СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация опыта работы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчёт о работе на педагогическом совете.

Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы»

ФИЛИАЛ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

с. ШИРОКИЙ ЛОГ





Отчёт по результатам работы на педагогическом совете школы по теме



«Активизация творческого потенциала обучающихся и повышение качества знаний с помощью адаптивной системы образования».









Автор: Короткова Г.О.

учитель географии























Школа села Широкий Лог расположена в таёжном уголке Амурской области, в 70-ти километрах от районного центра, где не каждый день бывает телефонная связь, практически отсутствует сотовая связь, нет радио, и не все могут позволить себе спутниковое телевидение, когда жителям приходится только мечтать об использован сети Интернет.

Численность обучающихся в школе с каждым годом уменьшается. Большинство школьников из малообеспеченных и неблагополучных семей, на первом месте у которых: «Что я сегодня буду кушать…».

Результаты исследования показали, что в силу социальных причин познавательный интерес, качество знаний снижается. Страх ситуации проверки знаний присутствовал у 28% школьников, страх не соответствовать ожиданиям окружающих у 39% обучающихся.

Какие качества следует воспитывать, а с какими бороться? Несмотря на позитивные сдвиги в образовании, положение дел оставляет желать лучшего. Настало время когда в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в современном, высокотехнологичном, конкуретном мире.

И главная задача школы, в том числе и моя, найти такие методы и приёмы обучения, которые смогут и слабому ученику почувствовать себя успешным, стать счастливым, найти своё место в жизни, адаптироваться к любым ситуациям. Как мне представляется активизировать творческий потенциал обучающихся возможно с помощью комплексного использования инновационных технологий обучения: адаптивной системы обучения, информационно-коммуникационных, проектно-исследовательских и технологии личностно-развивающего обучения.

Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования, была сформулирована тема педагогической системы: «Активизация творческого потенциала обучающихся и повышение качества знаний с помощью адаптивной системы образования».

Цель: Создание условий для активизации творческого потенциала обучающихся и повышение качества знаний.

Адаптивная система обучения – это образовательная система, способная каждому ученику помочь достичь оптимального уровня развития в соответствии с его природными задатками и способностями.

Актуальность заключается в том, что такая система работы позволят создавать между педагогом и обучающимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю самоконтролю, приёмам исследовательской деятельности, умению добывать знания, делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности, а главное воспитывать веру в себя и в успех.

Теоретический анализ педагогической и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта позволили исследовать творческий потенциал личности, разработать систему его формирования в учебном процессе, а также установить связь между активизацией творческого потенциала и повышением качества образования.

Данная тема является ключевой в приоритетных направлениях нашей школы в программе развития школы на 2013-2018 годы, так как миссия школы – формирование , нравственной личности как субъекта образовательного процесса и Российской культуры.

Анализ педагогической литературы позволил мне сформулировать основные формы работы:

  1. Проектная деятельность.

Её сущность состоит в том, что старшеклассники, работая над проектами, овладевают методами научной, творческой работы, принимают участие в экспериментах и исследованиях, что позволяет почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха. Опыт работы даёт основание утверждать, что проектная деятельность способствует более успешному усвоению обучающимися нового материала, повышению учебной мотивации, формированию навыков поведения в коллективе. Персональный проект – это творческая работа, с применением исследовательского метода, основы которого в современной дидактической системе соотносится с деятельным подходом. Проекты требуют знаний из разных областей науки. Когда проект написан, то автор его защищает на школьных конференциях, муниципальных и региональных конкурсах.

Обучающиеся подготовили и успешно защитили немало интересных и оригинальных работ. Перечислю лишь некоторые из них:

  1. «Восстановление лесов на гарях» (муниципальный, региональный конкурс – 1-ые места, всероссийский конкурс – лауреаты).

  2. «Школьный дендропарк» (региональный конкурс – 2 мсто).

  3. «Достойный пейзаж» (муниципальный и региональный конкурс – 1 –ые места).

