СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация опыта работы "Формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы "Формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства"»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Керимова Н.И. учитель изобразительного искусства ГБОУ ЛНР «Ровеньковская школа №8 им. С.В. Полуянова»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Керимова Н.И.

учитель изобразительного искусства

ГБОУ ЛНР «Ровеньковская школа №8 им. С.В. Полуянова»

Функциональная грамотность  в  ближайшем  будущем, станет  показателем  развитости  цивилизации,  государства,  нации, социальной  группы,  отдельной личности.   Для  школы  возникает  очень важная  цель:  подготовить  не  отдельных  элитных  учащихся  к  жизни,  а  обучить  мобильную  личность,  способной  при  необходимости  быстро  менять профессию,  осваивать новые социальные  роли  и  функции,  быть  конкурентоспособным

Функциональная грамотность в ближайшем будущем, станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным

ЧТО  ТАКОЕ  « ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  ГРАМОТНОСТЬ »? Функциональная  грамотность –  это  способность  человека  использовать  приобретаемые  в  течение  жизни знания  для  решения  широкого диапазона  жизненных  задач  в  различных  сферах  человеческой деятельности,  общения  и  социальных  отношений

ЧТО ТАКОЕ « ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ »?

Функциональная грамотность

– это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого

диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой

деятельности, общения и социальных отношений

ФУНКЦИОНАЛЬНО  ГРАМОТНЫЙ  ЧЕЛОВЕК успешно взаимодействует с изменяющимся  окружающим  миром; решает  различные стандартные  и  не  стандартные  жизненные  задачи; строит  социальные  отношения; обладает рефлексивными умениями  оценивать  свою  грамотность; не останавливается на достигнутом уровне  образованности.

ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

  • успешно взаимодействует с изменяющимся окружающим миром;
  • решает различные стандартные и не стандартные жизненные задачи;
  • строит социальные отношения;
  • обладает рефлексивными умениями оценивать свою грамотность;
  • не останавливается на достигнутом уровне образованности.
Ф УНКЦИОНАЛЬНАЯ  ГРАМОТНОСТЬ  ВКЛЮЧАЕТ  В  СЕБЯ  СЛЕДУЮЩИЕ  КОМПЕТЕНЦИИ : -  Математическую  грамотность Читательскую  грамотность Естественно-научную  грамотность Финансовую  грамотность Глобальные  компетенции Креативное  мышление

Ф УНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ :

- Математическую грамотность

  • Читательскую грамотность
  • Естественно-научную грамотность
  • Финансовую грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление
1.  Ч ИТАТЕЛЬСКАЯ  ГРАМОТНОСТЬ . Это  способность  ребенка  использовать  тексты  для  достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения  навыков. Для формирования читательской грамотности важно уметь  находить  и  извлекать  из текста  информацию,  размышлять  над  ним,  читать  между  строк .

1. Ч ИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ .

Это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков.

Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, читать между строк .

2.  М АТЕМАТИЧЕСКАЯ  ГРАМОТНОСТЬ . Под математической грамотностью понимается способность  ребенка  использовать  математические знания в  разных  контекстах,  на  основе  математических данных  описывать,  объяснять,  предсказывать  явления.

2. М АТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ .

Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления.

3.  Е СТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ  ГРАМОТНОСТЬ . Под  естественно-научной  грамотностью  понимают  способность  ребенка  формировать  мнение о  проблемах,  связанных  с  естественными  науками.  Для  этого  важны н а в ы ки  и н т ер п р е т а ц и и  н а у ч ны х  да н ных, у м е н ие с п лан и р о в а т ь  и  про в е с т и  и с с л е до в а н и е,  о б ъя с н и т ь явления  природы  и  технологии,  найти  доказательства.

3. Е СТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ .

Под естественно-научной грамотностью понимают способность ребенка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками. Для этого важны

н а в ы ки и н т ер п р е т а ц и и н а у ч ны х да н ных,

у м е н ие с п лан и р о в а т ь и про в е с т и и с с л е до в а н и е, о б ъя с н и т ь

явления природы и технологии, найти доказательства.

