Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» пгт. Гвардейское»
Симферопольского района Республики Крым
Презентация опыта работы по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность»
Подготовила: воспитатель подготовительной группы
«Ромашка» Власова И. Н.
2019 г
Уважаемые коллеги, не секрет, что проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Краеведение разнообразно и охватывает все отрасли знаний. Мы знаем, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине, со знакомства с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона.
Знакомясь с родным посёлком Гвардейское, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях.
Цель моего опыта заключается в формировании у детей дошкольного возраста целостного представления о родном крае, любви к окружающей их природе, посёлку, в котором они живут.
Достижению поставленной цели способствует решение таких задач:
1.Создание оптимальных условий для развития у дошкольников патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному поселку и Крыму;
2. Знакомство с поселком, его историей и достопримечательностями, что даст детям почувствовать себя маленькими гражданами, участниками жизни малой родины;
3. Взаимодействие с родителями при знакомстве детей с родным поселком, вовлечение в поисковую и творческую деятельность, взаимодействие с объектами социального окружения.
Я работаю над темой второй год. Но за этот небольшой период времени, мы с ребятами уже многое узнали о своей малой родине. Я начала с воспитания у наших ребят любви к близким, семье, детскому саду и родным местам. Был проведён цикл бесед, тематических занятий с дошкольниками: «Моя семья», «Профессии моих родителей», «Традиции моей семьи», оформлены альбомы и «Родовое дерево». Ребята с удовольствием рассказывали друг другу свою родословную, знакомили с семейными традициями, гордо отзывались о своих родных: маме и папе, бабушке и дедушке, старшем брате или сестре. В моей группе очень много многодетных семей, поэтому малыши уже с детства учатся заботиться о младших и уважать старших.
На экскурсии в кабинет учителя-логопеда, медицинской сестры, на пищеблок, в пожарную часть посёлка, в детскую библиотеку, в музыкальную школу, наблюдая за трудом дворника, ребята знакомились с профессиями работников детского сада и людей, живущих в посёлке Гвардейское. Дошкольники усваивали тонкие человеческие ценности: всякий труд почётен, уважай труд взрослых, гордись их достижениями и успехами.
С историей возникновения родного села я знакомила детей в процессе бесед об известных односельчанах, о названиях улиц, а так же в ходе пеших и виртуальных экскурсий. Ребята познакомились с Героями Советского Союза: Хаджиев Константин Ильич, Бирюков Григорий Иванович, Остряков Николай Алексеевич, Талбухин Фёдор Иванович, Амет-Хан Султан, Володя Ефимов, в честь которых названы улицы посёлка Гвардейское.
Особое место в краеведческой работе занимают ознакомление детей с подвигами наших земляков, участников Великой Отечественной войны и тружениками тыла. Для этого в осенний и весенний периоды организую экскурсии к памятникам славы. 13 апреля, в День освобождения поселка Гвардейское от немецко – фашистских захватчиков, мы традиционно со старшими дошкольниками поздравляем ветеранов и участников боевых действий, возлагаем цветы к памятнику «Вечная слава героям».
Воспитанию социально-активной личности, способной понимать и любить природу родного края, на мой взгляд, способствуют такие формы взаимодействия с детьми как акции: «Птичья столовая», «Покормим птиц зимой», «Скворечник для птиц». После их проведения я заметила, как дети прониклись любовью к братьям нашим меньшим – птицам. Каждый из дома приносил корм для птиц зимой: свежее сало для синичек, зернышки и семечки для воробьев. Мы наблюдали, как птичьи столовые были переполнены посетителями. А весной нас радовали своим щебетанием скворцы, шустро занявшие скворечники на участке детского сада.
В теплое время года мы с воспитанниками совершаем пешие переходы на стадион. По дороге мы наблюдаем за сезонными изменениями в живой и неживой природе, запоминаем названия деревьев, кустарников, лекарственных трав; слушаем пение птиц. Свои впечатления ребята отражают в изобразительной деятельности: рисуют, лепят, делают аппликацию. Затем, на выставке детских работ, любуются своим творчеством.
В период работы над моей темой был проведён цикл тематических занятий по ознакомлению дошкольников с природой Крыма и культурой народов, проживающих в Крыму. В ходе НОД на тему «Как прекрасен этот мир» ребята познакомились с природными зонами Крыма, растительным и животным миром.
А интегрированное занятие «Урок Красоты» расширило представление детей о декоративно-прикладном творчестве русского, украинского и крымско-татарского народов. Сформировало стойкие представления о красоте и ценности произведения искусства.
Организованная развивающая предметно пространственная среда играет огромную роль в усвоении дошкольниками краеведческого материала. Поэтому мы стараемся регулярно обновлять содержание центра краеведения, где расположен подобранный материал по ознакомлению детей с историей и традициями села Гвардейское, Республики Крым, ее символикой, историей, традициями.
В нём содержатся альбомы «Моя семья», «Наш посёлок Гвардейское», «По местам боевой славы», «Города Крыма»; предметы одежды и быта народов Крыма, картинки, иллюстрации, произведения крымских поэтов и писателей, легенды Крыма и многое другое. Каждый мой воспитанник имеет возможность использовать материалы центра краеведения в самостоятельной деятельности.
Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на мой взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Ведь семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни.
В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей в патриотическом воспитании дошкольников: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д.
Практика показывает, что более эффективными в достижении поставленных целей являются развлечения, семейные гостиные и посиделки. За время работы над темой я старалась включать краеведческий материал во все формы взаимодействия с родителями. Воспитанию основ духовной культуры детей, интереса к культурному наследию народов Крыма, способствовали праздники, в которых участвовали и родители: фольклорный праздник «Посиделки», «Осенняя ярмарка», «Неделя культуры народов Крыма», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», участие в ежегодном фестивале детского музыкального творчества «Кроха». А, так же, родители активно участвуют в создании краеведческих фотовыставок, оформлении и проведении фольклорных праздников, изготовлении для детей элементов русских, украинских и крымско – татарских национальных костюмов.
Работа по теме опыта будет мною продолжена. Запланировано много интересных мероприятий: долгосрочный проект к 75 пятилетию Великой Победы, встречи с нашими односельчанами, экскурсии на природу. Думаю, что это будет очень полезно для наших ребят, расширит их кругозор, даст более полное представление о нашем поселке в целом. Самое главное у детей будет формироваться чувство любви и гордости за свою малую Родину, страну, в которой они живут. А это значит, что в дальнейшем наши дети будут расти достойными гражданами своей страны.