ОГЭ –ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2020
ЗАДАЧИ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Задача 1.
Совершеннолетней Анне Ф. пришло СМС−сообщение со следующим текстом: Поздравляем! Вы выиграли новый автомобиль BMW, для получения приза свяжитесь с нами по номеру ***. Позвонив по телефону, Анна узнала, что ей необходимо уплатить небольшую сумму в качестве таможенной пошлины за растаможивание автомобиля и получила номер карты, на которую нужна перевести сумму. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Анны Ф.? Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Пояснение к задаче 1.
1. Скорее всего это мошенники, которые планировали получить денежные средства и скрыться, не предоставив Анне обещанного автомобиля.
2. Ни в коем случае не звонить по неизвестному номеру указанному в подобных СМС−сообщениях, не перечислять деньги на карты злоумышленников; сообщить в полицию о попытке мошенничества.
Задача 2.
16−летний Кирилл Б. летом устроился работать курьером. Заработную плату он получал на дебетовую карту. Однажды, возвращаясь домой, он обнаружил пропажу карты. Как следует поступить Кириллу, чтобы восстановить доступ к денежным средствам? Какие правила следует соблюдать Кириллу для безопасного использования дебетовой карты?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Пояснение к задаче 2.
1. Кириллу необходимо обратиться на «горячую линию» в банк, потребовать заблокировать карту (или выполнить это самостоятельно через интернет−банкинг), после чего обратиться в отделение банка за перевыпуском карты.
2. Ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код третьим лицам; не хранить PIN-код вместе с картой.
Задача 3.
Совершеннолетней Ксении Ярославовне на смартфон пришло сообщение: «Уважаемая Ксения Ярославовна, наш банк, клиентом которого Вы являетесь, проводил розыгрыш 1 млн. рублей, вы оказались победителем. Для подтверждения вашей готовности принять денежный приз пройдите по ссылке ниже в ваш аккаунт в интернет-банкинге нашего банка и нажмите кнопку согласия. После этого Вам на счет будет перечислен выигрыш».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ксении Ярославовны.? Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Пояснение к задаче 3.
1. Скорее всего это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги. По ссылке она попадет на сайт-клон, где введет данные своего аккаунта, они останутся у мошенников, которые воспользуются ими в корыстных целях.
2. Ни в коем случае не по ссылке; обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу безопасности банка.
Задача 4.
Полина Д. собиралась снять наличные деньги с карты в банкомате. В какой-то момент она обратила внимание, что молодой человек, который стоял в очереди за ней, подошел очень близко и внимательно следит за тем, что она будет набирать при снятии денег.
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Полины Д.? Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Пояснение к задаче 4.
1. Скорее всего это мошенник, который планирует получить конфиденциальную информацию о PIN−коде ее карточки и впоследствии украсть или отнять карту и снять с нее деньги.
2. Прикрыть второй рукой клавиатуру, на которой вводится PIN− код, чтобы не было видно цифр; вытащить карту, не вводя PIN−код и дождаться, когда молодой человек уйдет.
Задача 5.
Совершеннолетней Антонине Арсеньевне досталась в наследство крупная сумма денег. Её брат, работающий брокером, посоветовал открыть индивидуальный инвестиционный счет и вложиться в ценные бумаги. Какие ценные бумаги Вы знаете? Укажите любые два примера ценных бумаг. Укажите одно имущественное право, которое дает своему владельцу любая из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Пояснение к задаче 5.
1. Примеры ценных бумаг:
— акции;
— облигации;
— векселя и др.
2. Например, акции дают право получать дивиденды.
Задача 6.
15−летней Александре Е. на день рождение родители подарили 5 тысяч рублей. Александра решила отложить подаренные средства и накопить на новый смартфон. По совету отца она обратилась в банк X для открытия там вклада (депозита). С какого возраста в России разрешено самостоятельно вносить денежные средства в кредитные организации и распоряжаться ими? Что необходимо учесть Александре при выборе банка и предлагаемых им услуг, чтобы наиболее рационально разместить свои денежные средства.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Пояснение к задаче 6.
1. По достижению 14−летнего возраста.
2. Необходимо выбрать вариант депозита (вклада) с наибольшим процентом; следует выбирать банк с хорошей репутацией, который существует продолжительное время на рынке банковских услуг и т.д.
Задача 7.
У совершеннолетнего Василия сломался автомобиль. В автосервисе сообщили, что ремонт обойдется в 55 тысяч рублей. У Василия таких денег не было и он принял решение взять кредит в банке. Укажите два любых правила, которым следует придерживаться Василию при выборе кредитной организации.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Пояснение к задаче 7.
1. Внимательно изучить кредитный договор на предмет наличия скрытых платежей;
2. Выбрать наиболее низкую процентную ставку по кредиту (в год, а не в день);
3. Обращаться в банк, а не в микрофинансовые организации и др.
Задача 8.
Совершеннолетнему Оскару пришло SMS-сообщение с короткого номера: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, перезвоните по телефону *** . Для оперативности приготовьте Ваши паспортные данные и следующие данные по Вашей карте: № и PIN-код. Наш оператор решит данную проблему после вашей идентификации».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Оскара? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Пояснение к задаче 8.
1. Скорее всего это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги.
2. Ни в коем случае не перезванивать и не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код; обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу безопасности банка.