4.  Г ЛОБАЛЬНЫЕ  КОМПЕТЕНЦИИ Это  способность  ребенка  работать  в  одиночку  или  в  группе для  решения  глобальной  проблемы. Для  этого  важно  уметь  управлять  своим  поведением, в о с пр и н и м а т ь  но в у ю  и н фо р м а ц и ю  и  быть эмоционально открытым ей. Глобальные аналитического компетенции  подразумевают  развитие и  к рити ч е с к о г о  м ышл е н и я,  э мп а т и и  и способности  сотрудничать.

4. Г ЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Это способность ребенка работать в одиночку или в группе

для решения глобальной проблемы.

Для этого важно уметь управлять своим поведением,

в о с пр и н и м а т ь но в у ю и н фо р м а ц и ю и быть

эмоционально

открытым ей.

Глобальные

аналитического

компетенции подразумевают развитие

и к рити ч е с к о г о м ышл е н и я, э мп а т и и и

способности сотрудничать.

5.  К РЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ . Под  креативным  мышлением понимается  способность  ребенка  самостоятельно  или в  команде  придумывать  и  улучшать  идеи. Например, предлагать  инновационные  и  эффективные решения, использовать  воображение. Кр о ме  т о г о,  в а ж но у м е т ь  к р и т ич е ски  в з г ля н у т ь н а  св о и  ид е и ,  у в ид е ть  их сильные  и  слабые  стороны.

5. К РЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ .

Под креативным мышлением понимается способность ребенка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи.

Например,

предлагать инновационные и эффективные

решения,

использовать воображение.

Кр о ме т о г о, в а ж но

у м е т ь к р и т ич е ски в з г ля н у т ь

н а св о и ид е и , у в ид е ть их

сильные и слабые стороны.

6.  Ф ИНАНСОВАЯ  ГРАМОТНОСТЬ . Финансовая  грамотность  — сочетание  осведомленности, знаний,  навыков,  установок  и  поведения,  связанных  с финансами  и  необходимых  для принятия разумных  финансовых  решений,  а  также  достижения  личного  финансового  благополучия;  набор  компетенций  человека,  которые  образуют  основу  для  разумного  принятия  финансовых  решений.

6. Ф ИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ .

Финансовая грамотность — сочетание осведомленности,

знаний, навыков, установок и поведения, связанных с

финансами и необходимых для принятия

разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений.

Формирование функциональной  грамотности  –  это  сложный, многосторонний,  длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь  через систематическую работу на уроках,  умело,  грамотно  сочетая  различные современные  педагогические  технологии.

Формирование функциональной грамотности – это сложный,

многосторонний, длительный процесс.

Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую работу на уроках, умело, грамотно сочетая различные

современные педагогические технологии.

Х АРАКТЕРИСТИКАМИ  УРОВНЕВЫХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  ГРАМОТНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  ЯВЛЯЮТСЯ : целепологание : -  осознание  учеником  потребности и способности к самореализации; - возникновение учебно-  познавательного интереса; - владение приемами самостоятельной  работы;  - осмысление  терминов,  понятий, общеучебных  умений  и  навыков; планирование :  -  способность  ориентироваться  в  условиях задачи;  -  выделение  алгоритма  поиска  необходимой  информации; принятие решения :  -  выбор оптимального  варианта  для решения  поставленной  задачи;  анализ  планов  деятельности; выполнение :  -  умение  работать  с  текстом,  рисунком,  схемой  и  графиком. оценка  результатов  которая  проходит  по  критериям:  не  может  быть допустимой,  допустимая,  высоко  допустимая  и  наиболее  эффективная .

