Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
«И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа»
Семья Маяковских, 1905 год
- Семья Маяковских была одной из тех русских семей, которые, поселились на Кавказе еще в 19 веке и много сделали для сближения и взаимопонимания народов России и Кавказа.
- Семья Маяковских принадлежала к обедневшему дворянскому сословию, так что отцу приходилось трудиться в поте лица, чтобы не только прокормить семью , но и дать образование детям. Родители были людьми образованными, разбирались в литературе, живописи и очень любили музыку
Детство
- В.В. Маяковский родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил лесничим, предки - из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902—1906 гг.Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г
Юношество
В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как
несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов
(1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества.
Личная жизнь В.Маяковского
Личная жизнь Владимира Маяковского была насыщенной и включала различные отношения.
Первая и безответная любовь Маяковского - Мария Денисова , с ней в дальнейшем будет связана и любовная лирика поэта.
Любовью всей жизни Маяковского была Лиля Брик , которая на протяжении длительного периода была его музой. Молодой поэт на то время встречался с ее сестрой — Эльзой Триоле, и однажды девушка привела Владимира в квартиру Бриков. Именно там он познакомился с Лилей в июле 1915 года на даче её родителей в Малаховке под Москвой. Там Маяковский впервые прочитал поэму «Облако в штанах», а потом торжественно посвятил ее Лиле. Как ни удивительно, но прообразом героини этой поэмы была скульптор Мария Денисова, в которую поэт влюбился в 1914 году. В скором времени между Владимиром и Лилей вспыхнул роман.
Маяковский ухаживал за Лилей бурно, безоглядно.
Ему нравилось и то, что перед ним была дама, женщина другого круга
Лиля стала музой Маяковского , именно ей он посвящал практически все стихи о любви. Безграничную глубину своих чувств к Брик автор выразил в произведениях «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Лиличка!».
Также были и другие романы в жизни поэта.
Например, отношения с Элли Джонс — эмигранткой из России, которая родила ему дочь Елену-Патрисию (1926–2016).
Мимолетные отношения связывали поэта с Софьей Шамардиной и Натальей Брюханенко.
В Париже поэт встретился с эмигранткой Татьяной Яковлевой . Чувства крепли и обещали превратиться во что-то серьезное и продолжительное. Маяковский хотел, чтобы Яковлева приехала в Москву, но та отказалась. Тогда в 1929 Владимир решил поехать к ней сам, однако не смог получить визу. Ей было посвящено стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой»
Последней любовью Владимира Маяковского была молодая замужняя актриса Вероника Полонская . Поэт требовал бросить мужа, но Вероника не решалась, ведь 36-летний Маяковский казался ей противоречивым, импульсивным и непостоянным.
Сложности в отношениях с молодой возлюбленной подтолкнули Маяковского к роковому шагу.
Она была последней, кого Владимир видел перед смертью. Он слезно просил ее не идти на запланированную репетицию. Не успела закрыться за девушкой дверь, как прозвучал выстрел. Полонская не решилась прийти на похороны, ведь родственники поэта считали ее виновницей в смерти родного человека.
Отношение к поэзии
Маяковский был уверен, что поэзия должна доказывать, убеждать, вести за собой
• Искусство, по его представлению, может стать формой строительства новой жизни. призвать к активному действию.
• Помимо этого, у поэта есть и другая, еще более высокая миссия - видеть то, чего никто не замечает, и доносить это до народа.
• Поэт, по представлению Маяковского, такой же труженик, как и рабочий . Это тяжелая и опасная работа,и она необходима Родине
Лирика В.В.Маяковского
Футуризм - с лат. «будущее», литературное течение 1910-1920-х годов, выдвигавшее идею разрушения культурных стереотипов.
Черты футуризма:
• Отрицание традиционной культуры , мечта о появлении сверхискусства, чтобы с его помощью преобразить мир
• Словотворчество , обновление поэтического языка, поиск новых форм выражения, новых рифм
• Тяготение к разговорной речи
• Особый способ чтения стихотворений – декламирование
• Эпатаж , искусственное создание атмосферы литературного скандала.
Творчество Маяковского
• Образ лирического героя-бунтаря, который является тонко чувствующим и ранимым
• Обилие гипербол
• Большое количество неологизмов
• Динамичность лирики
• Поэзия Маяковского носит деятельный характер, Цветаева, размышляя о новой советской поэзии, отмечала: «От Маяковского - делается. От Пастернака - думается».
• Антиэстетизм
• «Криковой стих» (по словам Ю.Н. Тынянова).
«Не бойтесь быть разными, бойтесь быть одинаковыми».
«Настоящее искусство — это не красота, а смысл».
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Лирический герой раннего Маяковского — бунтарь и борец бросающий вызов целому миру.
одержимый духом протеста. Он уверен, что победит рутину пошлой жизни, «мир огромив
мощью голоса», силой своего протеста сможет преодолеть приземленность обыденности.
сковывающую полет мысли и способность к действию.
Он часто противопоставлен толпе, одинок и непонятен обществу.
