Обучение детей с различными образовательными потребностями. Адаптированная образовательная программа(АОП) для детей с ЗПР
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ школы №8 г.Кинешма
Моторина Ирина Геннадьевна
Дети с особыми образовательными потребностями :
- глухие;
- слабослышащие;
-позднооглохшие;
- тяжелыми нарушениями речи»
- нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с расстройством аутистического спектра;
- со сложными дефектами.
Шаг 1
- Заявление родителей об организации обучения по АООП!!!!
- Заявление родителей об организации обучения по АООП!!!!
- Заключение ПМПК
- Заключение ПМПК
Шаг 2
- Создание рабочей группы на основании приказа руководителя ОО (зам.руководителя, педагоги, психолог, дефектолог и др. ) Разработка проекта АООП
- Создание рабочей группы на основании приказа руководителя ОО (зам.руководителя, педагоги, психолог, дефектолог и др. )
- Разработка проекта АООП
Шаг 3
- Согласование с родителями
- Согласование с родителями
- Утверждение ОО разработанной АООП
- Утверждение ОО разработанной АООП
Порядок разработки АООП
Адаптированная образовательная программа
- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития , когда отдельные психические функции ( память , внимание , мышление , эмоционально-волевая сфера ) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Причины задержки психического развития
Биологические:
- патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного ( нейроинфекции), токсического и травматического характера (травмы мозга) на ранних этапах развития ребёнка; генетическая обусловленность;
- патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности;
- недоношенность;
- асфиксия и травмы при родах;
- заболевания инфекционного ( нейроинфекции), токсического и травматического характера (травмы мозга) на ранних этапах развития ребёнка;
- генетическая обусловленность;
- недостатки питания и различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни - пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.); резус-конфликт; Близнецовость; эндокринные нарушения; тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные, как правило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития.
- недостатки питания и различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни - пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.);
- резус-конфликт;
- Близнецовость;
- эндокринные нарушения;
- тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные, как правило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития.
Социально - психологические:
- длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка (ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации, дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д., искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания); алкоголизм родителей; психические заболевания родителей; патологические черты характера у родителей.
- длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
- неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка (ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации, дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д., искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания);
- алкоголизм родителей;
- психические заболевания родителей;
- патологические черты характера у родителей.
Обучающиеся с ЗПР
— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ЦПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
АОП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности).
При составлении АОП каждый отдельный раздел прописывает тот или иной специалист: - администрация; - педагог начальных классов; - учитель-логопед; - психолог; - педагог по ритмике; - педагоги, осуществляющие внеурочную деятельность; - педагог по релаксации.
Структура АОП: 1. Целевой раздел 2. Содержательный раздел 3. Организационный раздел
1. Целевой раздел
включает: - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
2. Содержательный раздел
включает: - программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; - программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности; - программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении образования; - программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программу внеурочной деятельности. - программу коррекционной работы.
Разработка программы коррекционной работы
Особенности поведения и речи, обучаемость, темп деятельности, утомляемость
Определение «малых шагов» в коррекционно-педагогическом сопровождении
Конкретные рекомендации учителю класса (примеры инструкций, обращенной речи к ребенку, упражнений, заданий)
3. Организационный раздел
Включает: - учебный план; - система условий реализации адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область.
Состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам:
«Филология»
- Русский язык ( 5часов в неделю в 1-2 классах и 4ч в 3-4 классах);
- Литературное чтение (4 часа в неделю в 1-3 классах, 3 ч в неделю в 4 классе);
- Иностранный язык (изучается с 3 класса. На его изучение отводится 1 час в неделю).
«Математика и информатика»
(4 часа в неделю)
(Представление о компьютерной грамотности учащихся формируются в рамках учебного предмета «Технология»)
«Окружающий мир»
(2 часа в неделю)
«Искусство»:
- «Изобразительное искусство»
( 1 час в неделю)
(1 час в неделю)
«Технология»
( 1 час в неделю)
«Физическая культура»
(3 часа в неделю)
«Основы религиозных культур и светской этики»
(1 час в неделю)
Учебный план включает внеурочную деятельность в объеме (не менее) 10 часов в неделю:
- коррекционно – развивающая область – 7 часов в неделю;
- направления внеурочной деятельности – 3 часа в неделю.
Коррекционно-развивающая область внеурочной деятельности учебного плана в объеме 7 часов в нашей АОП представлена: индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями:
- логопедическими занятиями в объеме 3 ч в неделю
- психокоррекционными занятиями в объеме 3 ч в неделю и индивидуальными занятиями по ритмике в объеме 1 ч в неделю,
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время.
Продолжительность учебного года:
1 класс и 1 дополнительный класс – 33 учебные недели,
2 класс – 34 учебные недели,
3 класс – 34 учебные недели,
4 класс – 34 учебные недели.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут.
Продолжительность индивидуальных коррекционных занятий - 25 минут.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АОП НОО специалисты, осуществляющие его психолого-педагогическое сопровождение, оперативно дополняют структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы.
Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Спасибо за внимание!