Х АРАКТЕРИСТИКАМИ УРОВНЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЯВЛЯЮТСЯ :

  • целепологание : - осознание учеником потребности и

способности к самореализации; - возникновение учебно- познавательного интереса; - владение приемами самостоятельной работы; - осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;

  • планирование : - способность ориентироваться в условиях

задачи; - выделение алгоритма поиска необходимой информации;

  • принятие решения : - выбор оптимального варианта для

решения поставленной задачи; анализ планов деятельности;

  • выполнение : - умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.
  • оценка результатов которая проходит по критериям: не может быть допустимой, допустимая, высоко допустимая и наиболее эффективная .
Чем  могу  помочь я,  как учитель изобразительного искусства,  обучающимся для формирования в  них  функциональной  грамотности?

Чем могу помочь я, как учитель

изобразительного искусства, обучающимся для формирования в них функциональной грамотности?

В  процессе и з о браз и т е л ь н о й  де я т е л ь н о с ти  у ч а щ и е ся усваивают  графические  и  живописные  умения  и  навыки, анализировать  предметы  и  явления учатся  наблюдать,  окружающего  мира. учебный  предмет  изобразительное Таким  образом, ис к у с с т в о  с л у ж и т эффективным  средством  познания действительности  и  одновременно  помогает развитию  и  формированию зрительных восприятий,  воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических  процессов. Знания,  умения  и  навыки  находят  широкое  применение  как н а  др у г и х  у ро к а х,  та к  и  в   д а л ь ней ш ей  т р у до в ой У м е ни е   рис о в а ть,  з р и т е л ь н о  п р е д ста в л я ть деятельности. различные  объекты  необходимо  во  многих  профессиях.

В процессе

и з о браз и т е л ь н о й де я т е л ь н о с ти у ч а щ и е ся

усваивают графические и живописные умения и навыки,

анализировать предметы и явления

учатся наблюдать, окружающего мира.

учебный предмет изобразительное

Таким образом,

ис к у с с т в о с л у ж и т

эффективным средством познания

действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

Знания, умения и навыки находят широкое применение как

н а др у г и х у ро к а х, та к и в д а л ь ней ш ей т р у до в ой У м е ни е рис о в а ть, з р и т е л ь н о п р е д ста в л я ть

деятельности.

различные объекты необходимо во многих профессиях.

В ОПРОСЫ  И  ЗАДАНИЯ , РАЗВИВАЮЩИЕ  ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ  ГРАМОТНОСТЬ НА  УРОКАХ  ИСКУССТВА

В ОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ,

РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ

НА УРОКАХ ИСКУССТВА

Виды заданий, направленных на формирование  функциональной грамотности на уроках  изобразительного искусства:    - Владение способом стилизации (упрощения) сложной формы  - Применение полученных знаний и способов изображение сложной формы  - Выявление основных визуальных характеристик предметов, самоанализ  - Нахождение ошибок в изображении  - Опыт работы в роли эксперта  - Выявление критерий оценивания  - Практическая работа по предложенной инструкции

Виды заданий, направленных на формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства:

- Владение способом стилизации (упрощения) сложной формы

- Применение полученных знаний и способов изображение сложной формы

- Выявление основных визуальных характеристик предметов, самоанализ

- Нахождение ошибок в изображении

- Опыт работы в роли эксперта

- Выявление критерий оценивания

- Практическая работа по предложенной инструкции

«К АРТИНА  М АЛЕВИЧА » Ниже представлена  ветка  форума,  посвященная  обсуждению  картины  Малевича  «Черный  квадрат». Изучите  сообщения  пользователей форума. Вопросы: Мнение  какого  участника дискуссии  больше  всего  соответствует  вашему  мнению  о  картине Малевича? Запишите имя  участника  и  приведите  два аргумента из текста, чтобы проиллюстрировать  ваш  ответ .

«К АРТИНА М АЛЕВИЧА »

Ниже представлена ветка форума, посвященная обсуждению картины Малевича «Черный квадрат». Изучите сообщения пользователей форума.

Вопросы:

  • Мнение какого участника дискуссии больше всего соответствует вашему мнению о картине

Малевича?

  • Запишите имя участника и приведите два

аргумента из текста, чтобы проиллюстрировать ваш ответ .

