Все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, всех их можно учить.
Аристотель
Неуспеваемость как педагогическая проблема. Особенности работы педагога по предупреждению неуспеваемости
Повышение качества образования - задача образовательных организаций
определена следующими документами:
- «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»,
- «Федеральные государственные образовательные стандарты»,
- Федеральный закон «Об образовании в РФ»,
- Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в российской федерации на период до 2020 года (от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн),
- Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы (от 3 марта 2015 г. № 349-р)
Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными образовательной программой.
под неуспеваемостью
понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы
Опрос: Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам учиться?
1.Неудовлетворенность организацией учебного процесса (не удобное время и помещение).
2.Неудовлетворительное преподавание по некоторым темам.
3. Длительное время тратится на дорогу, не регулярное посещение занятий.
4. Отсутствие возможности пообедать.
5.Плохое здоровье.
6.Нежелание учиться вообще.
7. Не понимаю, что объясняют, высокий уровень сложности материала.
8. Не сложились положительные отношения в этой группе.
Причины неуспеваемости
Внешние:
- Социальные причины (снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы);
- Семейные и бытовые условия (общежитие, безнадзорность);
- Несовершенство организации учебного процесса ( неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов);
- Неподготовленность к обучению;
- Педагогическая запущенность.
Внутренние:
- недостатки в потребностно – мотивационной сфере,
- недостатки в познавательной сфере: низкое развитие интеллекта (несформированность анализа и синтеза, обобщения), дефекты речи, особенности развития зрения и слуха;
- слабое развитие волевой сферы у учащихся (К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли ").
- Ослабленное соматическое состояние ( здоровье),
- личностные проблемы, поведенческие , негативные взаимоотношения с сокурсниками и педагогами.
Какие причины считаются уважительными ?
- болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3 дней.
- мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие.
- освобождение от занятия студента в случае плохого самочувствия с предупреждением преподавателя -предметника или классного руководителя.
- по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя заведующего отделением колледжа).
- Все остальные причины считаются неуважительными.
Основные признаки неуспеваемости
1) не усвоил понятий в системе;
2) не стремится получать новые знания,
неправильно сформировавшееся отношение
к учению, непонимание его общественной значимости;
3) Низкая активной мыслительной работы, отсутствует стремление понять и осмыслить задания (зазубривание, списывание, подсказки, угадывание);
4) избегает трудностей творческой деятельности;
5) не стремится к оценке своих достижений;
6) не умеет самостоятельно работать, пользуется малоэффективными способами учебной работы (напр, начинает выполнять практические задания раньше, чем выучивает правило, небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей, невыполненные д\з);
7) недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий обучающемуся проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Пути преодоления неуспеваемости :
- Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
- Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности, индивидуальный подход в Д/З.
- Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).
- Воспитательное воздействие. С неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей.
Типы неуспевающих студентов
- 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.
- 2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению .
- 3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Педагогическая работа с учащимися
- Для I группы неуспевающих ( со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться ) проводят специальные занятия по формированию познавательных процессов . Главное – учить их учиться . Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей. Вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Использовать все возможности учебного материала:
- Использовать опорные схемы , таблицы, планы
- активизировать самостоятельное мышление через проблемные ситуации;
- организовывать сотрудничество обучающихся на уроке, взаимообучение;
- выстраивать позитивные отношения с группой;
- вырабатывая позитивную самооценку ,
- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
Работа с учащимися, не желающими учиться (II гр)
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности
Задача педагога :
- помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний, личную и общественную значимость образования ;
- развивать ответственность , целеустремленность, стремление доводить начатое до конца;
- поддерживать уверенность студентов в собственных силах, демонстрировать позитивную оценку успехов .
Применяют активные методы обучения :
- Решение проблемных задач;
- экспериментирование, исследовательские проекты при изучении учебного материала;
- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
- организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Студентам III группы
- Необходимо найти позитивные качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может. Меры предупреждения неуспеваемости обучающихся
1. Всестороннее повышение эффективности каждого занятия.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к обучающемуся.
4. Дифференцированная система домашних заданий.
5. Закрепление за неуспевающими обучающимися более сильных студентов.
Работа с неуспевающими студентами может осуществляться как на учебном занятии, так и вне занятия (консультации).
Практическое задание
Этапы занятия
Виды и приемы профилактики неуспеваемости и помощи в учении
Контроль готовности обучающихся
Задачи и
Актуализация знаний и умения
критерии достижения результатов
Изучение нового материала
Самостоятельная аудиторная работа
Самостоятельная внеаудиторная работа
Оказание помощи неуспевающему студенту на учебном занятии
1. В процессе контроля за подготовленностью обучающихся
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
2. При изложении нового материала
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы;
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
3. При организации самостоятельной работы
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
Предложение обучающимся примерного плана ответа;
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.;
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
Напоминание приема и способа выполнения задания;
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Создание благоприятных условий для неуспевающих :
- стимулировать развитие интересов;
- поставить перед учеником доступные для него задачи;
- используют игровую и практическую деятельность;
- провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения;
- в ходе самостоятельной работы задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, более подробно, инструктировать их
- Создать условия , когда нарушение правил (не выполнение заданий) становится не выгодным -субъективно-прагматический метод стимулирования учебной деятельности.
Виды работ со слабоуспевающими студентами
Карточки для индивидуальной работы;
- Задания с выбором ответа;
- Карточки – тренажеры ;
- Специальные обучающие таблицы и схемы для самоконтроля;
- "Карточки – информаторы " (с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями);
- "Карточки с образцами решения";
- "Карточки-конспекты ";
- "Карточки- инструкции ", в которых даются указания к выполнению заданий;
- равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности;
- Творческие задания;
- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения;
Преподаватель ведет следующую документацию
- график индивидуальной работы со слабоуспевающими, неуспевающими на учебный год в кабинете;
- комплект заданий для ликвидации пробелов в знаниях;
- отчет преподавателя по работе со слабоуспевающими
Ф.И.О.
студента
Причины
Использованы
неуспеваемости
Формы и график
виды опроса по неосвоенным темам
Результат
ликвидации
пробелов
работы
Памятка " Психотерапия неуспеваемости"
1 . «Не бить лежачего». Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. За двумя зайцами погонишься … Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение . Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами . Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу . Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха .
7. Техника оценочной безопасности . Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Учащийся не объект, а соучастник оценки . Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации.
9. Сравнивайте достижения. Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося .
Список использованных источников
Ананьев Б.Г. О методах современной психологии. ЛГУ, 1976.
Безруких М.М. "Психофизиологические особенности обучения и современные требования к обучению (ФГОС)
"Беспалько В.П. Персонифицированное образование. – М.: Педагогика. - 1998. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы. – М.: ВЛАДОС – 2003
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы. – М. ВЛАДОС – 2003.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. – М.: Просвещение. 1990.
Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. – М.: Современное слово, 2001.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов. Феникс, 2006.
Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.Педагогика, 1998
Паршутин И.А., Методы стимулирования учебной деятельности. Феникс, 2008.
Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: М. 2010.
Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 1998.
Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007
С тех пор как мир возник во мгле,
Еще никто на всей земле
Не предавался сожаленью
О том, что отдал жизнь ученью.
Рудаки
Спасибо за внимание!