IX городская научно – практическая конференция школьников г. Искитима
«Жанровое своеобразие чеховского
«рассказа открытия»
Федюкова Екатерина Алексеевна
МБОУ СОШ №5, 11 класс
Научный руководитель -
Пак Марина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2015
Актуальность
Чехов, стоящий в одном ряду с великими художниками слова, искал новые пути познания человека, вырабатывая свои приемы и принципы.
В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.
В данной работе предпринята попытка осветить некоторые аспекты художественного метода А.П. Чехова на примере рассказов 80-х годов.
Объектной областью исследования является литература.
Объект исследования – рассказы Чехова.
Предмет исследования – строение и содержание рассказов «Тапер», «Кошмар», «Житейская мелочь».
Гипотеза:
Е сли ведущей темой в творчестве Чехова 80-х годов становится изображение человеческого сознания, открывающего действительность, то можно говорить о новаторстве писателя в создании «рассказа открытия» как разновидности жанра короткого рассказа.
Цель работы – выявить жанровые черты «рассказа открытия».
Задачи:
- рассмотреть особенности художественного метода Чехова;
- определить круг основных вопросов, волнующих писателя в 80-е годы 19 столетия;
- проанализировать рассказы «Тапер», «Житейская мелочь», «Кошмар» с учётом жанра и композиции.
Методы исследования
- наблюдения;
- контекстного, компонентного анализа;
- изучения художественной и критической литературы.
Практическая направленность работы
Полученный материал можно использовать на уроках литературы и факультативах для углубленного изучения творчества Чехова, а также на спецкурсах по стилистике при изучении художественных выразительных средств языка.
Восьмидесятые годы казались современникам эпохой литературного оскудения и упадка.
И. С. Тургенев
Нужна была новая литература, свободная от многих уже изжитых традиций, — и она явилась.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Ф. М. Достоевский
А. Ф. Писемский
Н. С. Лесков
У Чехова были свои учителя и предшественники. Рядом с литературой, сосредоточенной на вопросах социально-политической борьбы, существовала и другая литература.
Она была представлена именами Писемского и Лескова.
Чеховский метод снимал различия и противоречия между
- социальным и личным,
- историческим и интимным
- общим и частным
« Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде... У Чехова своя особенная форма, как у импрессионистов».
Л. Н. Толстой
« Надо писать, чтобы читатель без пояснений автора, из хода рассказа, из разговоров действующих лиц, из их поступков понял, в чем дело».
А.П. Чехов
«Рассказ открытия»
« Герой, обыкновенный человек , погруженный в будничную жизнь, однажды получает какой-то толчок – обычно какой-нибудь пустячный случай. Затем происходит главное событие рассказа – само открытие . В результате опровергается прежнее – наивное, шаблонное или беспечное – представление о жизни . Жизнь предстает в новом свете, открывается ее «естественный» порядок: запутанный, сложный, враждебный. Развязка также однотипна во всех случаях: герой впервые задумывается ».
В. Б. Катаев
В композиционном строении рассказа случай выступает по отношению к основному художественному заданию в двойной функции: эксперимента и иллюстрации .
Сложное перекрытие сюжетных моментов материалом бытовым, психологическим, характеристическим.
Рассказ «Тапёр»
Но в этом рассказе уже звучат серьезные нотки: Чехов сосредоточивает внимание именно на «психологии» героя, который сам рассказывает о случившемся своему приятелю.
Ещё явно ощущается присущая раннему Чехову установка – смешить читателя.
Структурные элементы
Примеры
Экспозиция
Второй час ночи. Я сижу у себя в номере и пишу заказанный мне фельетон в стихах. Вдруг отворяется дверь, и в номер совсем неожиданно входит мой сожитель, бывший ученик м—ой консерватории Петр Рублев.
Герой ведёт шаблонную жизнь
« Я, брат, привык к таким происшествиям, не обижаюсь… Что я такое? Тапёр, прислуга… официант, умеющий играть!.. У купцов тыкают и на чай дают, и – нисколько не обидно!»
Толчок, «житейская мелочь»
«Наша барышня не может без того, чтоб характера своего не показать. Увидала около фортепьянов молодца и давай с ним балясы точить , словно с настоящим каким... ахи да смехи, а молодец-то этот, выходит, не гость, а тапер... из музыкантов. .. Вот тебе и поговорила!»
Реакция героя
Главное событие – открытие: жизнь предстаёт в новом свете
«…ковыряет у меня что-то под сердцем! Точно сидит у меня под ложечкой мышь и казенные сухари грызет… Отчего мне грустно и гнусно, сам не пойму…»
«Пока ты свободен, учишься или без дела шатаешься, ты можешь с ним и выпить, и по животу его похлопать, и с дочкой его полюбезничать, но как только ты стал в мало-мальски подчиненные отношения, ты уже сверчок, который должен знать свой шесток.. ».