Лирический терой Маяковского - страдающий и слособный к состраданию человек. Он
убежден в необходимости отзываться на чужую боль,
В стихотворениях о чувствах он до исступления любящий, нежный и ранимый.
«Я пишу, потому что я больше не в состоянии об этом думать».
ГЕРОЙ-РЕВОЛЮЦИОНЕР
• Неприятие мира и одиночество вызывают в лирическом герое стремление к новому.
Прошлое и настоящее России его не удовлетворяют, и выход видится в революционном
будущем.
• Маяковский верил в великую очищающую силу революционного преображения мира
• Революцию он воспринимал как обновление, в результате которого одинокий сейчас герой
окажется среди единомышленников, и они вместе будут двигать мир
к преображению.
• В автобиографии «Я сам» Маяковский писал: «Принимать или не принимать? Такого вопроса
для меня... не было. Моя революция».
: Оло дообе рый тик обновлению мила, необходима была борьба
«Мы живем в мире, где все меняется, но только одно остается неизменным — это любовь»
Любовная лирика Владимира Маяковского своеобразна. Большей частью это стихи-монологи , поэт обращается к возлюбленным, к читателям, но его вопросы часто риторические, что лишь подчёркивает невозможность диалога и неотвратимость печального финала .
Особенность любовной лирики Маяковского в том, что в ней часто переплетается гражданское и личное. Любовь у него — стихия, ураган, сжигающее солнце.
В своей поэзии Маяковский активно занимается словотворчеством. Мучительное состояние лирического героя описывается с помощью авторских неологизмов, а смятение чувств поэта выражают оригинальные метафоры.
Основные произведения, относящиеся к любовной лирике.
Поэма "Облако в штанах",
"Флейта - позвоночник",
"Люблю",
"Про это",
Стихотворения:
"Любовь",
"Лиличка",
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви",
"Письмо Татьяне Яковлевой"
«Любовь — это когда ты готов отдать все ради любимого человека».
В поэме "Облако в штанах" поэт рассказывает о своей безответной любви с первого взгляда в юную Марию Денисову, в которую он влюбился в 1914 году в Одессе.
Он так охарактеризовал свои чувства:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме:
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было, было в Одессе.
«Лиличка!» — стихотворение Владимира Маяковского, написанное 26 мая 1916 года и адресованное Лиле Брик.
Жанр — послание. Поэт ведёт монолог, обращаясь к своей возлюбленной. Он предаётся воспоминаниям прошлого, с горечью переживает разрыв, не уставая признаваться в своих чувствах.
Композиция — стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Текст не делится ни на смысловые части, ни на строфы, представляет собой единый поток чувств. Поэт использует антитезу, противопоставляет счастливую первую встречу с возлюбленной и настоящее, когда её чувства охладели, и она готова выгнать героя.
Лирический герой испытывает сильные чувства к возлюбленной, однако им суждено расстаться.
Несмотря на это, чувства героя стихотворения не угасают, он, наоборот, желает удержать избранницу, говорит, что без нее нет смысла в жизни, и он не властен над собой без ее любви. Однако возлюбленная все равно уходит и лирическому герою остается лишь просить позволения «выстелить» нежностью ее уходящий шаг.
Основная тема: любовь, переплетённая с патриотизмом. Лирический герой страстно влюблён, но его чувства к женщине неотделимы от любви к родине.
Композиция: стихотворение можно разделить на несколько частей:
Вступление: герой выражает свою ревность и ненависть к парижской лёгкой любви.
Обращение к Татьяне: он описывает свои чувства и страсть к ней, подчёркивая их серьёзность.
Патриотическая часть: герой объясняет свои чувства через любовь к Советской России, противопоставляя её парижской жизни.
Заключение: он заявляет, что всё равно завоюет её любовь, даже если придётся «взять Париж».
Настроение: в стихотворении царит страстное, ревностное и решительное настроение. Оно не меняется на протяжении всего текста, усиливаясь в своей эмоциональной напряжённости.
Идея стихотворения: основная мысль — невозможность разделить личные чувства и патриотизм. Маяковский показывает, что любовь для него не только к женщине, но и к родине, и он не может спокойно воспринимать факт жизни возлюбленной вдали от Советской России.
«Письмо Татьяне Яковлевой»
Я не люблю
парижскую любовь :
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи .
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму —
одну
или вдвоем с Парижем .
Любил Маяковский всегда неровно, тяжело, трагично. Все знают, что самой большой любовью его была Лиля Брик.
Но женщин в жизни поэта было значительно больше. Роковых же женщин, заметно оставивших след в его сердце, жизни и смерти, было три.
И всегда он хотел одного - безраздельно обладать своей возлюбленной.
Однако ни одна из его главных любовей - ни Лиля
Брик, ни Татьяна Яковлевна, ни Вероника Полонская - никогда не принадлежали ему полностью. Именно в этом постоянном необладании и заключался весь трагизм любви поэта.
«Я любил. Не стоит в старом рыться».