  4. «Чистое село» (школьный – 1 место).

  5. «Мы ждём вас, птицы» (школьный – 2 место).

  6. «Зелёные зоны села» (школьный – 1 место).

  7. «Детская площадка в школе» (муниципальный 2 место).

  8. Демографический прогноз на основе последней переписи населения села Широкий Лог» ( 1 место на школьной конференции).

  9. «Экологические последствия золотодобывающей промышленности Амурской области» ( 2 – ое место в школе).

  10. «Наш школьный двор» (2-ое место в муниципальном конкурсе).

Работы оказались интересными и заинтересовали работников лесничества, администрацию школы. Эти проекты были реализованы. В школьном дворе силами обучающихся, их родителей, педагогов школы была построена игровая площадка, разбиты новые клумбы и рабатки, выгоревшая территория леса засажена молодыми сосёнками.

  1. Лабораторный практикум и опыты.

Программа школьного курса географии предусматривает проведение практических работ по изучению показателей, прямо или косвенно характеризующих экологическое состояние окружающей среды и экологическую ситуацию в целом. На уроках географии и внеклассных занятиях я провожу практические работы, отражающие актуальные показатели состояния окружающей среды, в то же время по уровню сложности, соответствующие базовым курсам географии и доступные для выполнения обучающимися.

Работы построены по принципу научности, методической достаточности, широты оцениваемых показателей, актуальности тематики работ и опытов, информационной и дидактической насыщенности изложения.

В кабинете географии есть две мини – экспресслаборатории «Пчёлка». Практические работы с использованием этого технического средства можно проводить на разнообразных уроках. Например при изучении темы «Почва» география 8 класс, провожу работы «Кислотность и засолённость почв Широкого Лога»; «Антропогенные нарушения почв», «Польза и вред полиэтилена». По теме «Климат» в 6, 7,8 классах: «Изучение запылённости воздуха», «Наблюдение за составом атмосферных осадков», «Определение содержания в воздухе углекислого газа». Тема «Гидросфера»: «Органолептические показатели воды», «Влияние синтетических моющих средств на зелёные водные растения» и другие.

  1. Личностно ориентированное обучение.

Часть детей требует особенного подхода к организации учебного процесса, так назрела необходимость создания программы «Дифференциация и индивидуализация в процессе обучения и воспитания». Цель программы – это создание условий для успешной самореализации и развития ребёнка». Для выявления мотивов и познавательных интересов обучающихся использовалось анкетирование, в котором приняли участие ученики 8-10 классов. Результаты анкетирования позволили сделать выводы, важные для реализации на практике личностной направленности в обучении. Наибольший интерес был к вопросам экологического характера, а также вопрос трудовых вакансий в связи с развитием хозяйства района.

Несомненно, эти показатели отражают ценностные ориентации обучаемых, а одна из главных ценностей нашего современного общества – это чувство патриотизма – любовь к своей стране и своему краю, а это, несомненно, - прерогатива географии. Так как я веду уроки географии и руковожу школьным лесничеством у меня имеются большие возможности открыть для ребят значение своей «малой Родины».

При изучении темы «Понятие хозяйство. Его структура» - 9 класс, знакомя обучающихся с хозяйством Амурской области, привожу примеры воздействия промышленности и сельского хозяйства на состояние природы Амурской области. Тема «ТЭК» - обращаю внимание на сложную проблему, возникшую в связи с развёртыванием стройки на Ерковецком угольном месторождении. Урок «История освоения, заселения и исследования Амурской области» провожу в школьном краеведческом музее. Этот урок создаёт определённый эмоциональный настрой, прививает любовь к природе, людям, проживающим в нашей местности, вызывает интерес к прошлому своей области, района, села. При изучении темы «Природа амурской области провожу интегрированные уроки географии и экологии, используя методики исследовательских работ. В 8 классе изучаем и исследуем почвы Широкого Лога, при изучении темы «Лесные ресурсы» , занимаемся описанием древостоя широкологских лесов, исследуем повреждения древесных пород, выявляем редкие и исчезающие растения своего района и изучаем антропогенное влияние на природу.