Развязка
«Кто напоил тапера? Кто смел дать ему водки?» … в шею…»
Открытие, сделанное тапером Петей Рублевым, что он «сверчок, который должен знать свой шесток» , касается не только разночинца, осознающего свое положение в мире сословного неравенства. Для Чехова это лишь частный случай, отдельное доказательство более универсального явления.
Художеств. приемы
Реминисценция
Примеры
«В цилиндре, в шубе нараспашку, он напоминает мне на первых порах Репетилова; потом же, когда я всматриваюсь в его бледное лицо и необыкновенно острые, словно воспаленные глаза, сходство с Репетиловым исчезает»
Антитеза
«Лицо у него испитое и поношенное, но во всей его внешности уцелело еще столько порядочности, барской изнеженности и приличия…»
Синонимы
Репетилов (персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») – пустозвон, копирующий чужую точку зрения. Автор подчеркивает глубину натуры Рублёва, его способности мыслить. Передается трагичность ситуации.
Роль в тексте
Нравственная чистота героя и преждевременная усталость, разочарование, отпечаток жизненных невзгод.
«Я, дуррак, болван…»;
Градация
«…молодое, зеленое дуется, мозгами шевелит»;
Передают нервное возбуждение героя с максимальной точностью и полнотой.
«А барышня горячится, спорит, раскраснелась вся…»;
Говорящие фамилии, комические словечки и обороты
«Всё это когда-то кипело, копошилось, парило в поднебесье…»
Помогает почувствовать накал эмоций.
«На Арбате живет некий Присвистов , отставной подполковник… выдает он дочку за купеческого сына Ескимосова ... Этот Ескимосов свинья в ермолке …
Шутливый тон оттеняет трагичность ситуации
Рассказ «Житейская мелочь»
Николай Ильич Беляев – «петербургский домовладелец, человек молодой, лет тридцати двух».
Алёша , мальчик «лет восьми, стройный, выхоленный, одетый по картинке в бархатную курточку и длинные чёрные чулки».
Алёша берет с человека взрослого некое «честное слово», в непоколебимую силу которого он страстно верит.
Структурные элементы
Примеры
Экспозиция
Николай Ильич Беляев, петербургский домовладелец, … как-то под вечер зашел к госпоже Ирниной, Ольге Ивановне, с которою… тянул скучный и длинный роман.
Герой – доверчивый ребенок
Не застав Ольги Ивановны дома, мой герой прилег в гостиной на кушетку и принялся ждать.
(наивная жизнь)
— Что? Живешь?
Толчок, «житейская мелочь»
— Как вам сказать? Прежде жилось гораздо лучше,…мы с Соней занимались только музыкой и чтением, а теперь нам французские стихи задают. А вы недавно стриглись!
— Говори, видаешь папу? Ну, по-дружески!
Реакция героя
Мальчик прижался к Беляеву и стал играть его цепочкой.
— А вы не скажете маме? — спросил он. — Честное слово?
— А вот послушай сего юного сеньора! — сказал Беляев и указал на Алешу.
Главное событие – открытие: жизнь предстаёт в новом свете
— Честное слово.
Мальчик покраснел, потом вдруг побледнел, и всё лицо его перекосило от испуга.
… Алеша уселся в угол и с ужасом рассказывал Соне, как его обманули. Он дрожал, заикался, плакал; это он первый раз в жизни лицом к лицу так грубо столкнулся с ложью; ранее же он не знал, что на этом свете, кроме сладких груш, пирожков и дорогих часов, существует еще и многое другое, чему нет названия на детском языке.
— Николай Ильич! — простонал Алеша. — Ведь вы дали честное слово!
В произведениях Чехова второй половины 80-х годов бытовое, конкретное и детализованное, включая в себя психологические темы, перерастает в социальное.
Социальное
Бытовое
Рассказ «Кошмар»
- ветхая и серая церковь;
- стариковатые лица молодых крестьян;
- скудность обстановки в доме священника;
- полная лишений жизнь деревенской интеллигенции.
Правда Кунина: вера начинается со службы, а не наоборот.
«Это воспоминание наполнило всю его душу чувством гнетущего стыда перед самим собой и перед невидимой правдой»
Заключение
Всё это - рассказы о новом видении жизни, об отказе от прежнего к ней подхода, о «внутреннем» человеке. Это общий художественный метод писателя.
Композиция психологических рассказов Чехова
- наблюдение
- «случай», порожденный экспериментом
- возвращение к исходному положению с внутренним наращением.
Список литературы:
1. А. П. Чехов Избранные сочинения в двух томах // Изд-во «художественная литература» 1986 // по изданию полн. собр. соч и писем в тридцати томах. Сочинения, т. 1-8.
2. http://www.chekhoved.ru/index.php/library/chekbov-books/114-kataev Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации.
3. Балухатый С.Д. РАННИЙ ЧЕХОВ // Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С.84-160
4. Эйхенбаум Б. О Чехове // Эйхенбаум Б. О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского; Вступ. ст. Г. Бялого. — Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1969. — С. 357—370.