Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
на тему «С утра до вечера»
УМК «Перспектива»
Урок открытия новых знаний.
Цель урока: рассказывать о распорядке семейных дел в течение дня, определять своё место в круге домашних обязанностей, увидеть отличие жизни старинной и современной семьи.
Планируемые результаты
Предметные: осознавать необходимость помощи в ведении домашних дел, знать правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
1.Организационный момент
Стихотворение В.Кривошеевой «Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым и доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
-Уважаемые гости, ребята! Я всем желаю, чтобы Ваш день оставался добрым до вечера, чтобы вы справились со всеми запланированными на сегодня школьными и домашними делами и при этом не уставали.
-А какая у вас главная обязанность? (учиться)
-А что мы учили на прошлом уроке Окружающего мира? (дикие и домашние животные)
- Каких животных называют дикими? (живут сами по себе) Приведите примеры.
- Расскажите про домашних животных. (Их разводят люди, ухаживают за ними и заботятся) Для чего человек их выращивает? (приносят пользу, дают еду и шерсть, пух, шкуры)
-Молодцы! Вы были очень внимательными и смогли все запомнить.
-А теперь проверим вашу смекалку, отгадайте загадки, доскажите словечко.
Разгадывание загадок
1. Стать здоровым ты решил, значит, соблюдай… (ответ: режим);
2. Утром в семь звенит настырно наш веселый друг… (ответ: будильник);
3. На зарядку встала вся наша дружная… (ответ: семья);
4. Режим, конечно, не нарушу – я моюсь под холодным… (ответ: душем);
5. После душа и зарядки ждет меня горячий… (ответ: завтрак);
6. Всегда я мою руки с мылом, не надо звать к нам… (ответ: Мойдодыра);
7. После обеда можно сладко поспать, а можно и во дворе… (ответ: поиграть);
8. После ужина веселье – в руки мы берем гантели, спортом занимаемся, друг другу… (ответ: улыбаемся);
9. Смотрит к нам в окно луна, значит, спать давно… (ответ: пора).
II. Мотивационно – целевой этап.
- Ребята, скажите, много ли забот у ваших родителей, бабушек и дедушек дома? - А у вас тоже много дел или вы более свободны, чем взрослые?
- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?
Помогите мне назвать тему урока. На доске таблички со словами: с, до, утра, вечера. Тема урока: « С утра до вечера».
- Какие цели поставим?
- Как проходит наш день?
(Рассказать о семейных делах, уметь слушать друг друга, узнать новые сведения, отвечать на вопросы)
Молодцы.
III. Открытие новых знаний.
«Ребята, когда-то давным-давно люди сумели приручить удивительную птицу. Она живет в клетке, но всегда свободна. И с тех пор эта птица помогает нам узнавать, когда пора идти на работу или в школу; когда нужно выходить из дома, чтобы не опоздать в гости , и когда возвращаться домой. Птица особенная, она летит только вперед и никогда не возвращается назад, летит даже тогда, когда в клетке.
Вот загадка так загадка!
Подумайте, как зовут эту чудо-птицу.
Чтобы вам легче было догадаться, я вам подскажу: у нас в классе есть такой прибор, который позволяет дать ответ на мой вопрос (часы, время).
Правильно, эта волшебная птица – время. И его измеряют с помощью часов.
-Так зачем же часы нужны людям? (узнавать время)
Как вы думаете, это только мы с вами сравнили время с птицей?
- Прочитайте это устойчивое выражение
«Время летит!»
Как вы его понимаете?
Что хотели сказать нам люди этой фразой?
А вы в своей жизни успели заметить, как иногда быстро летит время? Когда быстрее всего время пролетает? (когда интересно)
И ушедшее время не вернуть, поэтому важно его ценить и использовать так, чтобы все и везде успевать и быть успешным.
-А как это сделать? Кто из вас, ребята знает?
В наших с вами силах контролировать время? Следить за временем, рассчитывать, планировать.
(рассчитывать, контролировать, планировать, следить за временем)
-Вы научитесь успевать все, если будете выполнять тайны времени.
_Сейчас я с ними вас познакомлю.
(Слайд1)
Взялся за дело – не отвлекайся!
-Как вы это выражение понимаете? (если занят важным делом, то не отвлекайся, вникай в его самую суть)
Делай все быстро и аккуратно!
-А это что значит? (Чтобы зря времени не терять и потом не переделывать)
Соблюдай режим дня!
- А что такое Режим дня?
- Режим – это распорядок дел, действий за день.
- Приведите примеры, чем вы можете заниматься в течении дня? (учиться, есть, играть, гулять.)
-У вас на партах лежат конверты с картинками.
Сейчас вы в парах составите по картинкам режим дня школьника. Расположите режимные моменты по порядку.
Самопроверка по эталону (Слайд)
Пробуждение или подъем
Зарядка
Гигиена (это наука и чистоте и здоровье) Какие гигиенические процедуры вас ждут утром? (чистим зубы и умываемся)
Завтрак
Дорога в школу
Занятия в школе
Обед
Дорога домой
Свободное время - А что можно делать в свободное время? (гулять. играть, рисовать, заниматься в студиях и секциях, читать)
Приготовление уроков
Ужин
Свободное время
Сон
-Вот мы с вами и составили режим дня.
