СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Нарушения зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Нарушения зрения"»

Нарушения зрения

Нарушения зрения

Нарушение зрения – это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения.

Нарушение зрения – это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения.

История вопроса ТИФЛОПЕДАГОГИКА – (от греч. typhlos - слепой) наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения  (XVII в., Франция). Основоположник тифлопедагогики и обучения незрячих – Валентин Гаюи.

История вопроса

ТИФЛОПЕДАГОГИКА – (от греч. typhlos - слепой) наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения (XVII в., Франция).

Основоположник тифлопедагогики и обучения незрячих – Валентин Гаюи.

Луи Брайль В 1829г. создал специальный шрифт, его система охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. В основе системы Брайля лежит феноменальное по своей простоте шеститочие, в котором точки располагаются в два столбика по три в каждом.

Луи Брайль

В 1829г. создал специальный шрифт, его система охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. В основе системы Брайля лежит феноменальное по своей простоте шеститочие, в котором точки располагаются в два столбика по три в каждом.

«Потеря зрения глубоко потрясает человека, но при современном состоянии науки нет основания считать ослепшего навсегда выбитым из жизненной колеи. Там, где офтальмология оказывается бессильной, в свои права вступает тифлопедагогика»   Борис Игнатьевич Коваленко

«Потеря зрения глубоко потрясает человека, но при современном состоянии науки нет основания считать ослепшего навсегда выбитым из жизненной колеи. Там, где офтальмология оказывается бессильной, в свои права вступает тифлопедагогика»

Борис Игнатьевич Коваленко

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения: 1) тотально слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений 2) слабовидящие – даже с очками видят 0,04% на лучше видящем глазу) 3) ослепшие (было зрение, но пропало)   В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей: 1) слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет 2) ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

1) тотально слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений

2) слабовидящие – даже с очками видят 0,04% на лучше видящем глазу)

3) ослепшие (было зрение, но пропало)

 

В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:

1) слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет

2) ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже

Причины нарушений зрения Наследственная предрасположенность. Различные вирусные и инфекционные заболевания, нарушениями обмена веществ матери во время беременности. Травмы головы во время родов и преждевременные роды. Наличие дополнительных зрительных раздражителей вызывает повышенное перенапряжение глаз. Неправильная посадка за рабочим местом. Нарушение режима питания и сна. Глаза нуждаются в полноценном отдыхе, а правильное сбалансированное питание поддерживает их функцию.  Недостаточная физическая активность ведет к снижению кровоснабжения глаз. Наличие тяжелых соматических заболеваний. Нарушение гигиенических требований работы за компьютером, при пользовании смартфоном. 

Причины нарушений зрения

  • Наследственная предрасположенность.
  • Различные вирусные и инфекционные заболевания, нарушениями обмена веществ матери во время беременности.
  • Травмы головы во время родов и преждевременные роды.
  • Наличие дополнительных зрительных раздражителей вызывает повышенное перенапряжение глаз.
  • Неправильная посадка за рабочим местом.
  • Нарушение режима питания и сна. Глаза нуждаются в полноценном отдыхе, а правильное сбалансированное питание поддерживает их функцию. 
  • Недостаточная физическая активность ведет к снижению кровоснабжения глаз.
  • Наличие тяжелых соматических заболеваний.
  • Нарушение гигиенических требований работы за компьютером, при пользовании смартфоном. 
Виды нарушений зрения   Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального  или органического  характера: Функциональные нарушения характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции (косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.). Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушение слуха, задержка умственного развития и др.

Виды нарушений зрения

Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера:

  • Функциональные нарушения характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции (косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.).
  • Органические поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).

Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушение слуха, задержка умственного развития и др.

Миопия, или близорукость     Снижение способности различать объекты вдали, предметы на расстоянии выглядят расплывчатыми. Картинка формируется не на сетчатке, а перед ней.

Миопия, или близорукость

  • Снижение способности различать объекты вдали, предметы на расстоянии выглядят расплывчатыми.
  • Картинка формируется не на сетчатке, а перед ней.
Гиперметропия, или дальнозоркость    Нарушение различения мелких деталей предметов, расположенных вблизи. Лучи фокусируются за сетчаткой. Встречается реже, чем миопия.