«К АРТИНА  М АЛЕВИЧА »

«К АРТИНА М АЛЕВИЧА »

В СТАВЬТЕ  ПРОПУЩЕННОЕ  СЛОВО И  л ю бой  пр е д м е т ,  к а к ой  б ы  т о  ни  было  фо р м ы, м о ж н о   разл о ж и ть  на   с у м м у   о сновных   фиг у р  –  прям о у г о л ь н и к ов, треугольников,  кругов  и овалов

В СТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

И л ю бой пр е д м е т , к а к ой б ы т о ни было фо р м ы, м о ж н о разл о ж и ть на с у м м у о сновных

фиг у р – прям о у г о л ь н и к ов, треугольников, кругов и овалов

ПРИМЕР  ТВОРЧЕСКОГО  ЗАДАНИЯ :  « ПЕРСПЕКТИВА»  Д ОБАВЬТЕ  ПОДПИСИ  К  ИЗОБРАЖЕНИЯМ   Угловая  перспектива  Центральная  линейная  перспектива

ПРИМЕР ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ : « ПЕРСПЕКТИВА» Д ОБАВЬТЕ ПОДПИСИ К ИЗОБРАЖЕНИЯМ Угловая перспектива Центральная линейная перспектива

Естественно-научная грамотность и креативное мышление Тема урока: О чем рассказывают гербы?  Задание 1  Выберите верное определение и подчеркните его:  А) геральдика – наука о денежных знаках;  Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;  В) геральдика – наука о марках.  Задание 2  Рассмотрите фигуры и напишите во второй колонке, какие фигуры являются  геральдическими, а какие негеральдическими. Задание 3 Создайте эскиз герба вашей семьи или школы (класса), использовав особенности средневековой геральдики. Описание правильного выполнения работы: На эскизе представлен вариант герба семьи или школы (класса) в соответствии с законами геральдики (наличие сложного, т. е. разделённого на несколько частей, гербового поля, символике знаков и цветов).

Естественно-научная грамотность и креативное мышление

Тема урока: О чем рассказывают гербы? Задание 1 Выберите верное определение и подчеркните его: А) геральдика – наука о денежных знаках; Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении; В) геральдика – наука о марках. Задание 2 Рассмотрите фигуры и напишите во второй колонке, какие фигуры являются геральдическими, а какие негеральдическими.

Задание 3

Создайте эскиз герба вашей семьи или школы (класса), использовав особенности средневековой геральдики.

Описание правильного выполнения работы:

  • На эскизе представлен вариант герба семьи или школы (класса) в соответствии с законами геральдики (наличие сложного, т. е. разделённого на несколько частей, гербового поля, символике знаков и цветов).
Сформулируйте тему урока.  О чем пойдет речь? Представьте такую ситуацию. Катя из 5 класса, посмотрев на изображения на экране и на рисунки ответила, что тема урока может называться « Вазы », а Митя, из этого класса, ответил, что данная тема может называется « Древняя Греция ». Как вы считаете, кто из школьников, на ваш взгляд ответил верно? А. Катя Б. Митя В. Оба ответили верно Г. Оба ответили не верно. Как бы вы сформулировали тему урока? Формирование глобальной грамотности и критического мышления

Сформулируйте тему урока. О чем пойдет речь?

Представьте такую ситуацию. Катя из 5 класса, посмотрев на изображения на экране и на рисунки ответила, что тема урока может называться « Вазы », а Митя, из этого класса, ответил, что данная тема может называется « Древняя Греция ».

Как вы считаете, кто из школьников, на ваш взгляд ответил верно?

А. Катя Б. Митя В. Оба ответили верно

Г. Оба ответили не верно.

Как бы вы сформулировали тему урока?

