СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Общение в системе межличностных отношений"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевая аудитория: Студенты, психологи, менеджеры, широкий круг лиц, интересующихся психологией общения. Общая цель: Раскрыть роль, функции и механизмы общения как фундаментальной основы построения межличностных отношений. Ключевой тезис: Общение — это не просто обмен информацией, а сложный процесс взаимовлияния, установления контакта и построения отношений между людьми.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Общение в системе межличностных отношений"»

Психология общения Введение. Категория «общение» в психологии.

Психология общения

Введение. Категория «общение» в психологии.

Важность человеческого общения   «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент-Экзюпери)

Важность человеческого общения

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Актуальность темы - Цифровая эра vs. Одиночество:  Гиперсвязность не гарантирует понимания. Качество связи важнее количества контактов. - Ключ к профессиональному успеху:  Основа Soft Skills — коммуникация, переговоры, командная работа, эмоциональный интеллект. - Фундамент личных отношений:  Источники самых ярких радостей и самых горьких обид кроются в качестве нашего общения.

Актуальность темы

- Цифровая эра vs. Одиночество:  Гиперсвязность не гарантирует понимания. Качество связи важнее количества контактов.

- Ключ к профессиональному успеху:  Основа Soft Skills — коммуникация, переговоры, командная работа, эмоциональный интеллект.

- Фундамент личных отношений:  Источники самых ярких радостей и самых горьких обид кроются в качестве нашего общения.

Цель занятия - Заложить  фундамент  и создать  систему координат  для анализа любого взаимодействия. Не просто «как произвести впечатление», а понять глубинную структуру процесса общения .

Цель занятия

- Заложить  фундамент  и создать  систему координат  для анализа любого взаимодействия.

Не просто «как произвести впечатление», а понять глубинную структуру процесса общения .

Ключевые вопросы занятия Что это?   Дадим психологическое определение общения. - Из чего состоит? Разберем  три неразрывные стороны  (грани) общения. Как это использовать?   Научимся видеть эту структуру в жизни

Ключевые вопросы занятия

  • Что это?  

Дадим психологическое определение общения.

- Из чего состоит?

Разберем  три неразрывные стороны  (грани) общения.

  • Как это использовать?  

Научимся видеть эту структуру в жизни

Что такое общение? ОБЩЕНИЕ Это НЕ ПРОСТО:  Обмен словами и фактами. Взаимное влияние, обмен эмоциями, понимание, взаимодействие. Сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Что такое общение?

ОБЩЕНИЕ

Это НЕ ПРОСТО:  Обмен словами и фактами.

Взаимное влияние, обмен эмоциями, понимание, взаимодействие.

Сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Три стороны общения Коммуникация Социальная перцепция (Обмен информацией) (Восприятие и понимание) ОБЩЕНИЕ Интеракция (Взаимодействие) Эти три стороны неразделимы и проявляются в любом акте общения одновременно. Мы лишь условно выделяем их для анализа.

Три стороны общения

Коммуникация

Социальная перцепция

(Обмен информацией)

(Восприятие и понимание)

ОБЩЕНИЕ

Интеракция

(Взаимодействие)

Эти три стороны неразделимы и проявляются в любом акте общения одновременно.

Мы лишь условно выделяем их для анализа.

Коммуникация: больше, чем слова Суть:  Обмен мыслями, идеями, чувствами. Ключевая идея:  Важен не сам факт, а его  интерпретация . Барьеры: Семантический («по-разному понимаем слова») Психологический (настроение, предубеждения) Фонетический (качество речи, шум)

Коммуникация: больше, чем слова

Суть:  Обмен мыслями, идеями, чувствами.

Ключевая идея:  Важен не сам факт, а его  интерпретация .