Гиперметропия, или дальнозоркость

  • Нарушение различения мелких деталей предметов, расположенных вблизи.
  • Лучи фокусируются за сетчаткой.
  • Встречается реже, чем миопия.
Астигматизм   Состояние, при котором входящие в глаз лучи света фокусируются в нескольких местах перед или за сетчаткой. Пациент видит не целостное изображение, а искаженную картинку, которая состоит из чётких и размытых линий.  Часто его развитие начинается в детском возрасте или после перенесенных травм или инфекций глаз.

Астигматизм

  • Состояние, при котором входящие в глаз лучи света фокусируются в нескольких местах перед или за сетчаткой.
  • Пациент видит не целостное изображение, а искаженную картинку, которая состоит из чётких и размытых линий. 
  • Часто его развитие начинается в детском возрасте или после перенесенных травм или инфекций глаз.
Амблиопия, или «ленивый глаз» Подавление зрительной функции одного глаза. Человек воспринимает изображение только одним здоровым глазом, монокулярно, в то время как второй глаз в зрительном процессе не участвует. Речь не о слепоте, подавляемый зрительный орган сохраняет свои функции. Именно поэтому заболевание считается обратимым, если вовремя начать лечение.

Амблиопия, или «ленивый глаз»

  • Подавление зрительной функции одного глаза.
  • Человек воспринимает изображение только одним здоровым глазом, монокулярно, в то время как второй глаз в зрительном процессе не участвует.
  • Речь не о слепоте, подавляемый зрительный орган сохраняет свои функции. Именно поэтому заболевание считается обратимым, если вовремя начать лечение.
Катаракта   Это частичное или полное помутнение хрусталика глаза . Катаракта может развиться у пожилых людей, после травм, после радиационного облучения, у новорождённых. Древние греки называли катаракту «водопад» – kataraktes. Человек видит как бы сквозь пелену, запотевшее стекло. 

Катаракта

  • Это частичное или полное помутнение хрусталика глаза .
  • Катаракта может развиться у пожилых людей, после травм, после радиационного облучения, у новорождённых.
  • Древние греки называли катаракту «водопад» – kataraktes. Человек видит как бы сквозь пелену, запотевшее стекло. 
Дальтонизм   Это врожденная, реже приобретенная патология зрения, характеризующаяся аномальным цветовосприятием.  Патология наиболее распространена среди лиц мужского пола (2-8%), встречается только у 0,4% женщин Клинические формы заболевания: Протанопия – нарушается восприятие красных оттенков. При тританопии не различают сине-фиолетовую часть спектра. В свою очередь, дейтеранопия неспособность дифференцировать зеленый цвет. В случае полного отсутствия способности к цветовосприятию речь идет об ахроматопсии . Больные с данной патологией все видят в черно-белых оттенках.

Дальтонизм

  • Это врожденная, реже приобретенная патология зрения, характеризующаяся аномальным цветовосприятием.
  • Патология наиболее распространена среди лиц мужского пола (2-8%), встречается только у 0,4% женщин
  • Клинические формы заболевания:
  • Протанопия – нарушается восприятие красных оттенков.
  • При тританопии не различают сине-фиолетовую часть спектра.
  • В свою очередь, дейтеранопия неспособность дифференцировать зеленый цвет.
  • В случае полного отсутствия способности к цветовосприятию речь идет об ахроматопсии . Больные с данной патологией все видят в черно-белых оттенках.
Косоглазие   Постоянное или периодическое отклонение зрительной оси глаза от точки фиксации, что приводит к нарушению бинокулярного зрения. Двоения в глазах при этом заболевании вполне может и не быть. На самом деле мозг, получая от глаз слишком разные картинки, просто отключает одно из изображений, исключая двоение.

Косоглазие

  • Постоянное или периодическое отклонение зрительной оси глаза от точки фиксации, что приводит к нарушению бинокулярного зрения.
  • Двоения в глазах при этом заболевании вполне может и не быть. На самом деле мозг, получая от глаз слишком разные картинки, просто отключает одно из изображений, исключая двоение.
Глаукома   Хроническая патология глаз, характеризующаяся повышением внутриглазного давления. По мере развития болезни поля зрения сужаются, слепота, без лечения наступающая при глаукоме, – необратима.