Тема «Климат» - даю задания, требующие собственных оценок: заполните таблицу «Особенности климата Амурской области».

Благоприятные

Неблагоприятные



Ответьте на вопрос: «Какой общий вывод можно сделать о климате и его значении в жизни населения?»

Личностно ориентированные уроки предполагают не только обучение основным предметным знаниям, умениям и навыкам, но и выявление способов овладения тем или иным навыком каждым учеником, раскрытие процесса, технологии усвоения.

Использование на уроке фольклора делает урок более ярким, учит наших порой излишне рациональных детей замечать красоту привычных и будничных сторон действительности, такие уроки я называю Урок – мудрости. Творческий потенциал развивает уроки на игровой, состязательной основе: конкурс, турнир, эстафета, деловая игра и другие.

Можно отнести сюда и уроки – имитации современных телевизионных игр, развивающие интерес к географии.

Уроки - походы, экскурсии, организация внеклассной работы по географии, проведение выставок географических открытий – это лишь небольшой пример уроков, развивающих творчество учащихся.

  1. Применение информационных технологий на уроках географии.

Основные направления применения электронных учебников и интернет ресурсов в обучении географии.



Проверка результатов обучения (тесты, творческие и практические работы)







  1. Принципы педагогической техники.

  1. Принцип свободы выбора.

Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять обучающемуся право выбора.

Свобода – безоговорочная для всех ценность. Никто, а особенно, дети, не любит навязчивых действий, чуждых решений, отсутствие выбора. В рамках любой системы обучения можно реализовать этот принцип. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за выбор.

  1. Принцип открытости.

Формулировка: не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Ученик должен осознавать, что есть информация, которой он ещё не знает. «Я знаю, чего я ещё не знаю». Сталкивать обучающегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Главное достояние школьника – жадность к познанию и саморазвитию.

  1. Принцип деятельности.

Формулировка: освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.

  1. Принцип обратной связи.

Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи.

  1. Принцип идеальности.

Формулировка: максимально использовать возможности, знания и интересы самих обучающихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность, самоорганизация обучающихся, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если грамотно согласовать содержание и формы обучения с интересами школьников, то тогда они сами будут стремиться узнать, а что же дальше? Если согласовать темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят её подкрепить.

Примеры интереса к учебному материалу:

  1. Привлекательная цель (принцип обратной связи и идеальности).

Перед обучающимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Например: география 5 класс при изучении темы «Солнечная система»: На какой планете вы бы хотели жить? 8 класс тема «Россия на карте часовых поясов»: Где вы можете 2 раза отметить свой день рождение или встретить Новый год?

  1. Отсроченная отгадка (принцип деятельности и идеальности). В начале урока загадываю загадку или сообщаю удивительный факт, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом. Например: 8 класс тема «Природные зоны» - может ли гриб быть выше дерева? 6 класс тема «Атмосфера» - могут ли капли дождя не долетать до поверхности земли?

  2. Фантастическая добавка (принцип обратной связи, деятельности, открытости). На уроке реальную ситуацию добавляю фантастикой. Например: география 5 класс тема «Вселенная» можно предложить такую ситуацию: «Что бы вы делали, если присутствовали на Земле в тот момент, когда наступило резкое похолодание?». 7 класс при изучении материков «Представьте, что вы оказались в Африке (в Австралии, в Америке) с первооткрывателями материков, как вы будите объясняться с коренными жителями материка? Как узнаете об их обычаях, расскажите о себе?».

  3. Пресс – конференция (принцип открытости, идеальности, деятельности, обратной связи). При изучении нового материала намеренно неполно раскрываю тему, предложив обучающимся задать дораскрывающие её вопросы. Когда вопросы заданы, можно разделить их на группы: вопросы, на которые можно ответить сейчас и на которые можно найти ответ в дополнительной литературе, на которые ответ, возможно не знает никто.

