XVI городская конференция проектных и исследовательских работ школьников
г. Искитима
Номинация: исследовательская работа
Предметная область: гуманитарные науки
Возрастная группа: старшая
Молчание как социальное явление:
Смысл названия рассказа Харуки Мураками «Молчание»
Автор: Русакова Маргарита Сергеевна,
МАОУ СОШ № 9,
г.Искитима, 9 «И» класс,
Научный руководитель:
Пак Марина Юрьевна ,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ № 9
г. Искитим, 2021 г.
Актуальность выбора темы
Успех в жизни во многом зависит от умения строить свои отношения с людьми.
- Всегда ли сказанное слово может уберечь от бед и помочь человеку решить свои проблемы?
- Стоит ли отстаивать свою «правду» или лучше гордо замкнуться в молчании?
Объектная область исследования – литература.
Объект исследования – рассказ Харуки Мураками.
Предмет исследования – художественный образ «молчания».
Гипотеза:
Если автор назвал свой рассказ «Молчание», то этим хотел подчеркнуть, что оно (молчание) является средством обозначения проблематики произведения, характеристики героя и среды.
Цель работы – выявление роли заглавия рассказа.
Задачи:
- рассмотреть, как раскрывается феномен молчания в культурологическом аспекте;
- рассмотреть особенности художественного метода Мураками;
- проанализировать рассказ с точки зрения хронотопа, композиции, характеристики героев;
- выяснить, как через название рассказа отражается проблематика произведения.
Методы исследования
В исследовательской работы были использованы методы:
- наблюдения;
- контекстного, компонентного анализа;
- изучения художественной, научной и научно-популярной литературы;
Практическая направленность работы
Полученный материал можно использовать на
- уроках по внеклассному чтению,
- факультативах и спецкурсах по зарубежной литературе,
- классных часах, беседах о подростковом возрасте и межличностных отношениях.
Феномен молчания в культурологическом аспекте
Культура — это область знакового поведения; человек, в отличие от животного, предназначен словесно выражать свои мысли и чувства.
Раздвоение смысла образа молчания
Лингвистика (словарь Д.Н. Ушакова)
- Состояние молчащего человека;
- безмолвие, отсутствие речи, разговора;
- отсутствие звуков, тишина (перен.)
форма приспособленчества
великая
(Молчалин в пьесе
душевная тайна
А. Грибоедова «Горе от ума»)
(Ф.Тютчев «Silentium»)
Философия
Молчание - отсутствие смысла
В мировых религиях Высшее духовное начало пребывает в молчании. Обрести внутреннюю свободу, постичь гармонию Бытия возможно только в полной тишине и одиночестве.
Художественная манера писателя рождается на стыке японской и европейской культур .
Черты японской художественной литературы:
- созерцательность;
- художественное слово играет эмоционально-чувствительную, облагораживающую и информативную роль;
- четкое различение прозаических и поэтических жанров;
- реализм и историзм повествования.
Западноевропейская традиция базируется на принципах, в основе которых лежит индивидуалистическое самоутверждение , поиски универсального бытия для собственного «я».
Особенности художественного метода японского писателя Харуки Мураками
Я стал писать так же естественно, как дышать.
- Преобладает простой, но вместе с тем изящный слог.
- Автор тонко передает все оттенки настроений и переживаний своих героев.
- Практически нет сложных фраз.
- Повествование может начаться с реплики, предложение с союза – все это более характерно для устной речи.
- Читаются его произведения очень легко и непринужденно.
- Господин Одзава, вам когда-нибудь приходилось в драке ударить человека?
Аэропорт - микромодель мира , в котором множество людей ничем не связаны между собой, кроме общего рейса и общего места ожидания.
Эффект толпы, разобщенности: никому ни до какого нет дела.
«- По большому счету, ни разу, - неожиданно начал Одзава после долгого молчания.- Занявшись боксом, я ни разу никого не ударил. Новичкам крепко-накрепко вбивается в головы: нельзя никого трогать за пределами ринга и без перчаток…
- Но если честно, один раз я все же ударил человека, И ударил, совсем не собираясь этого делать ».
Аоки
Одзава
Прилежный ученик, умный, веселый парень: «для учеников был вожаком, для учителей – любимчиком»
Замкнутый , учился посредственно, за признанием и похвалой учителей не гнался.
Бокс - это подготовка к жизненным испытаниям, глубина силы человеческого духа в его гармонии с телом
« - Что привлекло меня в боксе?
Ощущение его глубины . Победа или поражение - лишь банальный результат… Иногда, стоя на ринге в перчатках, я ощущаю себя словно в глубоком колодце … И там, на дне этого колодца я веду бой с тенью . Мне одиноко, но нисколько не печально . Говоря " одиночество ", мы даже не подозреваем, что существуют разные виды одиночества. Бывает до горечи грустное, кромсающее нервы, но бывает и иное. И чтобы его достигнуть, нужно изо всех сил шлифовать свое тело.».
Герои-антиподы
ОДЗАВА
АОКИ
"я считал себя молчуном и тихоней" "непривлекателен внешне"
"прилежный ученик"
"не любил выделяться на общем фоне"
"пользовался успехом"
"мог без труда переносить одиночество"
"со многими дружил"
"был не по годам развитым подростком" (книги, пластинки с классической музыкой)
"словно на лбу высвечивался какой-то интуитивный расчет "
"в те годы у меня был собственный мир"
"душок эгоизма и гордыни "
"не рассказывал никому о своих увлечениях"
"был умным парнем и умело этот запах скрывал"
"не пытался выпячивать себя"
"заставлял всех восхищаться: мол, Аоки – классный парень! "
"мое самомнение задевало Аоки"
"у этого человека нет ничего своего . "
На чем же строится коллизия рассказа?
