Урок русского языка в 4 классе
(урок-исследование)
Чистописание
ть ти чь
лу ч ш е
Лучше плохо ехать, чем
хорошо пешком идти.
является
изменяется
отвечает
что делать?
частью речи
что сделать? И т. д.
по числам, временам, родам
в прош.вр.
?
Глагол
обозначает
в предложении
действие предмета
сказуемое
Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Определите у глаголов время и число.
Ст .щил со стола
Хр.нишь тайну
Пол.тят на юг
См.треть в окно
Позв.нить другу
Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Определите у глаголов время.
П.в.,ед.ч.
Ст а щил со стола
Н.в.,ед.ч.
Хр а нишь тайну
Б.в.,мн.ч.
Пол е тят на юг
?
См о треть в окно
?
Позв о нить другу
Неопределённая форма глагола
Задачи урока
Научиться образовывать гла- голы неопределенной формы.
Находить глаголы неопределенной формы в письменной и устной речи.
Узнать отличительные признаки глаголов неопределенной формы.
Узнать на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы.
Проведём исследование №1
Задайте вопрос и распределите глаголы в 2 столбика.
Держать, зарубить, мозолить, прикусить .
Что делать? Что сделать?
держать зарубить
мозолить прикусить
Вывод
исследовательской работы №1
Неопределённая
форма глагола
Что делать?
Что сделать?
?
?
Задачи урока
Научиться образовывать гла- голы неопределенной формы.
Находить глаголы неопределенной формы в письменной и устной речи.
Узнать отличительные признаки глаголов неопределенной формы.
Узнать на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы.
Проведём исследование №2
Запишите глаголы в неопределённой форме:
ид ти
иду
вез ти
везёшь
игра ть
играю
Вывод
исследовательской работы № 2
- Глаголы неопределённой формы могут оканчиваться на –ТЬ и –ТИ .
?
?
идти
везти
играть
идти
везти
играть
Проведём исследование №3
Запишите глаголы в неопределённой форме:
берегу бере чь
стригу стри чь
Вывод
исследовательской работы № 3
- Глаголы неопределённой формы могут оканчиваться на –ЧЬ
?
стричь
беречь -?
беречь
Начальная форма глагола
Неопределённая
форма
глагола
Инфинитив («неопределённый»)
Неопределённая форма глагола – это __________ форма глагола. Это _____________ форма глагола. Она не ___________ ни на _______, ни на _______ глагола. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос ___________ или _____________ .
начальная
число
время
неизменяемая
указывает
что сделать?
что делать?
Задачи урока
Находить глаголы неопределенной формы в письменной и устной речи.
Узнать отличительные признаки глаголов неопределенной формы.
Узнать на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы.
Дорогой Карлсон!
Приглашаю тебя на день рождения!
Мы весело его проведем:
Можно плясать, есть конфеты, играть,
Мультфильмы смотреть, стихи сочинять.
Мою паровую машину возьмём
И с ней испытания снова начнём.
Я вместе с тобой высоко полечу –
Так праздник отметить свой я хочу!
Твой друг Малыш.
Работа в парах
есть
плясать
играть
смотреть
сочинять
отметить
Выпишите глаголы неопределённой формы из песни «Чему учат в школе»
Проверка
Писать, вычитать, умножать, не обижать, прибавить, читать, любить, быть.
Задачи урока
Научиться образовывать гла- голы неопределенной формы.
Находить глаголы неопределенной формы в письменной и устной речи.
Узнать отличительные признаки глаголов неопределенной формы.
Узнать на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы.
Выпишите глаголы и поставьте их в начальную форму
Снег теперь уже не тот, - Потемнел он в поле. На озерах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей. Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше.
потемнеть
треснуть
расколоть
бежать
стать
зачирикать
С. Я. Маршак
молчать
Держать язык за зубами
Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы
надоедать
Мозолить глаза
запомнить
Зарубить на носу
Прикусить язык
замолчать
дремать
Клевать носом
Самостоятельная работа
Отредактируйте текст, раскрыв скобки и преобразовав слова в глаголы начальной формы.
1) Жить – Родине служить .
2) Нам песня строить и жить помогает.
3) Учить – ум точить .
4) Братья дружною толпою выезжают погулять , серых уток пострелять .
5) На припёке хорошо греть и нежить спинку.
1) (Живём) – Родине (служим).
2) Нам песня (строил) и (жил) помогает.
3) (Ученье) – ум (точенье).
4) Братья дружною толпою выезжают (погуляли), серых уток ( постреляли).
5) На припёке хорошо (греет) и (нежит) спинку.
Проверь себя!
Задачи урока
(рефлексия)
Научились образовывать гла- голы неопределенной формы.
Находили глаголы неопределенной формы в письменной и устной речи.
Узнали отличительные признаки глаголов неопределенной формы.
Узнали на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы.
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ПО ТЕМЕ « НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА »
Фамилия ___________________________ Имя ________________________
ЗНАЮ
Определение неопределённой формы глагола
УМЕЮ
На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы
Находить глаголы неопределённой формы в устной и письменной речи
Чем являются –ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы
Задавать к ним вопросы
Чем являются –ЧЬ в глаголах неопределённой формы
Обозначать –ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы
ИТОГО:
Обозначать –ЧЬ в глаголах неопределённой формы
ИТОГО:
Домашнее задание (на выбор)
I . Используя дополнительные источники, узнайте, в каких случаях используют эти глаголы.
1 вариант Одеть – надеть
2 вариант Кушать – есть
II. с. 72 правило, с. 73 № 150