы с противоположными свойствами.
- Соедини линиями примеры с правильным ответом.
- Различные упражнения на сравнения и различия.
Спасибо за внимание!