Конкурсное задание«Методический семинар» Обобщение опыта профессиональной деятельности учителя начальных классов МКОУ СОШ №3 с. Кочубеевское Ставропольского края
Мишневой
Евгении Анатольевны
«Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить,
а факел, который надо зажечь...»
… А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Плутарх.
Тема работы: «Использование проектных технологий в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов»
Проектная деятельность
– это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Проектные технологии
Авторами данного метода считаются Дж. Дьюи и
его ученик В. Килпатрик.
Джон Дьюи и Уильям Херд Килпатрик
А.С. Макаренко
В России сторонниками проектного обучения в 20-е годы прошлого столетия были Н. К. Крупская, Б. В. Игнатьев, М. В. Крупенина, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин и другие.
В. Н. Шульгин
Н. К. Крупская
С.Т. Шацкий
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Особенностью проектной деятельности является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Гипотеза: при правильной организации проектная деятельность повысит интерес учащихся к учебной деятельности, будет способствовать повышению их интеллектуального и творческого потенциала, а соответственно качеству обучения.
Цель : выявить эффективность применения проектных технологий в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.
Что такое проект?
Само понятие проект (от лат. P roject «брошенный вперёд») означает план, замысел, описание того, что предстоит сделать .
В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным.
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов.
- Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.
Структура деятельности учителя и школьника
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания или способы деятельности
Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует
Предлагает возможные формы работы
Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов
Активен
Создает условия для активности школьника
Субъект деятельности
Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Опыт использования проектных технологий
Свою работу с учащимися я веду в двух направлениях:
- Классно-урочная деятельность.
- Внеурочная деятельность учащихся.
Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию
приемов логического мышления:
- анализ и выделение главного;
- сравнение, обобщение и систематизация;
- определение и объяснение понятий;
- конкретизация, доказательство и опровержение;
- умений видеть противоречия .
А также приёмов, связанных с культурой устной и письменной речи умений и навыков работать с книгой и другими источниками информации.
Формирование умений по классам
1 – 2 класс Находят решение проблемы, делают выводы по наводящим вопросам. Определяют задачи, проводят исследования по вопросам и с помощью родителей.
3 класс
Самостоятельно предлагают проблему, ищут информацию, с помощью выделяют главное, формулируют определения, ставят простые опыты, проводят анкетирование, с моей помощью проводят защиту проекта.
4 класс
Самостоятельно выполняют работу по выбранной теме, ищут информацию в сети Интернет, создают и защищают презентацию. Учитель выполняет роль консультанта.
- В 1 и во 2 классах мною велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса.
Были реализованы проекты :
- Информационный проект «Чем полезно молоко?»
- Учебный проект « Живая геометрия»
- Социально-значимый «Моя родословная»
- Творческий проект «Осень многоликая»
Типы учебных проектов:
- Исследовательские
- Творческие
- Информационные
- Социально-значимые
- Телекоммуникационные
Как мы работаем над проектом
- 1 этап. Погружение в проект.
- 2 этап. Организация деятельности.
- 3 этап. Осуществление деятельности
- 4 этап. Презентация результатов
- 5 этап. Рефлексия.
- В 3 и 4 классах наряду с коллективными проектами под моим руководством были созданы и реализованы индивидуальные проекты, с которыми ребята стали призёрами окружного этапа конкурса «Что? Откуда? Почему?».
Свои исследовательские проекты ребята ежегодно представляют на различных окружных конкурсах и слётах.
Особое внимание заслуживают социально-значимые проекты гражданско-патриотической направленности.
- Создание в школе стенда «Помним! Чтим! Гордимся!» стало продуктом проекта к 75-летию Великой Победы в ВОв 1941-1945гг. Большую помощь в реализации проекта оказали родители учеников.
- Минасян Эмилия выполнила индивидуальный проект о Герое Великой Отечественной войны 1941-1945гг Скрипникове Г.И . в рамках краеведческого конкурса проектов «Пройдусь по улице Героя».
Традиционными в моей практике стали ежегодные итоговые творческие проекты-спектакли.
В рамках урока Литературное чтение
спектакль Е. Шварца «Красная Шапочка»
3 - 4 класс.
В рамках внеурочной деятельности
спектакль «Дюймовочка», 2 – 3 класс.
Приуроченный к празднованию 8 Марта.
Результаты :
Результат включения младших школьников в проектную деятельность:
Изменилась моя позиция, как учителя.
- Больше стала доверять детям.
- Вовлекаю родителей в процесс обучения.
Изменились дети.
- Стали более собранными, самостоятельными.
- Могут выражать свое мнение.
- Учатся задавать свои вопросы
- Учатся добывать информацию из различных источников, критически оценивать ее, планировать свою работу, оценивать результат работы .
Вывод: метод проектов:
- Формирует и активизирует познавательную деятельность учащихся.
- Развивает творческие способности.
- Способствует выработке самостоятельности и потребности в самореализации.
- Выводит учебный процесс из стен школы в окружающий мир.
- Способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности.
- Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
- И, наконец, ведет к личностному росту ребенка , что, на мой взгляд, главное в работе каждого учителя.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!