МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка»
«Современная педагогическая технология
«Дети – волонтеры»
как эффективное средство социально – личностного развития дошкольников»
Подготовила:
Казакова Анна Викторовна
воспитатель
первой квалификационной
категории
г.Рыльск
.
«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». (Роден)
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла
и как можно больше добра»
Л. Толстой
Актуальность
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Одна из таких форм – технология «Дети-волонтёры».
Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.
Цель технологии «Дети волонтёры »:
социально-личностное развитие детей, воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии «Дети волонтёры»:
Образовательные:
- Формировать опыт взаимоотношений и сотрудничества, расширять зоны контактов детей в пространстве детского сада через разные виды деятельности.
- Вовлечь детей в деятельность волонтерского движения.
- Создать ситуацию развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим.
- Дать детям практические навыки участия в волонтерском движении.
Развивающие:
- Развивать у воспитанников навыки общения, взаимодействия, сотрудничества в разновозрастном коллективе.
- Развивать целеустремленность, инициативность.
- Способствовать становлению саморегуляции собственных действий
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувства милосердия, самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность.
«Чтобы поверить в добро,
надо начать делать его» Л. Толстой
Этапы организации волонтерского движения
Организационный
Практический
Итоговый
Организационный этап - «Путешествие в мир добрых дел».
Формировала у дошкольников понятия «волонтер», «волонтёрское движение». Мотивировала детей на волонтерскую деятельность, организовала команду .
Наши правила:
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.
- Доведи начатое дело до конца.
- Если ты волонтер, не будь равнодушным
к проблемам других.
- Умеешь сам – научи другого.
- Учись слышать людей, уважать их мнение.
- Будь настойчив в достижении целей.
Название и эмблема отряда.
« Людям мы несем добро,
Свет улыбок и тепло.
Помогаем от души:
Мы уже не малыши!»
НАШ ГИМН:
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Практический этап
«Добрые дела дошколят» –
реализация конкретных дел волонтерской команды.
С Е НТ Я Б Р Ь
Торжественное мероприятие – принятие в ряды волонтёрского отряда «Добрые сердца»
О К Т Я Б Р Ь
«Радуга добрых дел»
Акция «Играем вместе»
О К Т Я Б Р Ь
«День радостной встречи со сказкой»
«Научим тому, что умеем сами» «Время добрых дел»
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Акция «Столовая
для птиц»
«Умеем помогать» «Добрые дела дошколят»
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Акция «Покормите птиц зимой!»
Поможем птицам, люди!
Они ведь так малы,
Давайте не забудем
Их в долгий день зимы.
На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать ,
Трудно пищу добывать
Снегирь, синица, сойка,
Конечно, воробьи
В морозную погоду
Слетелись к нам они.
Зерно и хлеба крошки
Пусть вдоволь поклюют
И знают, что ребята
Их с радость здесь ждут.
«Неделя добрых дел» «Трудовой десант - «Чистые тропинки»
Я Н В А Р Ь
«День защитника Отечества» «И рады мы проказам матушки – зимы!»
Ф Е В Р А Л Ь
Ф Е В Р А Л Ь
«День волшебства»
Акция «Научи меня играть» «Уроки природы»
М
А
Р
Т
Акция
«Каждой птичке –
свой домик!»
«Волшебники в мире детей» Операция «Зелёный патруль»
А
П
Р
Е
Л
Ь
«Кладовая добрых дел»
ВЫСТАВКА РИСУНКОВ
«МИРОМ ПРАВИТ ДОБРОТА»
А П Р Е Л Ь
Акция «День Победы» «Праздник мыльных пузырей»
М
А
Й
М А Й
Акция «Бессмертный полк»
Итоговый этап – «Копилка добрых дел»
Волонтерство - очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным.
Выходя из стен детского сада, мои дети, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества» Д.С. Лихачев
Спасибо за внимание!
Библиографический список
1. Амирова Р. И. «Волонтерство как инновационная практика в России» //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81.
2. Вертинская В.И. «Волонтерство как форма совместной деятельности детского сада и семьи».
3.Каблучко Л.Б. « Организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде способствующей ранней социализации дошкольников». 2012 год.
4. Шарыпин А.В. «Волонтёрское движение: истоки и современность» / А.В. Шарыпин / Современные исследования социальных проблем, 2010. - №4 с. 214-220.