Глаукома

  • Хроническая патология глаз, характеризующаяся повышением внутриглазного давления.
  • По мере развития болезни поля зрения сужаются, слепота, без лечения наступающая при глаукоме, – необратима.
Гемералопия (куриная или ночная слепота)   Характеризуется резким ухудшением зрения в темноте, сумерках, при смене освещения.

Гемералопия (куриная или ночная слепота)

  • Характеризуется резким ухудшением зрения в темноте, сумерках, при смене освещения.
Птоз верхнего века   Это патологически низкое расположение верхнего века, которое уменьшает поле зрения и/или полностью нарушает зрение. Птоз может быть односторонним и двусторонним.

Птоз верхнего века

  • Это патологически низкое расположение верхнего века, которое уменьшает поле зрения и/или полностью нарушает зрение.
  • Птоз может быть односторонним и двусторонним.
Профилактика нарушений зрения   Чтобы сохранить хорошее зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил: полноценный сон;  правильное питание с достаточным содержанием полезных веществ, каротина, микроэлементов, полезных для зрения витаминов А, E, D;  профилактика застойных процессов в шейном и грудном отделе позвоночника, нарушений мозгового кровообращения и повышение артериального давления;  исключение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики);  разумная физическая активность, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе;  профилактика и лечение общих заболеваний организма, провоцирующих нарушение функции глаз (гипертония, инфекции, сахарный диабет, патология мозгового кровообращения);  ограничение стрессов, переохлаждений, травм и других вредных факторов, способных привести к ухудшению зрения. 

Профилактика нарушений зрения

Чтобы сохранить хорошее зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:

  • полноценный сон; 
  • правильное питание с достаточным содержанием полезных веществ, каротина, микроэлементов, полезных для зрения витаминов А, E, D; 
  • профилактика застойных процессов в шейном и грудном отделе позвоночника, нарушений мозгового кровообращения и повышение артериального давления; 
  • исключение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики); 
  • разумная физическая активность, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе; 
  • профилактика и лечение общих заболеваний организма, провоцирующих нарушение функции глаз (гипертония, инфекции, сахарный диабет, патология мозгового кровообращения); 
  • ограничение стрессов, переохлаждений, травм и других вредных факторов, способных привести к ухудшению зрения. 
Коррекция нарушений зрения   Исходя из нарушений можно определить основные направления и приемы коррекции: Это, во-первых , специальные упражнения на развитие тактильной чувствительности (изготовление букв и цифр из различной на ощупь бумаги, работа с пластилином, пальчиковая гимнастика и т.д.). Во-вторых , специальные упражнения на развитие предметных действий и ориентировки в пространстве (работа с магнитными досками и геометрическими фигурами, составление узоров из геометрических фигур, работа с карточками, с числовым рядом и др.).   В-третьих , упражнения на развитие моторной функции глаз. Для развития зрительного восприятия необходимо, чтобы ребёнок чаще двигал глазами. На уроке нужно включать следующие задания: - Найди пару, соедини их стрелочками. - Найди все выражения с представленным ответом. - Соедини линиями предметы с противоположными свойствами. - Соедини линиями примеры с правильным ответом. - Различные упражнения на сравнения и различия.

Коррекция нарушений зрения

Исходя из нарушений можно определить основные направления и приемы коррекции:

  • Это, во-первых , специальные упражнения на развитие тактильной чувствительности (изготовление букв и цифр из различной на ощупь бумаги, работа с пластилином, пальчиковая гимнастика и т.д.).
  • Во-вторых , специальные упражнения на развитие предметных действий и ориентировки в пространстве (работа с магнитными досками и геометрическими фигурами, составление узоров из геометрических фигур, работа с карточками, с числовым рядом и др.).
  •   В-третьих , упражнения на развитие моторной функции глаз. Для развития зрительного восприятия необходимо, чтобы ребёнок чаще двигал глазами. На уроке нужно включать следующие задания:

- Найди пару, соедини их стрелочками.

- Найди все выражения с представленным ответом.

- Соедини линиями предметы с противоположными свойствами.

- Соедини линиями примеры с правильным ответом.

- Различные упражнения на сравнения и различия.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!