Просмотр содержимого документа
«Презентация Назывные предложения»
Урок в 8 классе с использованием мультимедийной презентации на тему: « Назывные предложения»
.
Цели урока:
- 1. Расширить сведения об односоставных предложениях.
- 2. Определять роль назывных предложений в художественной литературе, газетных и журнальных очерках, статьях.
- 3 . Выработать умение пользоваться назывными предложениями.
- 4. Создать условия для совершенствования умения выполнять тестовую работу
Ответьте на вопросы:
- Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?
- Назовите виды односоставных предложений, которые мы прошли.
- Какие предложения называются определенно- личными? Неопределенно- личными? Безличными?
- Какие типы сказуемых встречаются в безличных предложениях?
Повторение темы «Односоставные предложения с главным членом сказуемым»
Начертите в тетради таблицу:
О-л.
1.
Н-л.
2.
Б/л.
3.
4.
5.
6.
Определите тип односоставных предложений:
- Люблю зимний лес.
- Мне не спится.
- Снегу намело в деревне почти до крыш.
- В поселке строят новую школу.
- Слезами горю не поможешь.
- Цыплят по осени считают
Проверка ответов:
О-л.
1.
+
Н-л.
2.
Б/л.
3.
4.
+
5.
+
+
+
6.
+
Ночь.
Улица.
Фонарь.
Аптека.
Изучение новой темы
Посмотрите на предложения:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
- Как вы думаете, какова функция каждого из данных предложений?
- Чем являются главные члены предложений?
- Как называются такие предложения?
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Александр Блок
Назывные (номинативные) предложения
Сообщают
о том, что
какое – нибудь
явление
существует в
Приобретают указательное
настоящем времени
значение с частицами вот, вон.
Вот парадный
подъезд
Признаки
1.Имеют один главный член предложения – подлежащее.
2.Утверждается наличие предмета интонацией.
3. Предложения могут быть распространенными и
нераспространенными
Запомнить:
Назывные предложения ( или номинативные ) бывают распространенными и нераспространенными .
Зима. Морозное утро.
* * * * *
Шепот, робкое дыханье, трели соловья
Серебро и колыханье сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск января,
И лобзания и слезы,
И заря, заря!
А.А.Фет
Л. Толстой
восторженно
отмечал:
«В нём нет ни
одного глагола.
Каждое
выражение —
картина».
Чтение теоретического материала стр.120
Ответьте на вопросы:
1.Что такое назывные предложения?
2.Какое время выражают назывные предложения?
3. В каких случаях назывные предложения приобретают указательное значение?
4. Где чаще всего употребляются
назывные предложения?
Чаще всего
находятся
в начале
текста.
Назывные
Характеризуются
предложения-
специфической
интонацией.
экспрессивное
Замедленный
средство
темп —
языка.
Пауза.
Назывные предложения
Публицистический
стиль
Художественный
стиль
Часто
составляют
цепочки, каждое звено-
предложение рисует
отдельную
деталь.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К. Бальмонт)
Составьте назывные предложения к картине.
Темная ночь .
Ночь темная.
Записать номера назывных предложений:
- В хорошую погоду не сидишь дома.
- В лесу потемнело.
- Слезами горю не поможешь.
- Укутанные инеем, притихшие леса.
- Светлые дали.
- Вход в музей.
- Ясный день.
- Пахнет прибитой дождём пылью.
- Мне не работалось.
- Я не работал.
- Первый звонок.
Проверим ответы:
№ 4, 5, 6, 7,11.
Найдите соответствие!
- 1.Светает. Определённо-личные
- 2.Рассвет.
- 3.Береги время. Безличные.
- 4.Увлекательная поездка.
- 5.Выходим в горы. Неопределённо- личные
- 6.Мне холодно.
- 7.Приятная прохлада. Назывные
- 8.Начинало смеркаться.
- 9.Выход в горы. Двусоставные.
- 10.Лес хорош.
- 11.Нас угостили ужином.
- 12.Уж не увидимся больше.
- 13.Светлые дали.
- 14.В центре построили новый дом.
Проверим ответы!
- 1.Светает. Определённо- личные
- 2.Рассвет.
- 3.Береги время. Безличные
- 4.Увлекательная поездка.
- 5.Выходим в горы. Неопределённо- личные
- 6.Мне холодно.
- 7.Приятная прохлада. Назывные
- 8. Начинало смеркаться.
- 9.Выход в горы. Двусоставные
- 10.Лес хорош.
- 11.Нас угостили ужином.
- 12.Уж не увидимся больше.
- 13.Светлые дали.
- 14.В центре построили новый дом.
Тест
- 1. На сколько групп делятся односоставные предложения?
- а). 10
- б). 2
- в). 3
- г). 4
- 2.Какое из этих предложений не является односоставным?
- а). На морозном воздухе было трудно дышать.
- б). На востоке синело.
- в). Дело словом не заменишь.
- г). Свод неба был тих и чист.
-
- 3. Укажите односоставное предложение.
- а).Наступил вечер.
- б).Вечереет.
- в).Вечером мы пойдём в кино.
- г). Как хороши в России летом вечера!
- 4. Найдите назывное предложение.
- а). Светало.
- б). Утро.
- в). Наступило зимнее холодное утро.
- г). В дверь постучали.
- 5. Укажите определённо-личное предложение.
- а). Утренний сон сладок.
- б). Не забуду этой встречи.
- в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.
- г). Я люблю Балтийское море.
Проверь себя.
- • 1. г).
- • 2. г).
- • 3. б).
- • 4. б).
- • 5. б).
Итог урока
- Что узнали нового?
- Что осталось непонятным?
- Что понравилось больше всего?
- Что показалось самым трудным?
Домашнее задание:
- параграфы 20 – 24 повторить;
- упражнение 247;
- подготовиться к контрольной работе по теме «Односоставные предложения».