  4. Вопрос к тексту (принцип деятельности, открытости, идеальности, обратной связи). Перед чтением и изучением нового текста ставится задача: составить список вопрос к тексту.

  5. Своя опора (принцип деятельности, открытости, свободы выбора).

Обучающиеся составляют собственный опорный конспект по новому материалу.



  1. Здоровьесберегающие технологии.

Что может сделать педагог для сохранения здоровья обучающихся?

  1. Обеспечить в кабинете соблюдение гигиенических требований.

  2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при планировании и проведении уроков.

  3. Создавать благоприятный психологический климат урока.

  4. Чередовать различные виды деятельности на уроке, темп, использовать различные методы.

  5. Соблюдать динамическую организацию урока (физкультпаузы, гимнастику для глаз и т.д.) Физкультпаузы можно подбирать так, чтобы они способствовали снятию усталости и одновременно закрепляли географические понятия. Например при изучении сторон горизонта можно задействовать обе руки, сопровождая движения стихотворением:

Север, запад, юг, восток-

Компас очень нам помог!

При изучении отличий «молодых» гор от «старых» обучающиеся неплохо воспринимают такую рифмованную информацию, которую сопровождают жестами:

Горы молоды, когда?

Когда у них большая высота,

Острые верхушки и белые макушки!

При оценке опыта всегда возникает вопрос: а каковы же результаты?

Для проверки результативности моей педагогической системы были определены следующие показатели:

- качество знаний обучающихся;

- участие в конкурсах;

- интерес обучающихся к урокам географии.

Материалы первого этапа создания педагогической системы.

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образование. Современный выпускник совсем не такой, как 10 лет назад. Пришло осознание того, что детей нужно учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.

При обобщении опыта была поставлена цель - создать условия для активизации творческого потенциала учащихся и повышение качества знаний на уроках географии, основанные на современных технологиях, состоящие из конкретных приемов и форм работы, чтобы впоследствии при экономной затрате сил и времени достигать максимального результата.

В настоящее время ведущей идеей стратегии модернизации образования является духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Школьная география ответственна за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине. Этот предмет формирует в сознании школьников географическую картину - целостный образ современного мира. Задача учителя географии состоит в том, чтобы выявить в содержании практически каждого урока ведущие гуманитарные идеи, обладающие развивающей силой и формирующие личностное отношение каждого школьника к изучаемому материалу.

Отражая смену ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности, цели определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат.

Среди главных отличий можно назвать следующие:

  1. содержание предмета определяется так называемым Фундаментальным ядром, представляющим из себя систему ключевых понятий географической картины мира;

  2. выделены предметные, надпредметные (метапредметные) и личностные требования к результатам обучения;

  3. большое внимание уделено внеклассной работе по предмету.

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Школьная география, особенно география России - предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии - осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.

Подготовиться к полноценной жизни в условиях открытого общества возможно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий. Поэтому развитие школьника не сводится только к усвоению конкретных знаний и навыков, а заключается в формировании общих социальных умений и качеств, необходимых для становления личности в целом, чему способствует внеклассная работа по предмету.

Внеклассная работа призвана помочь решить ещё одну из важных проблем образования - создание условий для активизации творческих способностей учащихся, поскольку учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы обучающихся как к предмету в целом, так и к его отдельным разделам и курсам.

Условием появления у обучающихся способности принимать решения и отвечать за них является свой собственный опыт. Поэтому результатом участия школьника в реализации программы внеклассной деятельности всегда становится интеллектуальный, творческий продукт - проект, исследование, презентация, практическая деятельность, когда виден продукт своей деятельности.

Очень важной и необходимой составляющей внеклассной работы являются публичные презентации результатов работы. Предъявление результатов внеклассной деятельности может быть как на уровне класса, школы, так и до уровня региона, России.

Организация в школе внеклассной деятельности содействует получению ощутимых достаточно серьёзных результатов в плане личностного развития школьников. Участие в ней позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей, формирует у детей готовность к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.

