Проект по формированию здорового образа жизни у детей 5-6 лет « Наше здоровье – наше все»
Подготовила и реализовала:
воспитатель группы «Солнышко»
Никитина Надежда Ивановна
«В нашем распоряжении восемь врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это солнечный свет, свежий воздух, естественное питание, чистая вода, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум» П.-С.Брегг
Главным фактором развития ребенка является показатель его здоровья, именно он является определяющим в степени усвоения ребенком ЗУНов, преподносимых с самых первых дней родителями, а в последующем в ДОУ, школе, жизнью в целом. Как показывает статистика, с каждым годом увеличивается рождение детей с разными заболеваниями, что чревато не только для семьи, но и для страны в целом. В последнее время делается мощный акцент именно на формирование ЗОЖ и профилактику заболеваний детей, но на наш взгляд они реализуются не в полной мере и нередко носят однотипный характер. Как показало наблюдение за старшими дошкольниками те нередко «забывают» выполнить гигиенические процедуры после прогулки, занятий с клеем, красками и пластилином или перед едой, и абсолютно не знают, как эти нехитрые упражнения могут помочь сохранить здоровье, о котором у них скудные представления.
Понятие здоровья не ограничивается физическими составляющими: это и интеллектуальное, и социальное, и эмоциональное, и психо – педагогическое звено. Говоря просто: здоровье – это внутреннее чувство счастья.
В рейтинге качеств личности многие родители отдают предпочтение интеллектуальному и познавательному развитию, не закладывая базу знаний о здоровье как первоосновы и не ориентируясь на его индивидуальные особенности, что несколько неверно с позиции валеологии: больной ребенок не сможет в полной мере овладеть материалом, что породит разочарование родителей и низкую самооценку ребенка. Таким образом возникает противоречие между важностью своевременного формирования ЗОЖ у дошкольников с их пониманием причин выполняемых процедур и недостаточным количеством эффективных мероприятий, дающих ребенку представление о важности ЗОЖ.
Это обстоятельство порождает проблему: какой должна быть деятельность педагога ДОУ, чтобы дети стремились оберегать и укреплять свое здоровье?
Цель проекта : дать детям целостное представление о здоровом образе жизни и работе организма человека, привить интерес к закаливанию, к активной деятельности
Задачи:
1. Расширить знания о работе организма человека, работе иммунитета и других физиологических процессах, происходящих в организме человека.
2. Формировать у детей привычку к правильному питанию, осознанному выполнению гигиенических процедур.
3. Способствовать формированию гармоничных детско-родительских отношений, в процессе совместного творчества.
4. Привлекать родителей к проектной деятельности.
- Вид проекта: групповой, краткосрочный, познавательный.
- Место проведения: БДОУ № 236, Омск
- Сроки проведения: 22.02-12.03.19
- Участники проекта : все дети группы и родители.
- Возраст детей: 5-6лет
- Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и на занятиях)
Ожидаемые результаты:
- Элементарные представления детей о работе организма; понимания важности вакцинации, закаливания, рационального питания и двигательной активности.
- Укрепление детско – родительских отношений
- Творческие, совместные с детьми, работы.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ; укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
Содержание проекта: 1. Подготовительный этап.
- Оповещение участников о начале проекта «Наше здоровье – наше все».
- Составление плана мероприятий.
- Вовлечение родителей в творческий процесс (создание занятий, подбор иллюстраций и развивающих мультфильмов).
2. Основной этап.
Беседы:
1 . «Что что любит» - рассказ о «предпочтении» разных органов тела определенной пищи, изменениях в поведении, настроении при нехватке витаминов.
2. «Закаливание и спорт – мощный враг болезней» - привитие интереса к активной деятельности и процедуре закаливания.
3. «Витамины и прочие составляющие нашего рациона» – рассказ о важности правильного сбалансированного питания и последствиях питания полуфабрикатами.
Просмотр познавательно – развивающих мультфильмов «Сердце», «Иммунитет», «Пищеварение», «Прививки», «Мозг».
Изготовление родителями массажных ковриков в целях профилактики и коррекции ОДА, плоскостопия, заболеваний ССС
Ежедневная профилактическая работа
- • Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).
- Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»
- Воздушное закаливание
Игры
- Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека»...
- Дидактические игры
«Мяч в ворота» (на дыхание),
упражнение
«Найди два одинаковых
мяча», «Что лишнее?»,
«Как мы растем», «Овощи –
фрукты» и др.
- • Организация на воздухе подвижной игры «Делай, как я», «Ловишки в кругу», «Черное и белое» и т.д.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье;
- Рассматривание альбома: «Спорт»;
- • Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
- • Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», "Вовкина победа" А. Кутафин и др.
- • Выставка рисунков о ЗОЖ
- Совместные просмотры презентаций и рассказы детей «Как мы проводим выходные».
- Разучивание новой видеозарядки.
- Пополнение оборудования физического уголка группы.
Работа с родителями.
- Составление коллажей: «Здоровое питание», «Здоровье каждый день», «Детские игры»;
- Составление папок-передвижек «Здоровый образ жизни семьи»
- Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.
- Наглядный материал в виде информационных файлов «Народная мудрость гласит...», «Семь условий здорового ребенка»
Заключительный этап
- Выставка работ
- « Наше здоровье – наше все»
Дети включились в проектную деятельность легко и с интересом, отдавая предпочтение просмотру видеомультфильмов о работе организма и способах его взаимодействия с бактериями; дорожке «здоровья» и беседам. Разучивание видеозарядки из мультфильма «Малышарики» стала одной из любимый ребят.
После прочтения книг о здоровье, о заботе и соблюдении гигиенических навыков дети проявили больший интерес к книгам, сохраняя его на протяжении всего проекта, исходя из чего было принято решение приобрести дополнительную литературу с красочными картинками, которые были бы полезны и интересны детям.
Дети достаточно заинтересованно участвуют в беседах, но у них очень мало знаний по данным темам. Было принято решение продолжать расширять знания детей о здоровье и его сохранении. Разучили две новые подвижные народные игры: «Зайки» и «Растеряхи». Дети с удовольствием играют. После совместного проигрывания в дидактические игры, дети с большим интересом в свободное время выбирают эти игры. Дети с удовольствием слушали рассказы отдельных ребят о том как они проводят активные выходные с родителями
По окончании проекта у большинства детей пополнились знания о видах спорта, о здоровом образе жизни.