Барьеры:

Семантический («по-разному понимаем слова»)

Психологический (настроение, предубеждения)

Фонетический (качество речи, шум)

Средства коммуникации Вербальные Невербальные Слова Смысл Структура речи Жесты, мимика, поза Интонация, тембр, паузы Дистанция Прикосновения

Средства коммуникации

Вербальные

Невербальные

  • Слова
  • Смысл
  • Структура речи
  • Жесты, мимика, поза
  • Интонация, тембр, паузы
  • Дистанция
  • Прикосновения
Интерактивная сторона: организация совместной деятельности Суть:  Обмен действиями, распределение ролей, влияние друг на друга. Ключевой вопрос:  «КАК мы взаимодействуем?» Стратегии: Сотрудничество: «Мы — команда» Соперничество: «Я vs Ты» Конфликт:  «Я vs Ты» (деструктивный вариант)

Интерактивная сторона: организация совместной деятельности

Суть:  Обмен действиями, распределение ролей, влияние друг на друга.

Ключевой вопрос:  «КАК мы взаимодействуем?»

Стратегии:

Сотрудничество: «Мы — команда»

Соперничество: «Я vs Ты»

Конфликт:  «Я vs Ты» (деструктивный вариант)

значит хороший во всем») Эффект первичности  («Первое впечатление — самое сильное») Стереотипизация  («Все представители группы Х — одинаковы») Проекция  («Приписываю тебе свои черты») " width="640"

Социальная перцепция: «Как я тебя вижу?»

Суть:  Процесс восприятия, оценки и понимания партнера по общению.

Ключевая идея:  Наше восприятие  всегда субъективно  и искажено.

Эффекты восприятия:

Эффект ореола  («Нравится - значит хороший во всем»)

Эффект первичности  («Первое впечатление — самое сильное»)

Стереотипизация  («Все представители группы Х — одинаковы»)

Проекция  («Приписываю тебе свои черты»)

Практика Ситуация:  «Студент опоздал на встречу с руководителем проекта. Вбегает взволнованный, оправдывается. Руководитель хмурится, смотрит на часы, сухо говорит: «Садитесь, приступим»». Задание:  Проанализируйте в парах по трем сторонам общения: Коммуникация  (Что сказали? Как сказали?) Интеракция  (Кто главный? Какая стратегия?) Перцепция  (Какое впечатление сложилось? Какие эффекты?)

Практика

Ситуация:  «Студент опоздал на встречу с руководителем проекта. Вбегает взволнованный, оправдывается. Руководитель хмурится, смотрит на часы, сухо говорит: «Садитесь, приступим»».

Задание:  Проанализируйте в парах по трем сторонам общения:

Коммуникация  (Что сказали? Как сказали?)

Интеракция  (Кто главный? Какая стратегия?)

Перцепция  (Какое впечатление сложилось? Какие эффекты?)

Итоги Социальная перцепция Коммуникация (Восприятие и понимание) (Обмен информацией) ОБЩЕНИЕ Интеракция (Взаимодействие) Выводы: Общение — сложный процесс из  трех неразделимых сторон . Понимание этой структуры — путь к  осознанному  и  эффективному  общению. Это основа вашего  профессионального  и  личностного  успеха.

Итоги

Социальная перцепция

Коммуникация

(Восприятие и понимание)

(Обмен информацией)

ОБЩЕНИЕ

Интеракция

(Взаимодействие)

Выводы:

Общение — сложный процесс из  трех неразделимых сторон .

Понимание этой структуры — путь к  осознанному  и  эффективному  общению.

Это основа вашего  профессионального  и  личностного  успеха.

Домашнее задание 1. Закрепить конспект. 2. Практика:  Провести  наблюдение  за одним из своих реальных диалогов. 3. Проанализировать  по трем сторонам общения: Что преобладало? Какие были барьеры? Какая стратегия взаимодействия? Были ли ошибки восприятия?

Домашнее задание

1. Закрепить конспект.

2. Практика:  Провести  наблюдение  за одним из своих реальных диалогов.

3. Проанализировать  по трем сторонам общения:

Что преобладало?

Какие были барьеры?

Какая стратегия взаимодействия?

Были ли ошибки восприятия?

Психология общения Общение в системе межличностных и общественных отношений

Психология общения

Общение в системе межличностных и общественных отношений

«Человек есть совокупность всех общественных отношений» Отношения определяют: - Наше благополучие и психическое здоровье. - Профессиональный и карьерный рост. - Нашу идентичность («Я» через отношение ко «Мне» и «Я» к «Другим»). Общение — это «кровь», которая питает эту сеть. Без него отношения умирают.