В 2014 году была проведена психологическая диагностика учащихся 5-9 классов. Основными целями были следующие:

• Определить мотивационные сферы обучающихся;

• Помочь дезадаптированным детям сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного функционирования ребёнка в школьной среде.

Исследование проводилось с использованием разнообразных диагностических методик (наблюдение за учащимися в учебно- воспитательном процессе, беседы с учителями, родителями, детьми, анкетирование, тестирование детей и родителей).

По итогам проведённой диагностики был определён уровень сформированности социально-адаптированных качеств личности ребёнка, что позволило наблюдать за изменениями в развитии обучающихся и вовремя прийти на помощь, если показатели этого требовали.

По результатам диагностики были сделаны следующие выводы:

Число детей с негативным отношением к школе (дезадаптированными) невелико - 4%.

Степень сформированности школьной мотивации:

Высокий уровень- 15%

Средняя норма - 39%

Внешние мотивы - 28%

Низкая мотивация - 14%

Негативное отношение к школе - 4%.

Данные диагностики, после применения инновационных технологий:

Высокий уровень- 25%

Средняя норма - 49%

Низкая мотивация - 4%

Негативное отношение к школе - 1%.

Сфомированность социальной адаптированности учащихся:

Критерий оценки

Достаточно

хорошо

Несколько хуже

Недостаточно

развито

Любознательность

60%

27%

13%

Коммуникативность

71%

22%

7%

Готовность принятия социальных ролей

63%

24%

13%

Способность к самооценке

57%

20%

23%

Социальная

активность

65%

30%

5%

Сформированность эмоционально- ценностного отношения к миру

50%

34%

16%



Результаты исследования позволили сделать следующие выводы, что учащиеся имеют:

  1. Позитивный уровень возрастного и личностного общения;

  2. Общаются со сверстниками и взрослыми легко при любых обстоятельствах;

  3. Наблюдается рост самооценки;

  1. Осознают затруднения, умеют их преодолевать, а следовательно, научены самоизменяться;

  2. Наблюдается рост интеллектуальной работоспособности;

  3. Растёт качество творческих работ.

Изучение мотивов учебной деятельности показало, что среди подростков (6-7 класс) преобладают такие мотивы, как интерес к содержанию материала, ожидание нового, нестандартные приемы при проведении занятий, личностные качества самого учителя, психологическая поддержка педагога во время занятий. А среди старшеклассников (8-19 класс) 71% от общего количества опрошенных имеют такой мотив, как стремление к успеху, что обусловлено дальнейшим выбором профессии и поступлением в высшие учебные заведения.

Анализ уровня развития мотивов по различным видам учебной деятельности показал, что на конец 2016-2017 учебного года:

  • на 15 % повысилась мотивация преобразовательной деятельности (с 56% до 71% в)

  • на 18% увеличился уровень мотивации оценочной деятельности (с 50% до 68%)

  • на 15% вырос уровень мотивации коммуникативной деятельности (с 55% до 70%)

Материалы второго этапа создания педагогической системы.

Многие ученые ставят перед собой задачу — помочь учителю так организовать образовательный процесс, чтобы эффективно научить учащихся осознавать затруднения, возникшие перед ними, научиться их преодолевать, а следовательно, самоизменяться. Для этого создаются адекватные способы и средства обучения: технологии, программы, учебники и т. д. Перед автором встала проблема выбора инструментария для организации такого образовательного процесса. Нужно было сориентироваться в море обучающих ресурсов. «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты», - писал Ж.-Ж. Руссо. Были изучены следующие современные технологии:

1.Концептуальные положения проблемы реализации творческого потенциала на основе деятельного подхода (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов B.C. Ильин);

2. Теоретические основы личностно-деятельностного подхода (Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская).

3. Теории применения инновационных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (И.С. Якиманская);

4.Теории развивающего обучения (JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин);

5. Приёмы педагогической техники А.А.Гина.

