Урок русского языка в 7 классе
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Тёшинская средняя школа»
Старова С.В.
ПРЕДЛОГИ И СОЮЗЫ
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
ПРОВЕРЯЕМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Рассуждение на лингвистическую тему
ПРЕДЛОГИ И СОЮЗЫ - ОБЩЕЕ
- СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ;
- НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ;
- БЫВАЮТ ПРОСТЫМИ И СОСТАВНЫМИ;
- НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ПРОВЕРЯЕМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПРЕДЛОГИ И СОЮЗЫ - РАЗЛИЧИЯ
ПРЕДЛОГ
- СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ;
- БЫВАЮТ ПРОИЗВОДНЫМИ И НЕПРОИЗВОДНЫМИ; ОДНОЗНАЧНЫМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ.
СОЮЗ
- СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЧАСТЕЙ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ;
- БЫВАЮТ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМИ
Лингвистическая разминка
Две ноты, союз,
Всё вместе игра,
В которую любит
Играть детвора.
( До-ми-но).
Союз, предлог
и падежная форма
личного местоимения
дают плод южноамериканского растения.
( А-на-нас).
Мой первый слог на дереве,
Второй мой слог-союз,
А в целом я материя
И на костюм гожусь.
(Сук-но).
Трижды используя данное предложение, составьте сложносочинённое, сложноподчинённое предложения и предложение с однородными членами.
Неожиданно набежала тучка.
Составить схемы предложений .
ВОЗМОЖНО ЛИ ТАКОЕ?
А) И
Б) , И
В) И,
Г) ,И,
ВОЗМОЖНО ЛИ ТАКОЕ?
А) И
Б) [ ] , И [ ] .
В) [ … И, обособленный член , ] .
предложения
Г) [ ] , И [ , обособленный член ,… ] .
предложения
Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях.
- Няня, не смотря на свою нежную привязанность ко мне, не упускала случая рассказать о моих выходках.
Няня, несмотря на свою нежную привязанность ко мне, не упускала случая рассказать о моих выходках
- В тоже время я с неописуемым удивлением смотрел на парящий в воздухе остров населеный людьми.
В то же время я с неописуемым удивлением смотрел на парящий в воздухе остров , населе нн ый людьми.
- В продолжении пяти дней ветер поднявшийся
не ожидано гнал нас в открытое море вселяя в наши души
отчаяние.
В продолжени е пяти дней ветер , поднявшийся неожиданно, гнал нас в открытое море , вселяя в наши души
отчаяние.
- Благодаря моих товарищей я успешно закончил
четверть.
Благодаря моим товарищам я успешно закончил четверть.
АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- Характер для человека - это то(же), что и запах для цветка.
- Молчание то(же) ответ.
- Что(бы) ни случилось, не теряй бодрости.
- Что(бы) быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.
- (В)течени.. недели все готовились к семинару.
- Мы быстро договорились (на)счет похода.
- Ушел, (не)смотря на предупреждение.
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ
Для чего нужно изучать союзы и предлоги?
Продолжите фразу:
- На уроке я работал…
- Своей работой на уроке я….
- Урок для меня показался…
- Мое настроение на уроке…
- Материал урока был мне…
Домашнее задание
- 1уровень: упр.420;
- 2уровень: творческое задание : сочинение-миниатюра
- «Звуки весны»
Спасибо за работу!
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) А, Г, В, Б; 3) А, Г, Б, В;
2) А, В, Б, Г; 4) А, В, Г, Б.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
2. Найди ошибочное утверждение.
1) Предложение А - сложносочиненное, из 2 простых;
2) предложение Б - простое со сравнительным оборотом;
3) предложение В - сложносочиненное, из 2 простых;
4) предложение Г - сложное бессоюзное, состоит из 2 простых.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
3. Найди ошибочное утверждение.
1) по-своему - наречие;
2) синеватые - причастие;
3) а - сочинительный противительный союз;
4) под ними - местоимение с предлогом.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
4. Укажите предложение с пунктуационный ошибкой:
1) А; 3) В;
2) Б; 4) Г.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
5. Укажите предложения с предлогами.
1) А, Б; 3) В, Г;
2) Б, В; 4) А, Г.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
6. В каком предложении есть слова с чередованием гласной в корне?
1) Г; 3) Б;
2) В; 4) А.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
7. В каком слове совпадает количество букв и звуков?
1) по-своему; 3) ними;
2) казалась; 4) легкие.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
8. Какое слово соответствует схеме: корень- суффикс – суффикс - окончание ?
1) висели; 3) синеватые;
2) казалась; 4) красив.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) А, Г, В, Б; 3) А, Г, Б, В;
2) А, В, Б, Г; 4) А, В, Г, Б.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
2. Найди ошибочное утверждение.
1) Предложение А - сложносочиненное, из 2 простых;
2) предложение Б - простое со сравнительным оборотом;
3) предложение В - сложносочиненное, из 2 простых;
4) предложение Г - сложное бессоюзное, состоит из 2 простых.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
3. Найди ошибочное утверждение.
1) по-своему - наречие;
2) синеватые - причастие;
3) а - сочинительный противительный союз;
4) под ними - местоимение с предлогом.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
4. Укажите предложение с пунктуационный ошибкой:
1) А; 3) В;
2) Б; 4) Г.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
5. Укажите предложения с предлогами.
1) А, Б; 3) В, Г;
2) Б, В; 4) А, Г.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
6. В каком предложении есть слова с чередованием гласной в корне?
1) Г; 3) Б;
2) В; 4) А.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
7. В каком слове совпадает количество букв и звуков?
1) по-своему; 3) ними;
2) казалась; 4) легкие.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
А. Над рекой висели два моста и каждый из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие, синеватые холмы.
8. Какое слово соответствует схеме: корень- суффикс – суффикс - окончание ?
1) висели; 3) синеватые;
2) казалась; 4) красив.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Оцениваем себя
5 – 8 баллов;
4 – 7-6 баллов;
3 – 5-4 балла;
2 – менее 4х баллов.