«Человек есть совокупность всех общественных отношений»

Отношения определяют:

- Наше благополучие и психическое здоровье.

- Профессиональный и карьерный рост.

- Нашу идентичность («Я» через отношение ко «Мне» и «Я» к «Другим»).

Общение — это «кровь», которая питает эту сеть. Без него отношения умирают.

План занятия Актуальность темы:   Отношения как фундамент жизни. Что такое отношения?   Структура и виды. Межличностные и Общественные отношения:  В чем разница? Роль общения:   Как общение связывает эти два уровня? Функции общения в отношениях.   Практикум: анализ кейса. Итоги и выводы.  Домашнее задание.

План занятия

Актуальность темы:   Отношения как фундамент жизни.

Что такое отношения?   Структура и виды.

Межличностные и Общественные отношения:  В чем разница?

Роль общения:   Как общение связывает эти два уровня?

Функции общения в отношениях.   Практикум: анализ кейса.

Итоги и выводы.  Домашнее задание.

Что такое отношения? Отношения  — это система избирательных связей личности с действительностью, возникающая в процессе взаимодействия. Основа отношений = Взаимодействие → Совместная деятельность → ОБЩЕНИЕ. Структура отношений: Когнитивный компонент  (Знания, представления друг о друге) Эмоциональный компонент  (Чувства, симпатии/антипатии) Поведенческий компонент  (Конкретные действия, общение)

Что такое отношения?

Отношения  — это система избирательных связей личности с действительностью, возникающая в процессе взаимодействия.

Основа отношений = Взаимодействие → Совместная деятельность → ОБЩЕНИЕ.

Структура отношений:

Когнитивный компонент  (Знания, представления друг о друге)

Эмоциональный компонент  (Чувства, симпатии/антипатии)

Поведенческий компонент  (Конкретные действия, общение)

Два уровня отношений: межличностные Межличностные отношения  — субъективно переживаемые, глубоко личные связи между людьми. Основа:  Эмоциональная вовлеченность, психологическая близость, привязанность (или неприязнь). Характер:  Неформальный, «горизонтальный». Примеры:  Дружба, любовь, товарищество, вражда, неприятие. Критерий:  «Нравятся/не нравятся», «близок/не близок».

Два уровня отношений: межличностные

Межличностные отношения  — субъективно переживаемые, глубоко личные связи между людьми.

Основа:  Эмоциональная вовлеченность, психологическая близость, привязанность (или неприязнь).

Характер:  Неформальный, «горизонтальный».

Примеры:  Дружба, любовь, товарищество, вражда, неприятие.

Критерий:  «Нравятся/не нравятся», «близок/не близок».

Два уровня отношений: общественные Общественные отношения  — объективно складывающиеся связи в обществе, определяемые социальными ролями и статусами. Основа:  Положение в обществе (начальник-подчиненный, продавец-покупатель, преподаватель-студент). Характер:  Часто формальный, «вертикальный», регламентированный. Примеры:  Экономические, правовые, профессиональные отношения. Критерий:  «Эффективно/неэффективно», «правильно/неправильно».

Два уровня отношений: общественные

Общественные отношения  — объективно складывающиеся связи в обществе, определяемые социальными ролями и статусами.

Основа:  Положение в обществе (начальник-подчиненный, продавец-покупатель, преподаватель-студент).

Характер:  Часто формальный, «вертикальный», регламентированный.

Примеры:  Экономические, правовые, профессиональные отношения.

Критерий:  «Эффективно/неэффективно», «правильно/неправильно».