Одзава, посредственный ученик, получает самый высокий балл по контрольной
Для него ожидаемо
(основательная подготовка)
Для всех
сенсация
«Аоки же начал распускать нехорошие сплетни»
«Не парень - пресмыкающееся. Таких давить нужно»
Юноша «молча ходил в школу, молча посещал уроки, молча возвращался домой».
Мацумото стал катализатором
развития сюжета .
Его самоубийство высветило мелочную натуру Аоки и показало, как закалился характер Одзавы.
Кульминация рассказа – встреча Аоки и Одзавы в электричке
«Некоторое время мы с ненавистью смотрели друг на друга. И постепенно меня охватило странное настроение. … у меня появилось о что-то близкое к грусти и милосердию. "Неужели люди, совершив такое, гордятся своими поступками? Неужели этот человек ликует, добившись своего?.. Нет, этому Аоки, пожалуй, ни за что не понять настоящей радости и гордости. Он до самой смерти так и не испытает ту легкую дрожь, что пробирает из самых глубин тела. У некоторых людей глубина напрочь отсутствует"… я спокойно и пристально смотрел ему в лицо и мне самому на удивление полегчало. И я подумал, что должен выдержать эти пять месяцев молчания , и понял, что смогу это сделать. Гордость у меня еще оставалась»
Молчание
«ходил в школу с высоко поднятой головой»
«воспрянул духом»
- самозащита героя
- обретение своего внутреннего «я»
- выбор своего пути
«ни с кем не перемолвился ни словом»
научился «держать удар»
Разные варианты развития жизненного сценария:
- отчуждение, самодостаточность, жизнь в своем «внутреннем мире» - Одзава ;
- прорыв любым путем в высшие сферы жизни , стремление к своей цели, не считаясь при этом ни с кем, не избирая форм и методов устранения «помех» на своем пути - Аоки ;
- жестокость, насилие , причинение другим зла без угрызений совести - тайный насильник Мацумото ;
- безволие и незащищенность от насилия , отчуждение и безликость - Мацумотто , жертвы жестокого мира.
Сон Одзавы
Мне снится толпа. Вокруг сплошное молчание. И у тех, кого я вижу во сне, лиц нет. Лишь молчание наполняет все вокруг своей холодной водой. И все вокруг растворяется в нем. Но как бы я ни кричал, растворяясь в молчании, никто меня не слышит».
« стал терпеливым»,
Положительный опыт
Негативный опыт
«с тех пор я не верю людям»
«преодолевая все горечи и невзгоды»
«совершенно неизвестно, что будет дальше»
«стал чутче к боли и страданиям окружающих»
«не уверен, смогу ли противостоять такому, случись оно опять»
«страшно от таких мыслей»
«даже завел себе несколько настоящих друзей»
«плачу по целому часу»
«Однажды ни с того ни с сего люди перестанут верить малейшему моему или вашему слову».
жена, ребенок (доверяли, защищали друг друга)
Молчание пронизывает всю ткань сюжета : молчат одноклассники и учителя, молчит Мацумото, молчат виновники его смерти, молчит Одзава, молчит безликая толпа
Символика образа «молчания»
гордыня
безразличие
гордость
равнодушие
лицемерие
отчуждение в обществе
игнорирование,
МОЛЧАНИЕ
одиночество
неприятие
запугивание
терпение
молчание толпы
страх, отчаяние,
пустота
растерянность
холодная вода
опустошенность
слабость, малодушие
нервный срыв
философия
протест
самопознания,
сила
"глубины" бокса
Заключение
На протяжении рассказа происходит трансформация образа молчания
Молчание – символ модели современного мира. Мира, в котором человек не уверен в завтрашнем дне.
Центральная тема – это тема одиночества и неприятия личности толпой.
Сон Одзавы в конце рассказа приобретает символическое звучание.
Главная мысль произведения : герой победил тень в себе именно благодаря молчанию.
Список литературы
- Харуки Мураками. Сборник рассказв «Призраки Лексингтона»: Москва, из-во «ЭСКМО», 2014 год
- https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-2-1.25 - Феномен молчания в свете интерпретации художественного текста.
- Философский словарь. URL: http :// gufo . me / content _ fil / molchanie -4889. html
- Толковый словарь Ушакова. URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid= 30489
- Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). URL: http://didacts.ru/termin/molchanie.html
- В.В. Кожинов о русском и западном литературном сознании: взаимодействие и противостояние: https://litbook.ru/article/6807/
- Особенности творчества Мураками : https://vuzlit.ru/608553/osobennosti_tvorchestva_murakami
- http://zarlitra.in.ua/34-24.html - Тема одиночества в творчестве японского писателя Х. Мураками.
- http://li.i-docx.ru/28hudoj/23302-1-urok-63-vneklassnoe-chtenie-tema-znakovie-pisateli-konca-nachala-hhi-stoletiya-chem-krichit-molchanie.php . О чем кричит «молчание» в рассказе Харуки Мураками?
- https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/276 Библиографическое описание: Туйчиева, Г. У. Некоторые особенности классической японской поэтики / Г. У. Туйчиева. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 34-36.