Формирование глобальной грамотности и критического мышления

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ СТИЛИЗАЦИЯ?  Креативное мышление и финансовая грамотность  Оформлении текстиля (одежды, тканей)  Оформлении интерьера  Оформлении посуды

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ СТИЛИЗАЦИЯ? Креативное мышление и финансовая грамотность

Оформлении текстиля (одежды, тканей)

Оформлении интерьера

Оформлении посуды

На уроках изобразительного искусства обучающиеся осваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Знания, приобретаемые на уроках, находят широкое применение на уроках по другим предметам (ОДНКНР, истории, литературы, музыки)и т.д.
  • На уроках изобразительного искусства обучающиеся осваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира.
  • Изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, чувств и других психических процессов.
  • Знания, приобретаемые на уроках, находят широкое применение на уроках по другим предметам (ОДНКНР, истории, литературы, музыки)и т.д.
С ОДЕРЖАНИЕ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  ГРАМОТНОСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО  К  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЛАСТИ -  И СКУССТВО Эстетическая  грамотность Ориентация  в  памятниках  культуры  среды  проживания (Знание  основных  стилей  в  музыке,  литературе, архитектуре;  литературных  жанров;  стилей  и  направлений в  о д е жд е ;  д е лово й  к о с т ю м  м у ж ч и н ы  и  ж е н щ и н ы ; разными требования  к  одежде,  предъявляемые профессиями;  элементы  домашнего  убранства  и  дизайн; косметика  индивидуальности) Л.М.Перминова, доктор педагогических наук, профессор  кафедры управления персоналом Московского института  открытого  образования.

С ОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

- И СКУССТВО

  • Эстетическая грамотность
  • Ориентация в памятниках культуры среды проживания

(Знание основных стилей в музыке, литературе,

архитектуре; литературных жанров; стилей и направлений

в о д е жд е ; д е лово й к о с т ю м м у ж ч и н ы и ж е н щ и н ы ;

разными

требования к одежде, предъявляемые

профессиями; элементы домашнего убранства и дизайн;

косметика индивидуальности)

Л.М.Перминова, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления персоналом Московского института открытого образования.

и  х у д о ж е ст в енная  к у л ь т у р а  — Эсте т и ч е с к ая важнейшие  личности. с о с т а в ляю щ и е  д у х овно г о  о б л и к а О т  их  н а л и чия и степени развития в  ч е ло в е к е т в о р ч е с к ая и  де я тельн о сти, зависи т  е г о интеллигентность, направленность устремлений особая  одухотворенность о тн о ше н и й  к  м и р у  и другим  людям. Без  развитой  способности  к  эстетическому  чувствованию, переживанию человечество вряд ли  смогло  реализовать  себя  в  столь  разносторонне  богатом и прекрасном мире « второй природы », то  есть  культуры.

и х у д о ж е ст в енная к у л ь т у р а —

Эсте т и ч е с к ая важнейшие личности.

с о с т а в ляю щ и е д у х овно г о о б л и к а

О т их н а л и чия

и

степени

развития

в ч е ло в е к е

т в о р ч е с к ая и де я тельн о сти,

зависи т е г о

интеллигентность,

направленность

устремлений

особая одухотворенность

о тн о ше н и й к м и р у и

другим людям.

Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры.

Н а  у ро к ах  ИЗ О  м ы  « н е  выращи в аем» профессиональных  художников,  но  мы  развиваем у  обучающихся  креативное мы ш лен и е, стимулируем  самостоятельный  поиск  нужной работать в коллективе, знакомимся с искусством и  культурой  родного края. Мы  создаем  условия  для  формирования индивидуальности, личности, которая будет легко  адаптироваться  в  быстро  меняющемся  мире. информации возможность в  различных выбора  путей и с т о ч ни к ах, решения, даем у ч и м ся

Н а у ро к ах ИЗ О м ы « н е выращи в аем» профессиональных художников, но мы развиваем

у обучающихся креативное

мы ш лен и е,

стимулируем самостоятельный поиск нужной

работать в коллективе, знакомимся с искусством и культурой родного края.

Мы создаем условия для формирования индивидуальности, личности, которая будет легко адаптироваться в быстро меняющемся мире.

информации

возможность

в различных

выбора путей

и с т о ч ни к ах,

решения,

даем

у ч и м ся