Сравнительная таблица Критерий Межличностные отношения Основа Регуляция Общественные отношения Чувства, симпатии Нормы морали, чувства Социальные роли, статусы Характер Законы, уставы, инструкции Неформальный, личный Цель Удовлетворение потребности в общении Формальный, деперсонифицированный Достижение социальных целей

Сравнительная таблица

Критерий

Межличностные отношения

Основа

Регуляция

Общественные отношения

Чувства, симпатии

Нормы морали, чувства

Социальные роли, статусы

Характер

Законы, уставы, инструкции

Неформальный, личный

Цель

Удовлетворение потребности в общении

Формальный, деперсонифицированный

Достижение социальных целей

Взаимосвязь двух уровней Межлич-ностный Общест-венный Общение Общественные отношения  задают «рамки» и «контекст» для общения (где, с кем, о чем мы общаемся). Межличностные отношения  наполняют эти рамки «живым» содержанием (как именно мы общаемся, с каким настроением). Общение — это процесс, в котором эти два уровня постоянно пересекаются и влияют друг на друга.

Взаимосвязь двух уровней

Межлич-ностный

Общест-венный

Общение

Общественные отношения  задают «рамки» и «контекст» для общения (где, с кем, о чем мы общаемся).

Межличностные отношения  наполняют эти рамки «живым» содержанием (как именно мы общаемся, с каким настроением).

Общение — это процесс, в котором эти два уровня постоянно пересекаются и влияют друг на друга.

Функции общения в построении отношений Инструментальная функция:  Общение для организации совместной деятельности (достижение цели). Функция подтверждения:  («Я есть!») — приветствия, прощания, обращение по имени, знаки внимания. Подтверждаем свое и чужое существование. Формирующая функция:  Отношения РОЖДАЮТСЯ и РАЗВИВАЮТСЯ только в процессе общения. Нет общения — нет отношений. Функция поддержания отношений:  Общение — это «клей», который поддерживает и «ремонтирует» связи. Эмотивная функция:  Обмен эмоциями, сопереживание, что укрепляет межличностную составляющую.

Функции общения в построении отношений

Инструментальная функция:  Общение для организации совместной деятельности (достижение цели).

Функция подтверждения:  («Я есть!») — приветствия, прощания, обращение по имени, знаки внимания. Подтверждаем свое и чужое существование.

Формирующая функция:  Отношения РОЖДАЮТСЯ и РАЗВИВАЮТСЯ только в процессе общения. Нет общения — нет отношений.

Функция поддержания отношений:  Общение — это «клей», который поддерживает и «ремонтирует» связи.

Эмотивная функция:  Обмен эмоциями, сопереживание, что укрепляет межличностную составляющую.

Практика Ситуация 1:  Вы и ваш одногруппник работаете над совместным проектом (общественные отношения). В процессе работы вы узнаете друг друга лучше, шутите, делитесь личными историями. Ситуация 2:  Ваш близкий друг (межличностные отношения) стал вашим непосредственным начальником. Задание для обсуждения (5 мин): -Как меняется общение в каждой из ситуаций? -Какие функции общения выходят на первый план? -Какие конфликты могут возникнуть на стыке двух типов отношений?

Практика

Ситуация 1:  Вы и ваш одногруппник работаете над совместным проектом (общественные отношения). В процессе работы вы узнаете друг друга лучше, шутите, делитесь личными историями.

Ситуация 2:  Ваш близкий друг (межличностные отношения) стал вашим непосредственным начальником.

Задание для обсуждения (5 мин):

-Как меняется общение в каждой из ситуаций?

-Какие функции общения выходят на первый план?

-Какие конфликты могут возникнуть на стыке двух типов отношений?

Выводы -Отношения — сложная система, состоящая из  межличностного  (личного) и  общественного  (социального) уровней. Эти уровни тесно  переплетены  и влияют друг на друга.  -Общение  является главным процессом, который реализует это влияние и является жизненной силой любых отношений. Понимание этой двойной природы помогает осознанно выстраивать общение в разных контекстах и избегать ролевых конфликтов.

Выводы

-Отношения — сложная система, состоящая из  межличностного  (личного) и  общественного  (социального) уровней.

Эти уровни тесно  переплетены  и влияют друг на друга.

-Общение  является главным процессом, который реализует это влияние и является жизненной силой любых отношений.

Понимание этой двойной природы помогает осознанно выстраивать общение в разных контекстах и избегать ролевых конфликтов.