- Назовите когда мы принимаем пищу? (завтрак обед, ужин)
- Что можно сказать об интервалах между приемами пищи? Какие они по времени? (примерно одинаковые)
- Почему важно есть не меньше 3 раз в день? (Чтобы обеспечивать наш организм полезными веществами на весь день, чтобы нам хватало энергии и это положительно сказывается на нашем здоровье.
-А как режим дня в целом влияет на ваше здоровье? (Помогает сохранить наше здоровье)
-Какие еще ежедневные процедуры важны для здоровья (Зарядка, гигиена)
-А насколько важно для вас свободное время? (очень важно. Положительные эмоции, прогулки на свежем воздухе, общение)
- Ребята, оттого насколько правильно составлен режим дня зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. И зная последовательность действий вы будете чувствовать себя увереннее.
Физминутка
Каждый день поутру делаем зарядку
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
Закрепление материала.
IV Закрепление полученных знаний.
- Ребята, мы составили с вами режим дня, а на какой день мы его составили? (рабочий)
-А какие дни еще бывает? (выходные)А это какие дни?
-А как вы думаете, нужно ли соблюдать режим дня в выходные дни? (ответы)
-Итак, режим дня нужно соблюдать всегда, т. к. организм привыкает к определенному ритму жизни. И если его нарушить, то это отрицательно скажется на здоровье человека и его делах.
-А кто еще должен соблюдать режим дня? (члены семьи)
-Правильно, режим дня нужен каждому в семье. Только у взрослых он может отличаться.
-Подумайте, а жизнь старинной семьи отличалась от жизни современной? Чем? Давайте уточним это, рассмотрев рисунки на с.84-85 учебника
-Слева какая семья изображена?
-Как вы поняли, что это старинная, а не современная семья? (мебель, посуда, одежда)
-Как проводили вечера члены семьи? (за чаепитием, чтением интересной книги, за разговорами)
- А как сейчас проводят вечера в семьях? (вместе едят, гуляют, общаются)
Вывод: как раньше, так и теперь члены семьи собираются вместе за столом, вместе проводят свободное время, заботятся друг о друге, трудятся на общее благо.
-А какие обязанности есть у вас в вашей семье? Что вы уже умеете делать?
- Посмотрите на картинку раньше дети помогали взрослым и что они могли делать?
- А что же изменилось со временем в семьях? (окружающие людей предметы, их внешний вид, материалы, из которых они сделаны, способы их действия. Предметы стали лучше и удобнее)
Игра физминутка Угадай предмет.
Если я показываю карточку со старинным предметом вы хлопаете, если с современным, то топаете.
- А теперь посмотрите, мы распределили предметы на 2 группы.
Составьте пары старинного предмета и его современного аналога
-Как вы думаете, нужна ли была в старину аккуратность в обращении с предметами домашнего быта?
- Дайте советы как нужно безопасно обращаться с этими предметами.
-Какими электроприборами вы пользуетесь дома с разрешения родителей?
Миксер, электродуховка, утюг, электроплита, стиральная машина,
телевизор, компьютер, музыкальный центр, настольная лампа, пылесос, электрочайник, микроволновая печь.
-Внимание на доску.
-Повторим правила пользования электроприборами. (слайд)
Соедините начало фраз с их окончаниями, и вы получите правила обращения с электроприборами.
Пользуйся только | по телефону 01 или 112 |
Домашними приборами пользуйся | исправными приборами |
Не оставляй без присмотра | включенные электроприборы |
Вызывай пожарных | с разрешения взрослых |
Не включай электроприборы | держись за вилку |
При включении и выключении электроприборов | посторонние предметы |
Не суй в розетку | повреждены |
Удлинители, розетки не должны быть | мокрыми руками |
V. Подведение итогов.
- Какую новую информацию вы сегодня узнали на уроке? (ответы детей)
VI. Рефлексия.
Продолжите предложение.
-Сегодня я узнал …
- Режим дня – это......
- Я буду соблюдать режим дня, потому что....
- Какую информацию, полученную на уроке, обязательно нужно запомнить и выполнять? ( Правила обращения с электроприборами)
-Что же самое важное в доме? Что самое важное в семье? (в семье самое главное — любовь, уважение друг к другу, согласие, лад, взаимная помощь и забота.)
-Какое задание понравилось больше всего?
VII. Самооценка.
-Вы получили рисунки старинных уличных фонарей. Их нужно включить. Если вы на уроке самостоятельно справились со всеми заданиями –включите зеленый свет,
если были затруднения- желтый свет,
было очень трудно –красный свет.
(Дома расскажите родителям о том, что нового узнали на уроке)
Приложение 2
Приложение 3
Пользуйся только | по телефону 01 или 112 |
Домашними приборами пользуйся | исправными приборами |
Не оставляй без присмотра | включенные электроприборы |
Вызывай пожарных | с разрешения взрослых |
Не включай электроприборы | держись за вилку |
При включении и выключении электроприборов | посторонние предметы |
Не суй в розетку | повреждены |
Удлинители, розетки не должны быть | мокрыми руками |
Приложение 4
Литература
1.Журнал «Начальная школа»
2.Поурочные разработки по окружающему миру.
3.Интернет- ресурсы «Быт в старину»
4. Книга В. Д. Сиповского "Родная старина".