Согласно психолого-педагогическим основам Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина:

  1. Процессы обучения и воспитания человека протекают внутри его собственной, личной деятельности, опосредствованной его отношениями с воспитателями, педагогами.

  2. Деятельность выступает субстанцией личностного развития. Между обучением и психическим, личностным развитием человека стоит активная деятельность.

  3. Внешние мотивы - это мотивы долга, обязанности, страха наказания. Внутренние мотивы, возникают самопроизвольно, без всяких усилий со стороны ученика, вследствие интереса решать проблему.

Обществу нужна творчески мыслящая личность, способная к самообучению и самостоятельному анализу информации. Именно такая личность способна принести обществу максимальную пользу.

Но как воспитать такую личность? Какая из многочисленных педагогических систем, методик и технологий наиболее адаптирована к данному заказу общества? Все это обязывает в корне пересмотреть отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса. Сегодня создан инструмент, позволяющий решить эту задачу, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются творческие способности учащихся. Таким инструментом являются инновационные технологии обучения. В этом заключается актуальность выбранной темы.

Данная система позволяет решить следующие задачи:

  1. Сформировать устойчивый интерес к географии с помощью адаптивной системы образования, на основе личностно-ориентированного обучения развивать память, внимание, логическое мышление.

  2. Активизировать творческий потенциал учащихся при широком использовании в преподавание географии информационно­коммуникационных технологий.

  3. Создать условия для проектно-исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями. На основе системы, по которой я работаю, была разработаны и внедрена в учебный процесс программа по реализации поставленных задач «Программа по активизации творческого потенциала учащихся и повышение качества знаний по географии». Данная программа была утверждена на методическом объединении учителей в 2014 году.


Материалы третьего этапа создания программы.


Адаптивная система образования даёт возможность учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движении с учётом своих возможностей и способностей.

Основные направления деятельности по реализации цели:

  1. Отработка механизма использования новых технологий, средств обучения.

  2. Создание авторских программ.

  3. Активизация творческой деятельности обучающихся с учётом

дифференциации и индивидуализации личностного подхода.

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Особенностью учебного плана является то, что учебный предмет «География» в 6 классе сокращен на 1 час в неделю за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществознание», но основные географические понятия закладываются именно в 6 классе, поэтому привлекаю обучающихся к посещению школьного лесничества. Краеведческий подход при обучении географии позволил, сформировать положительный образ территории, способствовал развитию критического и творческого мышления, воспитанию любви к родному краю. В 9 классе дополнительно проводится кружок «Геоэкологическое краеведение». Главное отличие — обязательное включение внеклассной работы по предмету. Разработана и апробирована программа школьного лесничества, которая включает практическую и исследовательскую работу на краеведческом материале. С целью повышения качества знаний внедрена программа дифференциации и индивидуализации в процессе обучения географии. Данная программа не только отражает результаты совместной деятельности учителя и учащихся, но и представляет основу для корректировки и дальнейшего совершенствования. Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи со стороны учителя, по степени самостоятельности обучающихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учащихся. Задача учителя - довести этих учащихся до уровня средних, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа организуется так, чтобы степень самостоятельности обучающихся со временем возрастала, доза помощи учителя постепенно снижалась. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера - именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности.



Заключение.



Таким образом, разработанная мною система активизации творческого потенциала обучающихся и повышение качества знаний с помощью адаптивной системы образования по географии дала положительные результаты по первому показателю – качество знаний. Важным показателем работы считаю и участие в конкурсах, конференциях.

Предложенная система позволила повысить творческий потенциал обучающихся, качество знаний по географии, поэтому можно сделать следующие выводы:

  1. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по географии для стимулирования творческой активности к предмету.

  2. Разработанная система позволяет повысить качество знаний, увеличить количество детей увлекающихся географией, создать положительную устойчивую мотивацию к географии.

Данная система работы мною апробирована, обоснована и защищена перед педагогами школы. Элементы системы представлены в виде мастер классов для педагогов района.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!