ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ.
Тема «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста через познавательную активность»
Подготовили воспитатели группы компенсирующей направленности
Балакина Яна Юрьевна, Панюкова Галина Григорьевна.
Введение. Безопасность - это умение правильно вести себя в различных ситуациях. Профессиональный стандарт «Педагог» так определяет трудовые действия воспитателей детских садов: участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребёнка в период пребывания в образовательной организации. Основной деятельностью дошкольника является игра. Поэтому игровые средства являются приоритетными при формировании основ безопасности жизнедеятельности. Необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации. Правила поведения и меры безопасности тесно связаны с условиями проживания человека: современный мегаполис или деревня, квартира в многоэтажном доме или одноэтажный дом–каждая среда предъявляет совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Поэтому мы решили показать своим детям как живут их сверстники в деревне. Так у наших детей появились новые друзья - куклы Саша и Маша. Знакомство с ними прошло в игровой форме дети, придя в группу, обнаружили необычный конверт без адресата предположили, что это может быть письмо от друзей по посткроссингу, но внутри их ждал сюрприз -разрезная картинка, собрав которую дети увидели фото Саши и Маши. Эти герои то и дело попадали в неприятные, а порой опасные ситуации и просили помощи у ребят, что мотивировало последних на поиски ЗУН по данной теме. «Ситуация игры в мяч на проезжей части. И ее последствия». «Ситуация игры с пожароопасным предметом -спичками». «Вредная и полезная еда» и т.д. Так как Саша и Маша живут в деревне и много времени проводят на свежем воздухе, играют с мячом, катаются на велосипеде, санках, лыжах. Едят здоровую пищу – овощи, фрукты, молоко, то именно с их помощью мы смогли раскрыть тему «Здоровый образ жизни».
Цель педагогического опыта :
совершенствование системы работы по формированию представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.
Задачи в работе с детьми
- апробировать инновационные игровые средства для формирования основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста;
- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
- расширить возможности предметно – развивающей среды для организации работы с детьми по формированию ОБЖ
- способствовать эмоциональному и благополучному развитию детей.
Задачи в работе с родителями
- знакомить родителей с работой МБДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
- повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
Формы работы - ознакомление с правилами безопасности на специально-организованных занятиях; - ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений, познавательных бесед; - организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок; - использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр и пособий; - экскурсии в музей, - просмотр презентаций, мультфильмов по данной тематике; - игры-драматизации, развлечения; -проекты; - создание мультфильма
Приключения Саши и Маши в трёх частях 1 часть «Азбука здоровья» 2 часть «Один дома » (Дети без пожаров) 3 часть «Азбука дорожного движения» ЗНАКОМЬТЕСЬ: наши друзья, куклы Саша и Маша.
Знакомство с куклами прошло в игровой форме
1 часть «Азбука здоровья» Развивающая среда Лепбук «Пирамида здоровья»
«Веселые витамины», «Спортивные загадки», «Берегите зрение», «Спаси зубки от кариеса», «Добрые советы доктора», «Волшебные точки»-самомассаж, «Режим дня», «Дыхательная гимнастика»
Центр скорой медицинской помощи
Уголок здоровья
Непосредственно - образовательная деятельность Занятие с использованием пескотерапии «Веселые витамины»
Совместная работа с родителями. Занятие «Салат с грядки»
БЕСЕДЫ «Почему нельзя питаться чипсами и увлекаться газированной водой». «Чем могут быть опасны грязные руки».
Конкурс стенгазет «Спорт и танцы в моей семье»
Совместное развлечение с родителями. «Спортивная семья-залог здоровья»
Работа с родителями
Развлечение «Доктор Айболит и Витаминка за ЗОЖ!»
2 часть
Проект: «Дети без пожаров»
Спички детям не игрушка
Центр пожарной безопасности
Мобильный прозрачный бокс с атрибутами для сюжетно-ролевых игр в группе и на прогулке
Конкурс рисунков по пожарной безопасности.
Сюжетно-ролевые игры:
«Мы- пожарные», «Служба спасения»
Дидактические и настольные игры
Подвижные игры
«Огонь и вода», «Пожароопасные предметы»
Непосредственно - образовательная деятельность
Цикл бесед: «Спички детям не игрушка», «Огонь- друг, огонь-враг», «Чтобы не было беды»
Непосредственно - образовательная деятельность Аппликация «Пожарная машина», «Пожар в лесу»
Лепка «Пожарный»
Оригами «Пожарные- ребята славные»
Экспериментальная деятельность
Опыты: «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?», «Чем можно потушить огонь?», «Водой масло не затушишь», «Почему во время пожара часто происходит взрыв?».
Конкурс рисунков по пожарной безопасности.
Тренировочная эвакуация
Экскурсия в пожарно-спасательный музей
«В гостях у ребят спасательный отряд»
Интерактивный «Пожарно – спасательный музей»
Конкурс поделок по пожарной безопасности
Конкурс рисунков по пожарной безопасности.
Викторина «Юные пожарные»,
Развлечение «Как Незнайка в пожарные готовился»,
Инсценирование сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом».
3 часть «Азбука дорожного движения»
Развивающая среда центр ПДД
Мобильный бокс с атрибутами для сюжетно-ролевых игр в группе и на прогулке
Дорожные знаки
Непосредственно образовательная деятельность « Для чего нужны дорожные знаки?», Красный, Жёлтый, зелёный», «Почему надо соблюдать правила дорожного движения»
Непосредственно - образовательная деятельность Аппликация «Мой друг Светофор»
Сюжетно ролевые игры
Настольные игры
Игры на улице
Рабочие моменты по созданию мультфильма «Не играйте на дороге»
Конкурс поделок по правилам дородного движения
Мы надеемся, что наш опыт работы, предложенные игры – занятия помогут сформировать у дошкольников опыт безопасного поведения, который позволит Вашим детям предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости - правильно действовать. Спасибо за внимание!